Использование современных технологий в практике (презентация)
презентация к уроку по теме

Использование современных технологий в практике (презентация). Материал для самообразования педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_praktike.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы и образовательные технологии

Слайд 2

Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Сенека

Слайд 3

Цель Рефлексия личностного опыта использования современных подходов и педагогических технологий в профессиональной деятельности

Слайд 4

Задачи Уточнить ключевые понятия современного образования Расширить опыт в использовании современных подходов к обучению и развитию учащихся Соотнести теорию и практику использования современных педагогических технологий со своим опытом и скорректировать его (при необходимости) с учетом нового знания

Слайд 5

Ключевые понятия

Слайд 6

Развитие образовательных процессов Парадигма Технология Подход Система

Слайд 7

Пример Изменившаяся в России в настоящее время парадигма образования вызвала необходимость разработки новых подходов , в частности компетентностного, предполагающего заменить систему обязательного формирования знаний, навыков и умений набором компетентностей (комплексом компетенций), которые должны формироваться у учащихся на основе технологий , предполагающих обновление содержания и процесса деятельности по овладению этим содержанием.

Слайд 8

Парадигма образования «Парадигма – это вся совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества». (Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. - с. 220) «Парадигма – это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир». ( Baily K.D. Methods of Social Research N-Y., London. 1982. – с. 25)

Слайд 9

Парадигма Парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований, или теория, отражающая важные, существенные черты действительности. Е.А. Ямбург. Концепция развития Центра образования: стратегия гармонизации // Завуч № 6, 2008. – С. 8-77.

Слайд 10

Парадигма Принятая широким научно-педагогическим сообществом система социальных ценностей, теоретических идей, принципов, экспериментальных и обучающих моделей и методов, образ мысли теоретиков и практиков обучения и воспитания, определяющие позиции педагогов и обучающихся, цели и содержание образования, педагогические технологии и уклад жизни учебных заведений. Парадигма образования исторически изменяется под влиянием новых ценностей общества и личности, накопления противоречий в самой педагогической науке. (Педагогический словарь)

Слайд 11

Общепринятая точка зрения Современное образование развивается в контексте перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной. Я знаю, что…! Я зная, как …!

Слайд 12

Точка зрения Е.А. Ямбурга На современном этапе развития системы образования наблюдается столкновение четырех педагогических парадигм: когнитивно-информационной (знаниевой) личностной культурологической компетентностной

Слайд 13

Когнитивно-информационная Обеспечивает конкретное наполнение содержания, придавая ему упорядоченность и последовательность Культурологическая Определяет цели, смыслы и ценности образования, расставляет акценты в его содержании Личностная Приводит содержание , методы и формы работы в соответствие с реальными учебными возможностями, способностями и наклонностями учащихся Компетентностная Нацелена на усиление практической ориентации, обеспечивает инструментальную поддержку всех трех парадигм

Слайд 14

Принципы гармонизации педагогических парадигм Педагогический плюрализм Преодоление односторонности Взаимного дополнения Нахождения полей пересечения Иерархичности 3 К + Л К К К Л

Слайд 15

Вертикальная дифференциация школьного образовании Н А Ч А Л Ь Н А Я Личностная Когнитивно-информ. Культурологическая компетентностная Культурологическая Когнитивно-информ. Личностная компетентностная Компетентностная Культурологическая Когнитивно-информ личностная О С Н О В Н А Я С Т А Р Ш А Я

Слайд 16

Горизонтальная дифференциация образования Построение всего учебного процесса с максимальным учетом психофизиологических особенностей детей, их способностей и склонностей. Горизонтальная дифференциация – это реализация на деле личностной парадигмы образования на аждом этапе обучения и развития ребенка.

Слайд 17

В Е Р Т И К А Л Ь Н А Я Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н А Я Личностный рост ребенка

Слайд 18

Система Система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интеграционных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам...» [Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 14.].

Слайд 19

Система Упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенное единство. Система обучения складывается из взаимодействия двух подсистем: учебного предмета и методики как науки, определяющей успешность функционирования первой подсистемы. (Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1077.- с 27)

Слайд 20

Другими словами … Система — это совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое. Система обучения представляет собой совокупность основных компонентов учебного процесса: целей и задач, принципов, содержания, методов, приемов, упражнений, средств, организационных форм обучения.

