Статья на тему: "Использование современных образовательных технологий"
статья на тему
В настоящее время перед преподавателем стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования. Этот доклад заслушивался на августовской районной секции учителей биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_biologii.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Использование современных образовательных технологий на уроках биологии»
(выступление на августовской секции
учителей биологии и химии)
Выступила:
Лисиченко Светлана Васильевна,
учитель биологии
МОУ «Бутырская ООШ»
В настоящее время перед преподавателем стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.
Школа - важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации образовательной работы. Она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, создание условий для его индивидуального развития.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. А воплотить в жизнь данную стратегию позволяет адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Таким образом, особая позиция школы состоит в том, что ребенок в ней - не просто ученик, он – личность. Главный акцент в своей деятельности школа делает на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, так как контингент учащихся школы неоднороден; поэтому содержание образовательного процесса, подбор технологий осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечён в активную учебную и воспитательную деятельность в зоне своего ближайшего развития. Перед учителем биологии встала проблема создания таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию. Наиболее значимыми качествами «нового типа личности» являются: высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, способность осуществлять совместную коллективную деятельность, умение находить, анализировать, применять информацию.
Сегодня привычные представления о качестве образования, как о высоком проценте четверок и пятерок, не удовлетворяют не только нас, но и родителей как определяющих социальный заказ нашего времени. Поэтому сегодня главное для ребенка — не сумма знаний, умений и навыков, которые получает он в стенах школы, а умение применять полученные знания и опыт совместной работы и личных достижений при строительстве собственной судьбы. Именно поэтому важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Профессия учителя, педагога - творческая профессия. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподаёт, но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Учитель – это личность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Но ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются различные технологии.
В настоящее время насчитывается более 100 образовательных технологий. Какие - то из них годятся для одних учащихся, другие - для других. Приступая к использованию в практике своей работы образовательных технологий, необходимо настраиваться не на механический труд, а на творчество. Использование технологий требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика – напряжённого труда. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В настоящее время в России важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Личностно – ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие. Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности. И эта задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Что же такое «технология», и в частности «образовательная технология»? В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. (В.М.Монахов)
Из приведённых определений можно выделить следующие признаки технологии: двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приёмов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействие участников образовательного процесса. Отмеченное даёт нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».
Под образовательной технологией – понимается система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Исходные научные идеи:
1.Технология развития критического мышления учащихся (М.О.Чошанов): критическое мышление способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
2. Технология разноуровневого обучения (В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, В.Ф.Паламарчук): уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои учебные возможности.
3. Технология проектного обучения (Дьюи, Лай, Торндайк): с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».
4. Технология модульного обучения (М.О.Чошанов, П.И.Третьяков):
- только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных;
- если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников он находится в зоне своего ближайшего развития. То, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам;
- чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль;
- интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Таким образом, образовательная технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения, учитывающий и раскрывающий индивидуальные способности учащихся, создающий ситуацию успеха для каждого учащегося на учебном занятии.
«…Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой).
Образовательная технология - это технология развития критического мышления учащихся.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения; способность анализировать информацию с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Критическое мышление учащихся учитель биологии развивает в ходе проведения вводных уроков, на которых у учащихся складывается эмоциональное, образное представление об изучаемой теме или разделе. Особое внимание обращает на то, что на таком уроке не формируются конкретные знания, а только идёт сообщение о них. Поэтому в цели урока не ставит задачу добиться конкретных знаний по данному материалу. Учитель считает, что основная цель данной технологии – пробудить у учащихся интерес к той или иной изучаемой теме, а если появится интерес, то учащиеся получат знания на уроке или самостоятельно, а это и будет успех в их учебной деятельности.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Виталий Александрович Сластёнин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении. Итак, следующая образовательная технология, которую использует учитель в учебном процессе - технология разно уровневого обучения.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
На уроках биологии учитель использует разно уровневые контрольные срезы. Они разработаны по темам, которые вызывают затруднения у учащихся при изучении, а также и по другим темам предмета (6-9 классы). Контрольные срезы предусматривают задания 3-х уровней: воспроизводящий; конструктивный; творческий.
