Применение современных образовательных технологий на интегрированных уроках математики
статья по математике

Показаны приемы технологии развиия критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_set.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений. С одной стороны, оно ассоциируется с негативным явлением, так как предполагает спор, с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «логическое мышление», «аналитическое мышление», «творческое мышление».

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Технология развития критического мышления широко применима при интеграции различных учебных дисциплин. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Критическое мышление – тип мышления,  который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – синоним качественного мышления.

Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.                      -Формирование самостоятельного, ответственного мышления.                                               -Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).                                                                                                                    - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).                                                                                                                                   - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).                                                                                                                          - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

ТРКМ решает задачи:

образовательной мотивации:

повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.                                                                                                 Технологические этапы:

I фаза   Вызов
  (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза   Осмысление содержания  (получение новой информации)

III фаза  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Фаза вызова. Одной из задач, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников.  Также на этой стадии осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

 В процессе реализации фазы вызова:

1.Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Фаза осмысления содержания. 

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.

На фазе осмысления учащиеся осуществляют непосредственный контакт с новой для них информацией. Умение осмысленно, осознанно воспринимать информацию — важнейшая составляющая общей культуры современного человека, залог его успешного развития и функционирования. Необходимо научиться не просто понимать, но и анализировать и систематизировать прочитанное и услышанное.

Таким образом,  на фазе осмысления содержания учащиеся: 

1.Осуществляют контакт с новой информацией.

2.Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Получаемые на уроке навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация) не менее важны, чем её усвоение. А возможно и более. Забудутся многие математические формулы, останется логика мышления, сформированная на уроках. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется. Поэтому на данном этапе важны способы получения новой информации.

Фаза рефлексии.

Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. 

Роль учителя в ТРКМ:

-направляет усилия учеников  в определенное  русло;                                                 -сталкивает различные суждения;                                                                                          -создает условия,  побуждающие к принятию  самостоятельных решений;                -дает учащимся возможность  самостоятельно делать выводы;                                            -подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Итак, какие же методы и приемы

развития критического мышления можно использовать на уроках.

Стадия вызова: Основная задача стадии вызова  заключается в том, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие средства можно для этого использовать?

«Инвентаризация знаний»

Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Она может быть неполной или даже ошибочной. Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?

Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».https://arhivurokov.ru/uploads/public/files/Statya%20%C2%ABStadiya%20vyzova%20v%20tekhnologii%20razvitiya%20kriticheskogo%20myshleniya4.jpg

  • В течение определённого времени учащиеся записывают всё, что они знают по теме урока.
  • Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе. Обсуждение не должно сводиться лишь к зачитыванию информации. В результате должен быть сформулирован ответ на конкретный вопрос. Например: что вызвало разногласия? По какому вопросу мнения не сошлись? Или наоборот: в каких фактах или объяснениях уверены все члены группы?
  • Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов. На этом этапе отсутствует любая критика и комментарии. Они будут даны самими учащимися по ходу изучения материала или на стадии рефлексии.

Таким образом, «собирать в корзину» можно всё, что угодно: слова, термины, имена, даты, формулы…

Ключевые слова

Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика. Учитель сообщает ученикам или, что предпочтительнее, записывает на доске несколько слов (словосочетаний) и предлагает учащимся определить, о чём пойдёт речь на уроке или в предлагаемом тексте. Какая тема будет изучаться? Какого рода задание предстоит выполнить?

На стадии рефлексии можно обсудить следующий вопрос: почему именно эти слова, а не какие-то другие выделены в качестве ключевых? Возможно, ещё какие-то слова будут добавлены в этот список. Этот приём — предсказание будущих действий — можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

«Да-нетка»

Это, пожалуй, самый простой приём организации стадии вызова. Его можно назвать также «Верите ли вы…» Учащимся предлагается список утверждений, связанных с новой темой или какой-то проблемой. Они соглашаются с ними или заявляют, что эти утверждения неверны. После обсуждения индивидуальных мнений в группе формулируются вопросы, на которые нужно получить ответ. На стадии осмысления содержания и рефлексии проверяется правильность первоначального выбора.

