Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии
план-конспект урока по математике (5 класс)

Прохорова Елена Александровна

Урок по математике для 5 класса по теме "Координатный луч"  с применением информационнно-коммуникативной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_inf-kommun_teh.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по математике в 5 классе

по теме: «Координатный луч»

с применением информационно-коммуникативной технологии

Урок разработан учителем математики

МБОУ Бобровская СОШ №1

Прохоровой Еленой Александровной

Класс: 5 «Б»

Дата проведения: 02 .10. 2020 

Предмет: математика  Класс:5

Тема урока:   Координатный луч.

Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации. 

Задачи урока:  

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Познакомить с понятиями: единичный отрезок, координата,  координатный луч;

2. Закрепить умения строить координатный луч с выбранным единичным отрезком, записывать координаты точек, по заданным координатам находить положение точки на координатном луче.

3. Уметь применять знания  о координатном луче при решении практических задач.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать навыки эстетического восприятия;

2.Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развивать внимание, память, воображение и мышление;

4. Развивать математическую культуру речи и письма

5.Развивать творческую инициативу и самостоятельность обучающихся.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитывать доброжелательные отношения среди обучающихся в работе парами, группами, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Тип урока     урок первичного открытия (усвоение) новых знаний 

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

-самоопределение, и смыслообразование;

-умение приводить примеры;

-находчивость и активность при решении задач;

-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающей жизни;

-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математической проблемы;

- умение строить координатный луч с выбранным единичным отрезком, записывать координаты точек, по заданным координатам находить положение точки на координатном луче;

-умение работать с математическим текстом;

-грамотно использовать математическую терминологию  и символику.

Структура и ход урока

Этапы урока;

задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг.  момент

  1. Фрагмент из мультфильма «38 попугаев» ( песенка «Ужасно интересно…») СЮЖЕТ 1
  2. Учитель: Фрагмент из мультфильма «38 попугаев» будет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Слушают учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: формирование способности к преодолению препятствий

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний обучающихся

  1. Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?

  1. Луч – это…
  2. Отрезок – это…
  3. Можем ли мы у луча измерить длину? А у отрезка?
  4. Каковы единицы измерения длины?
  5. Если отрезок ОА вы измерите своей ученической линейкой, а я демонстрационной, то длина отрезка будет одинаковая или разная? Почему?
  6. А, сейчас, давайте посмотрим, как решают эту проблему герои мультфильма «38 попугаев». СЮЖЕТ 2

8) Подводящий диалог:

- Как друзья решили измерить удава?

- Кто сначала стал меркой, а потом?

(мультфильм детям знаком, поэтому ответы выкрикивают)

- Какова длина удава в мартышках, слонах и попугаях?

- Почему же разная получилась длина удава?

(тут дети выдают разные утверждения: 2 слоненка получилось, потому что он объемный; 5 мартышек – потому что мартышка-акробатка совершала колесо, а могла бы длина удава быть больше)

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы  (луч, отрезок)

Делают вывод: так получилось, потому что мерки были разные, а удав один и тот же.

Познавательные: структурирование собственных знаний, общеучебные (умение видеть проблему)

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к изучению нового.

3.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.  

- Затем выясняют, что такая мерка называется единичным отрезком.

- А с какой точки начиналось измерение удава?

- Как мы можем назвать эту точку?

-  Движение попугая, мартышки, слонёнка имело направление?

-  итак, у нас есть направление, начало отсчёта и  единичный отрезок.

- Как можно назвать полученную  геометрическую модель

- Какова же тема нашего урока

-  итак, запишем тему урока

 - сформулировать определение координатного луча (при необходимости можно воспользоваться учебником)

- Открыли тетради, построили луч, расположенный горизонтально, отметили начало луча точкой О, внизу подписали число 0, – эту точку О назовём точкой отсчёта, отсюда мы начнём движение …(вправо), пройдя какое – то расстояние мы попали в точку А (показ на слайде), внизу видим подписанное число 1. Какое же расстояние мы можем пройти до данного числа?

- Затем выясняют, что такая мерка называется единичным отрезком.

Отвечают (с головы)

Отвечают (начало отсчёта) Отвечают (да)

Отвечают (координатный луч)

Тема урока «Координатный луч»

Записывают в тетради

Координатный луч – это луч, на котором задано начало отсчета, направление и единичный отрезок.

Поэтапно выполняют построение координатного луча

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: обнаруживать и формировать учебную проблему, формировать целевые установки учебной деятельности

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Усвоение новых знаний и способов действий и

первичная

проверка

применения знаний и умений в новой ситуации

Сегодня мы с вами говорим «координата», вы в жизни при встрече через несколько лет можете услышать  такое «оставьте свои координаты». Что это значит?

– Значит, речь идет …о чем

– А что же используют для записи адреса?

– Так что же такое “координата” точки?

Вопросы по слайду:

- Какая точка имеет координату 7?

- Какова координата точки А?

-  Определите координаты точек, удаленных от заданной точки  на 2 единичных отрезка, на 10 единичных отрезков вправо, на  3 единичных отрезка  влево.

- Можно ли на координатном луче отметить точку Е с координатой 100?

Вопросы по слайду:

Определите координаты точки А, если

А) ед. отрезок равен 1 клетка

Б) 2 клетки

В) 3 клетки

Вопрос: зависит ли координата  точки от длины единичного отрезка?

Вот потому и длина удава в попугаях, мартышках и слонёнках была разная

Оставить свой адрес.  Дать номер телефона.

…О местоположении.

Число.

А (12)

А(6)

А(4)

зависит

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Организация и контроль за процессом решения задач

Задание

Задача в стихах:

„Прошу подумать в тишине,

Учтите, случай редкий:

Сидела белка на сосне,

На самой нижней ветке

Потом вскочила вверх на семь,

Потом спустилась на три,

Вы всё должны запоминать,

Как на уроке, в классе,

Затем проворно белка вновь

Вскочила на четыре,

Потом ещё на девять

И уселась на вершине.

Сидит и смотрит с высоты

На пни, берёзки и кусты.

А сколько веток у сосны?

- Мы с вами высчитать должны”

Задание (дополнительное)

Бантик, который ветер сорвал с головы Мартышки, упал в десяти метрах от нее и покатился со скоростью 3 м/с. С какой скоростью должен лететь попугай, чтобы догнать бантик через 10 с?

Работа в малых группах (учащимся выдаются большие листы в клетку) 

Ответ: 17 веток

Ответ: 4м/с

Познавательные:

логические

(выведение следствий)

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:  

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Оценить свою работу с помощью координатного луча.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке - контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование позитивной самооценки

Познавательные:

общеучебные (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  (ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"

План-конспект урока математики в 6 классе по теме: "Координатная плоскость"...

Разработка урока в 6 классе на тему "Координатная плоскость"

Открытый урок разработанный для участия в конкурсе "Молодой учитель математики"...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Домашние и дикие животные» с применением информационно-коммуникативной технологии, 5 класс УМК Биболетова М.З.

Цель урока:  обобщить и систематизировать информацию по  теме «Домашние и дикие животные», закрепить навыки в употреблении лексических и грамматических единиц , активизация р...

Технологическая карта урока по математике. 6 класс. Тема: " Координатная плоскость"

Урок рефлексии по математике. 6 класс. Тема " Координатная плоскость"...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии

Урок по математике в 5 классе  по теме: «Координатный луч» с применением информационно-коммуникативной технологии...