Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
статья
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» ̶ искусство, мастерство, умение и «logos» ̶ наука, закон. Дословно «технология» ̶ наука о мастерстве. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Имеется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Школа кулинара-кондитера» используются разнообразные педагогические технологии.
- Технология проблемного обучения.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Например: «На занятиях ребятам дается задание найти выход из возникшей проблемной ситуации (пересолили суп; дрожжевое тесто имеет малый объем; блинное тесто получилось с комочками и т.д.). Используя учебные пособия, интернет-ресурсы дети самостоятельно находят решения, как можно исправить возникшую проблему. При решении разных ситуаций у детей развивается мыслительная деятельность». В результате создания в учебной деятельности проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
- Разноуровневое обучение.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому учащемуся овладевать учебным материалом на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения – это технология, при которой за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней.
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться по образовательному маршруту. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Примером использования данной технологии являются разноуровневые карточки-задания; практические задания на усложнение в зависимости от индивидуальных способностей ребенка.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с выполнением практической работы, определять время подачи теоретического материала, выделять время на проведение самостоятельных и практических работ, что дает положительные результаты в обучении.
4. Технология проектов.
В системе дополнительного образования широко используется технология проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:
- разработка проектного задания,
- разработка самого проекта,
- оформление результатов,
- общественная презентация,
- рефлексия.
Этапы деятельности учителя и деятельности учащихся
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта.
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2. Выделение подтем в тем проекта.
Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую.
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем.
Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп.
Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.
Если проект объемный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением группой.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Учитель принимает участие в обсуждении.
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).
Докладывают о результатах своей работы.
5. Рефлексия
Педагог оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.
Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.
Проектные технологии, в программе кулинарного направления, используются при проведении тематических конкурсов, таких как «Самый вкусный блин», «Калейдоскоп новогодних рецептов», что способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.
Дополнительное образование является социально значимой сферой, ориентированной на развитие склонностей, способностей и интересов, нравственных качеств и профессиональное самоопределение детей различных возрастов. Живя в динамично изменяющемся обществе, педагог дополнительного образования должен быстро адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим и культурным условиям образования, обновляющимися содержанием и технологиями обучения, различными формами выявления результатов своей профессиональной деятельности с целью повышения качества образовательного процесса, а также – предъявления результатов социальному окружению.
Список литературы
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Беспалько В.П. Учебник. – М.: Гардарика, 2008. – 368 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / Левина М.М.: Учебник. – М.: Велби, 2007. – 480 с.
- Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.
Основные направления. формы и методы реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".
В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....
Представление опыта работы педагога дополнительного образования Гуровой Светланы Вячеславовны ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Представление опыта работы педагога дополнительного образования МБУДО «Городской центр развития и научно-технического творчества»Гуровой Светланы Вячеславовны ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Ст...
Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.
Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран...
Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава9из опыта работы педагога дополнительного образования
Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования...
Приказ об итогах работы по подготовке сборника методических материалов педагогов района «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»
Приказ о награждении победителей и призеров...