Статья "Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии"
статья по географии на тему

Лисютина Галина Николаевна

Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии

        Поток информации  в современном мире велик.  Специфика предмета география  заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем, карт, быстро  меняющихся  статистических данных, изменений на политической карте мира. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

      В  школьном курсе географии, наряду с традиционными технологиями обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Статья                                                                           Лисютина Г.Н.

Использование компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии

        Поток информации  в современном мире велик.  Специфика предмета география  заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем, карт, быстро  меняющихся  статистических данных, изменений на политической карте мира. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

      В  школьном курсе географии, наряду с традиционными технологиями обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.

      Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках географии:

- подготовка  печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, тесты;

-  мультимедийное  сопровождение объяснения нового материала (презентации);

-  проведение практических работ;

 - учебные видеоролики, компьютерные модели физических процессов;

- контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;

-  использование на уроках и при подготовке к ним  интернет ресурсов.

         На уроках использую мультимедийные интерактивные средства  (проектор и экран) или мобильный компьютерный класс, что позволяет проводить обучение с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники.  

         Непрерывная длительность занятий -

 для учащихся VI - VII классов - 20 минут; 
для учащихся VIII - IX классов -25 минут; 
для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.

        Большую поддержку в создании материалов и проведении уроков оказывает учитель информатики Игнатова С.П. и  лаборант Смирнова Е.В.

        Урок с применением  ИКТ  имеет несомненные достоинства: 
- обогащает обратную связь между всеми участниками  образовательного процесса; 
- способствует дифференциации и индивидуализации обучения; 
- мотивирует учебную деятельность учащихся; 
- освобождает от субъективных оценок; 
- способствует развитию самообразования; 
- делает учебный материал более доступным; 
- облегчает решение многих дидактических задач.

        Слайды с фотографиями, информационным  материалом, видеоролики,  анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира. 

        В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. 

1. Демонстрационные материалы: карты, иллюстрации, географические объекты, мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняют иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах. При помощи презентации каждый этап урока можно сделать более плотным, наглядным и информационным, но чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету.

2.  Демонстрация географических процессов. Использую  Интернет, электронные приложения к учебникам  линии «Сферы» по географии для 5- 6 класса, 7,8,9 -х классов,  анимации последовательности извержения вулкана,  возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона, работы электростанций, методы добычи нефти, газа и угля, удачно использованное в структуре урока лучше усваивается учениками.

3. Статистические данные. Счетчик населения мира- http://countrymeters.info/ru/World;                       http://www.gks.ru/

4.  Проверка знаний обучающихся. Это практические электронные модули  по темам: "Промышленность мира" в 10 классе,  «Географические координаты» в 6 классе. http://fcior.edu.ru/card/1250/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-p1.html)  или  тесты - тренажеры и контроля из электронного приложения к учебникам  линии «Сферы» по географии,  videouroki.  География 6класс (видеоуроки, презентации, тесты).

     Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Программы-тренажёры и контролеры позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам.

5.  Развитие интереса к географии, для расширения кругозора  обучающихся. Творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание  презентаций, анализ статистических данных, событий  в мире.

      Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучающихся, раскрепостить творческие возможности обучающихся.

      Применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

                               Сайты по географии.

   rezentacii.com/geografiya/6684-tipologiya-stran-sovremennogo-mira.html

    Федеральный  центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)                    fcior.edu.ru         

     Сайт издательства «Просвещение»  (рубрика «География»)

http://www.prosv.ru

    Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.drofa.ru

   Методические рекомендации учителю – предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.center.fio.ru/som

 http://countrymeters.info/ru/World 

             

http://www.gks.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.

Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.   Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерн...

Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики

Статья на тему: Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики...

Информационно-компьютерные технологии в преподавании испанского языка. Использование ИКТ в преподавании грамматики

Известно, что изучение грамматики необходимо, если речь идет о уроках иностранных языков. Это находит выражение в выборе наиболее эффективных способов объяснения грамматики и, конечно, в применении те...

Использование новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии

В данной презентации рассматриваются перспективы использования новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ.

Аннотация.В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия гуманизации образования, способы использования ИКТ при преподавании химии в колледжде и ее эффективные способы....