Здесь проявляется дифференцированный подход в обучении учащихся. Контрольные срезы показывают уровень обученности учащихся, и если учащиеся не справляются со 2 или 3 уровнем, то необходимо изменить стиль своей работы, больше уделять внимания на обучение учащихся раскрытию причинно-следственных связей, что заставляет учащихся думать, а не воспроизводить готовые задания, анализировать, обобщать, делать выводы.
Чтобы технология разно уровневого обучения была эффективной, автор опыта ориентируется на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др.).
Подготовка учебного материала по биологии предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. По каждой изучаемой теме учитель проводит итоговый контроль; для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями темы, организуется коррекционная работа до полного усвоения материала.
Важным условием разно уровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта); главный акцент в обучении автор делает на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
Технология модульного обучения.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе. Данная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Изменяется деятельность учителя. Его главная задача разработать модульную программу, модули; а на занятии – учитель организует, координирует, консультирует, контролирует.
Технология проектного обучения.
«…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников» (В.В.Гузеев).
Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер.
Учитель - консультант, его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это и есть создание на уроке ситуации успеха для учащегося, очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.
Учебный проект - это открытая и динамическая форма организации работы школьников, которая включает выбор, творческие решения и реализацию их в виде продукта учебной деятельности.
Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, ощутить успех. При создании проекта учитывается индивидуальность ребёнка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы проектной работы, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Именно поэтому одной из многочисленных задач современной школы является успешная социальная адаптация учащихся.
Успех сегодня во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать проектное мышление, организуя особый вид деятельности учащихся — проектную деятельность.
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в проектных работах стали проблемные мини-эксперименты. Организация экспериментальной работы даёт возможность учащимся почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания стимулируют ребёнка к новым исследовательским действиям. Практической частью проекта «Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека» является проведение и анализ социологического опроса учащихся 5-9 классов, а также практическая работа «Выявление влияния алкоголя и никотина на активность ферментов слюны». Практическая часть проектной работы «Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека» - анализ питания учащихся в школьной столовой (является ли оно рациональным и сбалансированным?) и проведение практической работы «Определение пищевых добавок в продуктах питания». Таким образом, участие в проектной деятельности дает реальный жизненный опыт и способствует формированию серьезных, осознанных и ответственных решений в выборе будущей профессиональной деятельности, а это первая ступень к самореализации и само актуализации личности.
В конце учебного года проводится публичная защита проектов. Защита проекта требует от учеников своевременного доведения работы до конца и тщательного оформления в соответствии с требованиями, а также умений обосновывать ее достоинства, видеть свои недостатки, отвечать на вопросы оппонентов. На публичной защите учащиеся 9-х классов с интересом слушают презентации выступающих «биологов», задают вопросы; учащиеся, которые защищают свои проектные работы - отвечают на вопросы учащихся, учителей-предметников, делают выводы и стараются высказывать собственное мнение по данным проблемным вопросам. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Была видна серьёзная, большая, самостоятельная работа учащихся над образовательными проектами. Проектная деятельность способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося, развитию у них активности и самостоятельности, воспитанию интереса к знаниям и умению самостоятельно их приобретать.
За методом проектов будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века. Школа будущего - школа проектов! «…Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью» (М.Монтень).
Биология - очень интересный предмет, который полон тайн и загадок. Учебные занятия с использованием современных образовательных технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость, успех и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку, познавательный интерес.
Здесь проявляется инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию. Когда учащимся всё понятно, когда не возникает трудностей в выполнении заданий, когда успешно усваивается тема, тогда и повышается познавательная активность. Учащиеся с удовольствием отвечают на уроках, стремятся показать, чему они научились, хотят узнать ещё больше.
Таким образом, ситуации успеха способствуют открытию перед учащимися перспективы их роста, помогают добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 2.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких технологиях, применяемых учителем на практике...
Статья по теме самообразования: "Современные образовательные технологии на уроках географии"
самоанализ работы по теме самообразования...
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...
Статья "Учебная игра как современная образовательная технология"
Значение игры в урочной и внеурочной деятельности....