Слайд 21

Подход Самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которой, исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство своих концептуальных положений. [ И.Л. Бим. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – с. 6 ]

Слайд 22

Подход Подход - это деятельность исследователя, базирующаяся на теоретико-экспериментальной основе и направленная на изучение особо сложного явления или процесса c какой-то одной, наиболее важной его стороны [Скалкин Л.В. Основы обучения устной иноязычной речи., 1982. - c . 121].

Слайд 23

Подход Мировоззренческая категория, глобальная, системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и студента. [ Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2 изд., доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – с. 75 ]

Слайд 24

В словарном толковании В.И. Даля подход означает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Следовательно, подход должен определяться какой-то основной идеей, концепцией или принципом и сосредоточиваться на основных для него категориях.

Слайд 25

Ключевые идеи современных подходов к обучению Для проблемного подхода его основной определяющей категорией является «проблема», для деятельностного подхода такой категорией является «деятельность», для личностно-ориентированного подхода главная категория - «личность», для компетентностного - соответственно, «компетентность» и т.

Слайд 26

Парадигма Система Подход Развитие образования Технология

Слайд 27

Современные подходы к обучению иностранным языкам Личностно-ориентированный Личностно-деятельный Компетентностный Интерактивный Целостный Проблемный Коммуникативный Когнитивный …

Слайд 28

Технология обучения Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Педагогический словарь

Слайд 29

Педагогическая технология Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. [ Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. – С 4 ]

Слайд 30

Педагогическая технология Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. [ Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.6 ]

Слайд 31

Основные качества современных педагогических технологий системность научность комплексность управляемость целостность диагностичность концептуальность прогнозируемость процессуальность эффективность развивающий характер оптимальность структурированность воспроизводимость вариативность

Слайд 32

Рефлексия Управляемая дискуссия (работа с карточками) Каждый участник курса вступает в общий разговор, начиная свое высказывание словами, зафиксированными на карточке.

Слайд 33

Личностно-ориентированный подход

Слайд 34

Л И Ч Н О С Т Ь

Слайд 35

Л ичный рост И ндивидуальность Ч еловечность Н оваторство О бразованность С аморазвитие Т ворчество Ь

Слайд 36

Ваши ассоциации? Личностно-ориентированное обучение

Слайд 37

Для чего ребенок приходит в школу? Чтобы учиться!

Слайд 38

Какими вы хотите видеть своих учеников на уроке: Такими? Такими? или

Слайд 39

У каждого свой личный опыт, свои интересы, способности …

Слайд 40

Ребенок учится лучше и научится ́большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям .

Слайд 41

Ребенок учится лучше и научится ́большему, когда он изучает то, что соответствует его возможностям .

Слайд 42

Ребенок учится лучше и научится ́большему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт .

Слайд 43

Ребенок учится лучше и научится ́большему, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности

Слайд 44

ЛОО Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает, с одной стороны, осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. С другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

Слайд 45

Цель личностно-ориентированного обучения Создание системы психолго-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Слайд 46

Основные понятия Исходные положения Технологическая составляющая Компоненты ЛОО

Слайд 47

Основные понятия ЛОО индивидуальность личность самоактуализированная личность самовыражение субъект субъективность Я-концепция выбор педагогическая поддержка

Слайд 48

Исходные положения построения процесса обучения и воспитания учащихся Принцип самоактуализации Принцип индивидуализации Принцип субъективности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки

Слайд 49

Содержание ЛОО (компоненты) Аксиологический Деятельностно- творческий Личностный Когнитивный

Слайд 50

Аксиологический Имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе ценностных ориентаций Деятельностно-творческий Имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей Когнитивный Обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития Личностный Обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и т. д..

Слайд 51

Технологическая составляющая Методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: Диалогичность учебного процесса; деятельностно-творческий характер урока; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения: обращение внимания ученика к тому, как он думал, делал, решал, запоминал, а не только что сделал

Слайд 52

Рефлексия Рефлексия - самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью. Виды рефлексии эмоциональный когнитивный поведенческий

Слайд 53

Рефлексия С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения: - практической (что сделано? что является главным результатом?), - технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) - мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).

Слайд 54

Рефлексия Ответы на серию вопросов: Что я делал? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?

Слайд 55

Полезно почитать Зайцев, С. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / С. Зайцев // Директор школы. 2005. №4. с. 57-65 Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. 2005. №1. с. 83-88.. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс – минус. 2001. №1. с. 3-6. Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И. Лукьянова // Завуч. 2006. №2. с. 5-12. Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И. Лукьянова // Завуч. 2006. №2. с. 5-12. Разина, Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока / Н.А. Разина // Завуч. 2004. №3. с. 125-127. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения. И.С. Якиманская. М. 2000.