Я в 5-7 классах очень часто использую игру «Двухцветный светофор». В ходе этой игры ребятам предлагается ответ к заданию или некоторое утверждение, а ребята поднимают сигнальные карточки: если ответ верный, как они считают, то- зеленый цвет, если нет- то красный ( стоп, дальше двигаться нельзя).  

Таблица ЗХУ

ЗХУ — это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа может осуществляться в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально — каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё непознанного вокруг. Некоторые из этих вопросов помогут сформулировать цели деятельности на других уроках. Кое-что, далеко выходящее за рамки учебной программы, может стать темой исследовательского проекта.

Кластер

Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова.

Кластер — графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах. В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами, установить их иерархию. Начало составления кластера на стадии вызова может привести к осознанию двух проблем, нуждающихся в разрешении: нехватка знаний о конкретных фактах и необходимость выяснить, на какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные (насколько это возможно, конечно) знания по данной теме, о данном явлении.

     Учитель может использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития критического мышления — не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.  Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши воспитанники.

Перейдём к характеристике некоторых приёмов организации урока на стадии осмысления.

Один из самых широко известных — ИНСЕРТ. Эта аббревиатура образована от английского Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking. В дословном переводе — интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Иначе этот приём можно назвать «чтение с маркировкой».

Во время чтения текста учащиеся делают пометки, которые отражают их отношение к прочитанному. Существует сложившаяся система таких пометок-маркеров:

  • «V» — это я знал (-а) раньше, это мне известно;
  • «+» — эта информация является новой для меня;
  • «-» — я думаю иначе, сомневаюсь в истинности изложенного;
  • «?» — не понял (-а), есть вопросы, нуждаюсь в пояснении.

Вторая часть работы в рамках приёма ИНСЕРТ заключается в систематизации маркированной информации с помощью таблицы. Для того чтобы эта работа была выполнена достаточно быстро, у учащихся должно быть сформировано умение ведения кратких записей, составления конспекта. Далее следует поэтапное обсуждение полученных результатов — вначале в парах или мини-группах, затем фронтально. При реализации технологии перевёрнутого класса работа с текстом может быть проведена учащимися дома, а во время урока большая часть времени будет посвящена обсуждению, прояснению затруднений и рефлексии. Стадия вызова в этом случае может быть проведена на предыдущем уроке.

«Бортовой журнал»  

      Приём «Бортовой журнал» включает в себя достаточно много вариантов ведения дневниковых записей в ходе чтения или прослушивания информации. Приведём несколько примеров. Дневник может быть двухчастный, то есть состоять из двух столбцов: «Что я знаю по этой теме» и «Новая информация». Работа с такой таблицей начинается на стадии вызова. Если записи ведутся во время рассказа учителя, то целесообразно будет проводить обсуждение результатов после каждого раздела. Это поможет, с одной стороны, более прочному усвоению материала, а с другой — смена форм деятельности поддерживает познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Представлю описание основных наиболее часто применяемых приёмов

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой/
Вопросы можно оформить в виде ромашки (Ромашка Блума). Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

«СИНКВЕЙН»

                                                        Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, необходимо выразить типичные черты понятия.

Эти приемы технологии развития критического мышления с успехом используются мною на интегрированных уроках математики. Приведу примеры применения  некоторых из них на примере одного урока математики в 6 классе по теме «Координаты на прямой» (См. Приложение 1)

Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Заключение.

Т.о. современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в школе. Учитель, находясь на  «переднем фронте» образования должен учитывать новые требования, предъявляемые  обществом и государством. 

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умения учится у детей с разным уровнем развития .

 Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии.

И в заключении хотелось бы сказать, что все выше изложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках математики

В статье рассмотрены  конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...

О выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики

Справка о выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики...

Презентация «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Как повысить качество образования, развить позн...

Применение современных образовательных технологий на уроках математики

Вопросы систематизации знаний в процессе обучения очень важны для современной школы в связи с задачей вооружения учащихся системой знаний основ наук, повышения их качества. Знания, усваиваемые не в от...

Выступление на педсовете по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках математики»

Выступление на педсовете по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках математики"...

Применение современных образовательных технологий на примере урока французского языка

Технологическая карта урока французского языка в формате ФГОС...