Педагогические технологии
статья по теме
Обзор педагогических технологий. их классификация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии
«Мы проводим на работе лучшую
часть своей жизни.
Нужно научиться работать так, чтобы
работа была легка и чтобы она была
всегда жизненной постоянной школой»
А.К.Гастев
Под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
Педагогические технологии могут быть представлены как
- технологии обучения и
(дидактические технологии); - технологии воспитания
Слово «технология» происходит от греческих techne - искусство,мастерство
и logos - наука, - закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве
Определение понятия «педагогическая технология»
- Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)
- Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
- Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)
Педагогическая технология- в 3-х аспектах:
- Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Основные идеи технологии:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; - элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
- педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Критерии образовательных технологий:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость (мониторинг);
- эффективность;
- воспроизводимость;
Признаки педагогической технологии:
- диагностичное целеобразование;
- результативность
(предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения);
- экономичность
(оптимизация труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени);
- алгоритмируемость;
- проектируемость (отражают различные стороны идеи воспроизводимости ПТ);
- целостность;
- управляемость;
- корректируемость (возможность оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели. Взаимосвязан с признаками диагностичного целеообразования и результативности);
- визуализация (применение различной аудиовизуальной
и компьютерной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов
и оригинальных наглядных пособий)
Традиционное обучение – фундамент инноваций
Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Положительные стороны:
- упорядоченная,
логически правильная подача учебного материала;
2. организационная четкость;
3. оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательные стороны:
- шаблонное построение, однообразие;
- отсутствие самостоятельности;
- слабая речевая деятельность (2мин/день);
- отсутствие индивидуального обучения.
«Инноватика – это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
Инновационные технологии -
алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата альтернативные технологии, связанные с изменением организационных форм учебного процесса
Инновационные технологии предполагают:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
- при активной поддержке учителя;
- постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
- ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
- создание когнитивной схемы мышления;
- воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе;
- в основе - дифференциальный подход;
- хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения , любая задача – это кусок теории;
- создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;
- работа с одарёнными детьми.
Инновационные технологии=Технологии развивающего обучения:
Проектная технология,
научно-исследовательская деятельность;
Личностно-ориентированный подход;
ИКТ- технологии;
мониторинг
Технологии развивающего обучения
- проблемное изложение учебного материала;
- частичнопоисковая деятельность;
- самостоятельная проектная исследовательская деятельность
Проектная,исследовательская деятельность
Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследований.
Типология проектов:
- Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);
- Предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект;
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);
- Характер контактов (среди участников одной школы, всего города, республики, страны, разных стран мира);
- Количество участников проекта;
- Продолжительность проекта
Критерии внешней оценки проекта:
- Актуальность проблемы.
- Корректность методов исследования.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Характер общения участников проекта.
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
- Умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления проекта.
- Умение отвечать на вопросы
Личностно -ориентированный подход предполагает:
- обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;
- умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;
- какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход |
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников. | Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия обучающегося. |
Работа с группами различной успеваемости. | Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений. |
Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика». | Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика. |
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход |
Устанавливается одинаковый для всех обучащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. | Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал. |
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. | Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. |
Стимулируется активность класса (как группы). | Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. | Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. |
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. | Темы согласуются с познавательными особенностями обучающегося. |
Сообщение новых знаний только преподавателем. | Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и обучающихся. |
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход |
Оценка ответа обучающегося только учителем. | Сначала оценка ответа самим обучающимся, потом учителем. |
Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). | Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. |
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. | Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. |
Здоровьесберегающие технологии (типы):
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,
организация здорового питания).
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия
по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).
ИКТ-технологии:
- использование в работе ЭОР и ЦОР;
- использование интерактивной доски;
- работа с Интернет-ресурсами;
- создание собственного цифрового образовательного пространства;
- создание собственной мультимедийной библиотеки;
- проведение, организация конференций;
- создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»
1.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»;
2. Мультимедийная программа «Соната» Л. Залесский и компания (ЗАО);
3. «Музыкальный класс» ООО «Нью Медиа Дженерейшн»;
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки», изд-во «Кирилл и Мефодий»;
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки», «Коминфо»;
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП);
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;
8.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»;
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»;
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/;
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным, (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск».