Слайд 56

Личностно-деятельностный подход

Слайд 57

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании! А.А.Леонтьев

Слайд 58

Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 59

Психологическая структура учебной деятельности учащегося 2. цель/задача 3. действия и операции 4. самоконтроль 1.мотив 5. самооценка

Слайд 60

Главные постулаты ЛДО 1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. 2 . Сам процесс учения должен быть творческим. 3. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Слайд 61

Как рождается творчество? Постановка проблемы Поиск решения Выдвижение решения Реализация продукта

Слайд 62

Что можно считать творческим продуктом учебной деятельности? Схема Кластер (интеллектуальная карта) Рисунок Эссе Загадка Стихотворение …

Слайд 63

Стихотворение - растянутое колебание между звуком и смыслом. Поль Валери

Слайд 64

Nature Eternal, vulnerable. Provides, surprises, suffers. I’m a part of it. Environment.

Слайд 65

Reise Interessant, uverge ßlich sehen, fühlen, erfahren Reisen ist Leben. Entdeckung

Слайд 66

Синквейн Почва глинистая или песчаная чернеет, краснеет, вымывается В ней главное – перегной. Кормилица!

Слайд 67

Синквейн Революция беспощадная, кровавая крушит, уничтожает всех Не дай нам Бог! Смерть

Слайд 68

Структура синквейна: 1.Первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное). 2.Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных). 3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (три глагола) .4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.Последняя строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

Слайд 69

Даймонд АВТОР умный, интересный, рассказывает, удивляет, размышляет, выстраивают встречу собеседников, спрашивает, ищет, открывает думающий, интеллигентный ЧИТАТЕЛЬ

Слайд 70

Даймонд Лист дерева Рождение зеленый, яркий светит, растет, цветет жара, движение, покой, холод увядает, засыпает, затуманивается коричневый, старый Смерть

Слайд 71

Правила написания даймонда: 1.тематическое слово, 2. два признака-прилагательных, 3. три функции — глагола, 4. строка, объединяющая и встречающая смыслы и роли двух объектов или субъектов, 5. снова три глагола-действия, присущие другому субъекту, 6. два признака и 7. итоговое слово. Получается бриллиант, обобщение строгой огранки.

Слайд 72

Компетентностный подход

Слайд 73

Что? Где? Когда? В 1996 году, Совет Европы представил компоненты образованности как компетенции . Предполагалось, что они должны быть сформированы у культурного человека, являться целями образования и параметрами оценки эффективности образовательных учреждений в формировании общей культуры личности и образованности.

Слайд 74

Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Компетентность - владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. И.А. Зимняя

Слайд 75

Компетентностный подход Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. А.В.Хуторской

Слайд 76

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Слайд 77

Общеевропейские ключевые компетенции политические и социальные компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе коммуникативная компетенция владение новыми информационными технологиями компетенции, реализующие способность и желание учиться

Слайд 78

Российский вариант ключевых компетенций Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 79

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования. Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности.

Слайд 80

Изучать: • уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением.

Слайд 81

Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их.

Слайд 82

Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; • уметь противостоять неуверенности и сложности; • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Слайд 83

Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; • уметь договариваться; • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Слайд 84

Приниматься за дело: • включаться в проект; • нести ответственность; • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; • доказывать солидарность; • уметь организовывать свою работу; • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Слайд 85

Адаптироваться: • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; • показывать стойкость перед трудностями; • уметь находить новые решения.

Слайд 86

Предметная компетентность – это … способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, формулировать эти проблемы на языке данного предмета; решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; анализировать использованные методы решения интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; - формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Слайд 87

Предметная компетенция в обучении иностранным языкам воплощена в иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Слайд 88

Компоненты ИКК Российский вариант Языковая Речевая Социокультурная Компенсаторная Учебно-познавательная Европейский вариант Лингвистическая Социолингвистическая Дискурсивная Стратегическая Социокультурная Социальная

Слайд 89

ИКК Лингвистическая компетенция – знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание

Слайд 90

Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации

Слайд 91

Дискурсивная компетенция – способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связанные и логические высказывания разных видов (статья, письмо, эссе и т.д.)

Слайд 92

Стратегическая компетенция – умение пользоваться вербальными и невербальными средствами (стратегиями), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась

Слайд 93

Социокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры

Слайд 94

Социальная компетенция – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, умение помочь другому поддержать общение, способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению.

