Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.
методическая разработка по теме
Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnaya_chast._ikt.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести
специально для целей образования.
Энтони Маллан.
(известный английский педагог)
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы жизни, в том числе и на образование. Применение компьютера в школе теперь не является редкостью. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде. Учитель, владеющий компьютерной грамотностью, имеет возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным.
Известный римский философ Сенека писал: «Обучая других – обучаюсь сам». Наверное, эта фраза, как нельзя лучше, отражает применение ИКТ на уроках математики. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности. Время неумолимо бежит вперед, ручку и лист бумаги для учителя уверенно заменяет клавиатура и монитор компьютера.
Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
На мой взгляд, медиа-урок имеет свои методические возможности и преимущества:
1) повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
2) возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;
3) организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
4) повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;
5) развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
6) формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп,
выстраивание логических связей и др.),
формирование информационной культуры школьников.
Я считаю, что одним из главных преимуществ информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках математики является изменение формы представления информации. Моя главная методическая задача преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
ИКТ могут быть использованы в различных форматах:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование тренировочных программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ;
- использование информационно-справочных программ.
На мой взгляд, наиболее успешно использование ИКТ технологии на уроках геометрии. Изображение геометрических фигур, построение сечений с использованием средств компьютерной графики меняет характер преподавания предмета. В процессе своей работы широко использую электронные тематические презентации при объяснении нового материала, повторении и контроле знаний. Красочные объемные фигуры, менять расположение которых можно простым движением мыши, также просто можно изменять и параметры этих фигур – быстро, удобно и главное, наглядно и интересно. Учитель освобождается от рисования, какого либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено мелом на доске. Эффективно применение анимации. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Особенно актуально это становится при изучении стереометрии.
Происходит визуализация предмета, работает одновременно и зрительная и слуховая память. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Удобно использовать презентации и при повторении учебного материала. За короткое время можно повторить большое количество материала, а учащиеся, пропустившие урок, могут использовать презентации для самостоятельной работы. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы.
Часто предлагаю учащимся создать собственные презентации, например, по темам: биографии ученых-математиков; история чисел и т.д. Считаю, что это очень полезный вид деятельности, т.к. подключает разные умения и способности, в основном творческие: отобрать материал, скомпоновать его определенным образом, выделить главное, чтобы это было интересно слушателям и в то же время не перегружено информацией.
Далее будут приведены несколько презентаций, выполненные моими учениками:
● презентация по теме “Золотое сечение” (ученика 10“В” класса Володарского Максима);
● презентация по теме: “История чисел и вычислений” (ученицы 7“Б” класса Кайковой Юлии);
● презентация на тему: “Пифагор и его теорема” (ученицы 7“Г” класса Абрамчук Карины);
● презентация на тему: “Пифагор Самосский” (ученицы 7“Д” класса
Борисова Никиты);
Заключение.
«Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и
не забывайте, что, сколько бы Вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет
ни границ, ни пределов».
Н.А. Рубакин
Пришло время, когда необходимо постоянное, а не фрагментарное использование современных компьютерных технологий в учебном процессе для более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, с целью развития творческих способностей, информационной культуры учащихся.
Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии. Для учителей старшего поколения, не знавших ранее с какой стороны подойти к компьютеру, перед «погружением в ИКТ» встаёт также психологическая задача: «А смогу ли я?..»
Как мне кажется, я смогла. Было трудно, но теперь у меня есть опыт, которым могу поделиться с другими. И стоять на месте уже не могу. Постигать все тонкости компьютерных технологий в одиночку очень трудно. И поэтому призываю уважаемых коллег, объединять наши усилия, делиться своими находками друг с другом. Ведь не зря народная мудрость гласит "Спрятал и потерял, поделился и нашел".
К сожалению, наша загруженность не позволяет изучить всё и сразу. Но не надо отчаиваться! Будет завтра, потом ещё день и мы всё успеем, всё сможем!!! Главное не давать себе расслабиться и тогда, незаметно для себя, Вы увлечётесь настолько, что подумаете: «Как я раньше без всего этого обходилась?». Я – учитель математики и в моей работе необходимо применять ИКТ. К тому же я - современный учитель и просто современный человек. Поэтому применение и использование современных информационно-коммуникационных технологий - это для меня и работа, и самообразование, и реализация своих амбиций, и выражение моего творческого потенциала, и... этих "и" очень и очень много.
С моими разработками по методической деятельности, открытые уроки, рефераты и т.д. вы можете ознакомиться в Интернете:
■ мини- сайт на Интернет - портале ProШколу.ru “Сайт учителя математики - Саватеева Ирина Петровна”;
■ nsportal.ru – социальная сеть работников образования (сайт учителя математики - Саватеева Ирина Петровна).
За активное участие в жизни образовательных порталов имею соответствующие грамоты, сертификаты и дипломы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
документ + презентация к уроку в работе...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики
Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...
Применение информационно-коммуникативных технологий при подготовке к региональному экзамену по математике
Цель исследования: показать возможность использования информационно – коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии при подготовке к региональному экзамену по математи...
Применение современных образовательных технологий на интегрированных уроках математики
Показаны приемы технологии развиия критического мышления...
Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии
Урок по математике в 5 классе по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии...
Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии
Урок по математике для 5 класса по теме "Координатный луч" с применением информационнно-коммуникативной технологии...