Методы активизации обучающихся:
- пение;
- импровизация;
- голосовые игры, речевые упражнения;
- словесное высказывание о музыке;
- интересный подбор репертуара;
- задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
- создание рисунков и раскрашивание;
- движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
- инсценирование;
- пластическое интонирование;
- учебно-игровая деятельность;
- игра на музыкальных инструментах;
- использование дискуссионного метода ведения урока;
- сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.
Современные требования к уроку:
1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным.
2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме.
3. Построение урока должно строго соответствовать теме.
4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.
5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.
6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
7.Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.
8. В процессе урока необходимо:
- рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;
- разнообразие активных форм и методов обучения;
- дифференцированный подход в обучении;
- четкая организация мыслительной деятельности учеников;
- создание атмосферы педагогики сотрудничества и творчества;
- üправильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом;наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока;
- совершенствование обучающимися навыков самоконтроля;
- урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать детей.
9. Логичность, умение выделять главное в изучаемом материале и грамотно ставить вопросы.
10. Последовательная постановка целей урока и его этапов.
11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).
12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.
13. Подготовка обучающихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.
14. Комментирование домашнего задания.
15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.
16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех обучающихся в работу при проверке домашнего задания.
17. Закрепление знаний.
18. Организационный момент.
19. Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Успешность современного педагога:
- способность управлять собой;
- разумные личные ценности;
- четкие личные цели;
- постоянный личностный рост;
- умение решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновационному творчеству.
Способность руководить детьми и учебным процессом:
- знание современных подходов к процессу обучения;
- способность формировать коллектив;
- высокая способность влиять на окружающих;
- умение обучать;
- способность формировать и развивать творческие группы.
Неуспешность
1.Неумение управлять собой:
- Каждый учитель должен научиться
обращаться с самим собой как
с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы
поддерживать свою производительность.
- Нельзя рисковать своим здоровьем, позволять волнениям и рабочим заботам поглощать Вашу энергию.
- Ограниченная способность управлять собой – неспособность управлять другими!
2.Размытые личностные ценности:
- От преподавателей ученики и их родители ежедневно ждут принятия решений, основанных на личных ценностях и принципах, которые должны быть четко сформированы.
- Современная концепция образования
ориентирована на такие ценности,
как эффективность, реализация потенциала
коллектива обучающихся и
растущая готовность к нововведениям.
3. Смутные личные цели:
- Педагог может стремиться к недостижимым либо нежелательным целям, которые несовместимы с современностью.
- Недооцениваются альтернативные варианты, опускаются важные возможности, решаются незначительные вопросы, на которые уходят все силы.
- Учителя с трудом достигают успеха, не способны оценить успех других.
4. Остановленное саморазвитие:
Некоторые преподаватели:
- недостаточно динамичны,
- не могут преодолеть свои слабости,
- работать над собственным ростом,
- склонны избегать острых ситуаций в интересах личной безопасности,
- исключают из своей деятельности риск,
- теряют природную отзывчивость,
- их деловая жизнь превращается в рутину.
5. Неумение решать проблемы
- Квалифицированное решение проблем – очевидный управленческий навык!
- Проблемы, которые не решаются быстро и энергично, накапливаются и
мешают как размышлениям, так и действиям учителя!
6. Недостаточность творчества:
Учитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе,ограничен изобретательностью, способностью воспринимать и оценивать инновации, сам редко выдвигает новые идеи,
не способен стимулировать других.
7. Неумение влиять на людей:
- Чтобы обеспечить необходимые для успеха ресурсы, учитель должен
получить требуемую поддержку.
- Необходимо устанавливать взаимодействия с окружающими, прислушиваться к ним, устанавливать тесные связи,уметь «выражать себя».
8. Неумение обучать:
- Учитель часто выступает в роли наставника.
Не развивая этого умения, учитель не может помочь другим педагогам и обучающимся в саморазвитии.
- Учитель, которому не хватает способности или желания помогать развитию других,ограничен неумением обучать.
9.Низкая способность работать с коллективом детей:
- Учитель не может превратить успехи в классе в результативные.
- Управление классным коллективом сопровождается трудностями и не дает отдачи.
- Не создается благоприятный климат, эффективные механизмы управления детьми.
- Для достижения позитивных результатов учителю необходимо создавать команду единомышленников, использовать их умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-25107-1477373162.jpg)
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681330-1444152511.jpg)
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967205-1509529231.jpg)
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420064-1662843320.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...