Слайд 95

Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентированного образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

Слайд 96

• в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования; • содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;

Слайд 97

• «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;

Слайд 98

данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.

Слайд 99

Компетентностная направленность методов и приемов обучения В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются: • Развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей; • Приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции; • Обеспечение возможности для учащихся - членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым, получая подтверждение чувства собственного достоинства; • Поощрение новаторства и творчества.

Слайд 100

Что изменится в школе?! От накопления знаний к способности преодолевать проблемы и решать их в ситуации неопределенности А Б Какие шаги следует предпринять, чтобы пройти этот путь Анализ реального состояния Проектирование желаемого Разработка конкретных шагов перехода от реального к желаемому

Слайд 101

Полезно почитать 1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27 2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/Авторская версия/И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004. 3 Зимняя, И.А. «Компетенция» и «компетентность» (Извлечения из выступления)/И.А. Зимняя//Студенчество: диалоги о воспитании. 2004. № 6. С.13-14 4.Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Иванов Д. А., К. Г. Митрофанов. М., 2003. – 101с. 5. Коган, Е. Я . Компетентностный подход и новое качество образования. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Е. Я. Коган. Самара, 2001. 6. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании/ О. Е. Лебедев //Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12 7. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен. М. 2002.

Слайд 102

Целостный подход

Слайд 103

Язык как целое Фонетика Грамматика Лексика Социальный и эмоциональный контекст Язык как целое

Слайд 104

Истоки целостного подхода Термин "whole language » впервые появился в Новой Зеландии в середине 30-х годов в методике обучения чтению в начальной школе. В США данное направление появилось в 60-е годы и позднее переросло в целое движение учителей-практиков, превратившись в 80-е годы в философию обучении и образования. Основоположником этой гуманистической философии считается Кеннет Гудман. В Германии основоположником целостного подхода к обучению считается И.Виттманн .

Слайд 105

Основные аспекты философи и обучения « Язык как целое » в теории К. Гудмана лингвистический программный педагогический политический

Слайд 106

Лингвистический аспект Акцент делается не на обучение “частичкам” языка и отдельным аспектам языка , а языку в целом. Учение идет от общего к частному, от конкретного к абстрактному, от знакомого к незнакомому и осуществляется через аутентичное чтение, письмо, говорение и аудирование. Обучение всем видам речевой деятельности осуществляется одновременно через обсуждение проблемных ситуаций реальной жизни, обмен мнениями, дискуссии по поводу прочитанных книг, написание сочинений и т.д. Знания языка используются функционально и целенаправленно в связи с потребностями учащихся, которые “экспериментируют” с языком, “играют ” со словами и ид ея ми и т. п.

Слайд 107

Программный аспект интеграци я грамотности (literacy) и умени я использовать эту грамотность для коммуникации (огасу) межпредметные связи (teaching within content areas) отражение в учебном процессе явлений и событи й окружающего мира (оutside world) новые способы оценки деятельности учащихся (evaluation tools)

Слайд 108

Педагогический аспект понимание учителем того, что учащиеся овладевают знаниями лучше, если активно участвуют в учебном процессе при организации общения на занятии широко используется коллективная учебная деятельность у читель и учащиеся образуют сообщество ( community of learners ), в котором учитель показывает пример активности в учебной деятельности, в поиске истины

Слайд 109

Политический аспект Д анный подход к обучению предполагает : - умение учителя отстаивать свое понимание того, как ребенок учится и развивается - использова ние своего профессионализм а , интеллект а и воображени я в моделировании процесса обучения и прин ятии решени й

Слайд 110

Принципы целостного обучения Социальный характер построения знания Наличие значения в языке и в процессе обучения Аутентчность языка и речевой деятельности Центрированная на учащемся направленность обучения

Слайд 111

Позиция Кеннета Гудмана Чтение в философии Whole Language выступает как интегрирующий вид речевой деятельности, способствующий развитию мышления учащихся, их языковых умений за счет вовлечения школьников в активный творческий процесс языковой деятельности, во взаимодействие с текстом, книгой, учителем, друг с другом.

Слайд 112

П ри обучении по технологии «Язык как целое» акцент делается не на усвоение единиц языка  фонем, морфем, лексем и предложений, не на обучение отдельным аспектам языка, а на овладение иностранным языком в его целостном проявлении. В качестве системообразующей единицы рассматривается при этом целый текст . Я зыковые средства усваиваются не изолированно, а в связном контексте, причем обучение всем видам речевой деятельности – чтению, аудированию, говорению, письму – осуществляется параллельно.

