Статья по теме самообразования: "Современные образовательные технологии на уроках географии"
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
Научная статья по теме самообразования:
«Современные образовательные технологии на уроках географии»
учитель географии МОУ СОШ №43
Котельникова Наталья Фёдоровна
Мы воспитываем и обучаем детей XXI века, детей у которых новое мышление, мировоззрение, способы получения информации, технические возможности. Моя задача заключается в том, чтобы научить детей учиться всеми доступными возможными способами. Само понятие педагогическая технология – это есть продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).[1]
Суть моей системы обучения как нельзя лучше описал Максим Горький: «Учитесь у всех, не подражайте никому!» Наиболее часто на своих уроках я использую элементы системы развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова. Его методика предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение памяти, мышления, речи. В связи с возрастанием в содержании школьной географии теоретических знаний усиливается связь методики обучения географии с логикой. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также с задачей школы «научить учащихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями учащиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Для формирования у учащихся причинно-следственных связей процессов и явлений я использую элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Виктора Фёдоровича Шаталова. Например, при изучении темы «Гидросфера», сначала мы беседуем о значении воды на Земле, называем её отличительные свойства, пробуем на вкус, затем составляем схему: «Состав гидросферы», а когда речь доходит до круговорота воды в природе, тут детское творчество не имеет границ: Капельке посвящают стихи, сказки, сочинения- рассуждения.
Для учеников старших классов наиболее часто я использую технологию проблемного обучения. По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся споры: одни авторы определяют его как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.А. Лернер, М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В. Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В. Кудрявцев). [2]И.Я. Лернер утверждал: «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий» .
Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у учащихся нет потребности в разрешение проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы.
Например, в 10 классе при изучении раздела «Демография», ребята активно участвуют обсуждении проблемного вопроса: « В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенсаеление?»
Часто на уроках географии я использую информационно – коммуникационные технологии – (ИКТ).
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. На уроках географии, где изучаются материки, океаны, ландшафты информация об их красоте вряд ли запечатлеется, если они не увидят их изображения!
Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помогает в решении этой непростой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Учащиеся самостоятельно, с радостью готовят презентации, где показывают своё умение находить нужную информацию, кратко излагать мысли, подбирать соответствующую картинку, фото, демонстрируют своё мастерство работы с компьютером и др.
И, пожалуй, соединяющим звеном перечисленных технологий является здоровьесберегающая технология. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Немаловажным элементом здоровьесбережения является смена видов деятельности на уроках, что является и требованием ФГОС. Наиболее продуктивно все известные характеристики здоровьесбережения отмечаются при проведении урока на открытом воздухе или во время экскурсии. Конечно, здоровье ученика зависит от многих факторов, но моя задача заключается в создании наиболее комфортных условий для каждого ученика на уроке географии.
Каждому из нас неплохо было бы прислушаться к высказыванию русского классика, постулаты которого не стареют и сейчас. Н.В. Гоголь не будучи географом, он одно время преподавал географию в гимназии, подчеркивал важное образовательное и воспитательное значение географии как учебного предмета, обращал особое внимание на необходимость давать хорошие знания по географии России. Он указывал на сухость преподавания географии в школах и подчеркивал важность занимательности преподавания.
Н.В. Гоголь на основании личного опыта преподавания географии выдвинул
следующие методические идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени:
1) преподавание географии нужно строить в соответствии с возрастными
особенностями учащихся;
2) изложение географического материала обязательно связывать с картой;
3) географические объекты не только показывать на карте, но и характеризовать;
4) при изложении необходимо заботиться о том, чтобы прослеживались связи между
деятельностью населения и природой;
5) преподаватель должен постоянно работать над стилем изложения;
6) тайна увлекательного изложения кроется в приближении изложения к слогу
путешественника, нужно рассказывать устами очевидца.
Применение перечисленных технологий в моей педагогической деятельности позволило добиться положительных результатов:
1) Проблемное обучение привело к возникновению таких ситуаций на уроке, что подвигло ребят исследовать данную проблему. Итогом работы были выступления и призовые места в НПК «Шаг в науку» по темам: «Демографический портрет города Борзя» - II место в муниципальном этапе, «Геологическое строение Борзинского района: от прошлого к настоящему и будущему» II , «Борзя сквозь призму Нрын-Лугокан» - I место в муниципальном этапе, «Таинственное влияние воды на прорастание семян салата» -III место. В НПК «Моя малая Родина» выступали с темой «Сосновый рай-частичка Борз», где заняли II место.
2) Развивающее обучение позволяет вызвать у учащихся желание учиться, видеть взаимосвязь взаимодействия всех изучаемых дисциплин, это служит толчком для более углубленного изучения предмета. На протяжении уже нескольких лет учащиеся нашей школы занимаю первые и призовые места на муниципальном этапе олимпиад по географии.
3) Применение информационно-коммуникативных технологий позволили создать методическую базу презентаций по географии с 5-11 класс.
Хотелось бы, чтобы мои ученики посещая мои уроки географии, понимали значение слов Антуана де Сент Экзюпери: « Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…»
[1] Doklad_Sovremennye_obrazovatelnye_-25816
[2] Лернер И.Я. «Развитие мышления школьников в процессе обучения», М. Просвещение, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов образовательных технологий на уроках географии.
В статье предложены раличные формы активного обучения на уроках географии....
Статья на тему: "Использование современных образовательных технологий"
В настоящее время перед преподавателем стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получ...
Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках технологии"
Наши дети во многом такие же как мы, но и иные во многом. Они уже по другому живут, они намного умнее нас, они намного раньше, чем лет 20 назад усваивают другие реальности, они быстрее переходят в вир...
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "
Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...