Слайд 113

«Текст как целостная коммуникативная единица – это некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для данной конкретной цели/целей) объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией)» [ Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология. Т.М. Дридзе. М.: 1980. – С. 171].

Слайд 114

Мысль в подарок Поэзия является значительно информативней, чем любые непоэтические формы речи Ю.М.Лотман

Слайд 115

Полезно почитать ВинокурцеваИ.Г. Whole language ( Язык как целое) – Современная гуманистическая философия образования английскому языку // ИЯШ, №1, 2005. .Винокурцева И.Г.Приемы организации интерактивного чтения в философии Whole Language (Язык как целое) // ИЯШ. № 2, 2005. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку / ИЯШ. № Кордес Р. и др. Конкретная поэзия в обучении немецкому языку / Р.Кордес, Р.В.Гуревич, А.С.Зверева // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005, с. 88 - 96.

Слайд 116

Интерактивный подход

Слайд 117

Интерактивность Интерактивность - взаимная, межсубъектная активность, активность в диалоговом режиме. Этим термином широко пользуются - в практике бизнес-тренингов, - в компьютерном образовании, - в теории и практике общения, - при описании современных инновационных технологий и т.д.

Слайд 118

Интерактивное обучение Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащегося с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор познания.

Слайд 119

Интерактивное обучение Интерактивное обучение ( interactive learning) обозначает обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними: Ученик учитель Ученик ученик Ученик компьютер Ученик автор книги

Слайд 120

Интерактивность в учебном процессе Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивность проявляется в четырех плоскостях: - в плоскости взаимодействия с предметом деятельности, в том числе с компьютером, - в плоскости содержания обучения, - во взаимодействии всех видов речевой деятельности, - во взаимодействии участников общения.

Слайд 121

Диалог – основа интерактивного обучения Диалоговая позиция учителя реализуется не через вопрос учителя и ответ ученика, а через полилог всех участников совместного поиска истины, в котором преподаватель вступает в диалог между учащимися.

Слайд 122

Приемы интерактивного обучения Мозговой штурм Сократовский диалог (Что? Как? Почему?) Ранжирование ПМИ Займи позицию Мысль по кругу Подиум и др.

Слайд 123

Полезно почитать Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель) / Л.К. Гейхман Пермь: Издательство Перм. ун-та, 2002. 260 с. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: науч.-практ. пособие / М.В. Кларин. М.: Изд-во «ДЕЛО», 2000. 224с. Коротаева, ЕВ. Погружение в общение / ЕВ. Коротаева //Директор школы. -2000. -№1. - С. 53 – 59 Мосина, М.А. Комплексное обучение иноязычной профессионально-ориентированной речевой деятельности в контексте интерактивного подхода: монография / М.А. Мосина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. – 127с. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений// Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др./ под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

Слайд 124

Технологии обучения

Слайд 125

Современные технологии Развивающее обучение Метод проектов Обучение в сотрудничестве Портфолио … ИКТ ТРКМЧП ТМИ

Слайд 126

ДРЕВО РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЛЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ КОГНИТИВНОЕ речевое развитие

Слайд 127

ТРКМЧП

Слайд 128

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Научить человека мыслить является главной задачей системы образования Дж. Дьюи Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений Д. Халперн

Слайд 129

Основоположники ТРКМЧП Американские исследователи Российские исследователи Ч.Темпл Д.Стилл Д.Огл К.Меридит Д. Халперн И.О.Загашев С.И.Заир-Бек И.В.Муштавинская Е.А.Генике Е.А.Трифонова

Слайд 130

Стадии работы над текстом в ТРКМЧП Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 131

Стадия вызова Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Аппелирует к имеющихся у учащихся знаниям, активизирует опыт учеников, мотивирует на учебную деятельность Вспоминает, что ему известно по обсуждаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Кластеры Таблицы Верю – не верю Ключевые слова

Слайд 132

Стадия осмысления ТРКМ Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Сохранение интереса к проблеме при работе с новой информацией. Продвижение от «старого»знания к «новому» Читает (слушает) текст, используя активные методы чтения. Делает пометки или записи по мере осмысления информации. Маркировка текста Двойной дневник Бортовой журнал Таблицы

Слайд 133

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «  » – уже знал S – system системная разметка « + » – новое E – effective для эффективного « – » – думал иначе R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы T – thinking размышления

Слайд 134

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») Значки Ключевые слова  + – ?

Слайд 135

Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры»

Слайд 136

Таблицы: «Знаю – Узнал - Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что я знаю? У Что узнал? Х Что хочу узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(а)?

Слайд 137

Концептуальная таблица Категории сравнения (1-е путешествие Колумба) Категории сравнения (2-е путешествие Колумба) Категории сравнения (3-е путешествие Колумба) Лица и факты (Команда) Лица и факты (Снаряжение) Лица и факты (Удача)

Слайд 138

Таблица "Что? Где? Когда? Почему?" Т Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Слайд 139

Мысль начинается с вопроса «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Где? Когда? Является ли ...? Верно ли …? Согласны ли вы, что...? … Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему вы считаете, что… ...? В чем различие ...? Что, если ... ? …

Слайд 140

Стадия размышления (рефлексии) Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы работы Возвращает учащихся к первоначальным записям и предположениям, побуждает к обмену мнениями, к дискуссии Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, участвует в дискуссии Кластеры Таблицы Дискуссии Эссе, синквейн и другие виды творческой работы

Слайд 141

Функции критического мышления мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме, сохранение интереса к изучаемой теме, побуждение к дальнейшему рас­ширению информационного поля), информационная (вызов “на поверхность” имеющихся знаний и получение новой информации по теме), систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания), оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Слайд 142

Хотите еще кое-что уточнить? Познакомьтесь с материалами сайта www.kmspb.narod.ru . Здесь вы можете найти много интересного и полезного.

Слайд 143

ПРИЕМЫ ПРИЕМЫ ПРИЕМЫ

Слайд 144

Вместо заключения - синквейн о ТРКМЧП Мышление критическое, оценивающее Организует, направляет, развивает Учит думать, осмысливать, действовать . Попробуй!

Слайд 145

Полезно почитать Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005. – 80 с. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»/ Первое сентября - № 21. – 2007. – С. 5 -7

Слайд 146

МОДЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Слайд 147

КОНКРЕТНАЯ ПОЭЗИЯ

Слайд 148

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?

Слайд 149

ТМИ Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

Слайд 150

Ваши ассоциации? Интеллект

Слайд 151

Интеллект – это неординарная способность человека к нестандартному решению проблем, генерированию новых проблем и идей, созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают высокой степенью ценности в данной культуре. Г.Гарднер

Слайд 152

ТМИ в контексте целостного обучения Основоположником ТМИ (теория множественности интеллекта) является психолог из Гарвардского университета Говард Гарднер. Бросив вызов бытующей в течение многих десятилетий теории французского психолога Альфреда Бине о предопределенности и статичности интеллектуальных способностей человека (тест Ай Кью), Г. Гарднер разработал свою теорию. Согласно его теории интеллект нельзя измерить в искусственных условиях он не зависит от расовых и религиозных различий каждый человек имеет способности к той или иной интеллектуальной деятельности интеллект может быть изменен и развит в процессе обучения

Слайд 153

Типы интеллекта вербально – лингвистический логико – математический визуально-пространственный кинестетический музыкально-ритмический межличностный внутриличностный натуралистический экзистенциальный Howard Gardner

Слайд 154

Полезно почитать Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86. Гарднер Говард . Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс». 2007. - 512с. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. СПб.,2000. -644с. Загвоздкин В.К. Концепция множественного интеллекта Гарднера: новые подходы к развитию творческого потенциала// Школьные технологии. - 2008. - № 2. -С. 53-59. Трофимова Н.М., Нгуен Минь Ань. Становление эмоционального интеллекта старшеклассников// Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. -С. 67-69. Трохимчук К., Шквирина О. Успешность обучения – на кончиках пальцев кисти ведущей руки ребенка //Класс,№3, 1994, с.55-57. Чошанов М. ТМИ - Теория множественности интеллекта// Директор школы. - 2000. -№ 2. -С. 12-16. McKenzie Walter. Multiple Intelligences Inventory //Электронный ресурс, режим доступа: создать http :// surfaquarium . com / MI / inventory . htm .

Слайд 155

Применяя современные технологии , педагог развивается сам! Успехов в саморазвитии!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках (презентация)

В виде презентации представлен принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на различных уровнях познания с применением современных технологий. В презентации использованы фото учащихся в процесс...

Презентация "Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР."

Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования  современных технологий и техник в школе для детей с ТНР....

Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Презентация по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"

Презентация к уроку на тему "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"...

Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку» (с презентацией)

Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку»...

Презентация к сообщению по теме "Использование современных технологий для повышения качества математического образования"

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Педагогическая технология-это ...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....