Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку» (с презентацией)
статья по теме
Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_odaryonnyh.rar | 255.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»
ДОКЛАД
«Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку»
В настоящее время не существует чёткого определения одарённости. Значительные трудности в определении понятия связаны с общепринятым пониманием этого термина, когда одарённость рассматривается как синоним таланта. В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одарённости: «Одарёнными и талантливыми детьми можно называть тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной». Следовательно, в основе определения одарённости можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Раннее выявление, обучение, воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в любом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Как можно выявить одарённость у детей?
Существует две основных и при этом совершенно противоположных точки зрения на одарённость детей. Согласно одной из них, каждый ребёнок может быть одарённым, если создать для развития одарённости благоприятные условия. Согласно второй точке зрения, одарённость является врождённым качеством.
Одарённый ребёнок сразу же обращает внимание родителей, учителей на себя. Он отличается от других повышенной любознательностью, сообразительностью, оригинальными идеями и смелостью предположений. Такие дети имеют, как правило, прекрасную память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитую речь, большой словарный запас.
Все эти качества необходимы для успешного изучения иностранного языка. Способные, а тем более одарённые дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают грамматическим и лексическим материалом, коммуникативными умениями.
Английский язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Английский язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культурной личности, инструментом познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту. Основной упор в методике преподавания английского делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции на основе познания мира, в котором мы живём. Определив одарённых ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринять всё возможное для развития их одарённости.
Систему работы с одарёнными детьми можно разделить на три части:
1) урочная деятельность – традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа – предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит, в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми.
Существует четыре основных подхода в работе с одарёнными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся.
Дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одарённых, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей.
Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод как активный способ обучения одарённых детей. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу, придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность. Проекты развивают независимость, так как дети учатся иметь не только своё собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребёнка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.
Развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности способствует технология создания «языкового портфеля», который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. Данная технология представляет собой эффективное средство формирования осознанного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Кроме того, анализ полученных данных «языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категорией обучающихся.
В нашей школе накоплен большой опыт поддержки и сопровождения одарённых детей в области английского языка. Уже на начальном этапе обучения английскому языку ведётся работа по выявлению интересов и склонностей каждого ученика как на уроках, так и во внеурочное время. На уроках имеют место групповые формы работы, творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Например, придумать загадку, составить ребус, кроссворд по данной теме, подготовить «самый интересный репортаж для журнала», взять интервью у известного человека. Это помогает создать благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся и расширения знаний по предмету. В кабинетах английского языка имеется большое количество учебной, методической литературы, различные тесты и пособия, плакаты, таблицы, материалы по страноведению. Благодаря тому, что в каждом кабинете имеется свободный доступ в Интернет, у учащихся есть возможность использования Интернет при подготовке творческих заданий, проектов. Глобальная сеть Интернет позволяет получить ученикам любую необходимую информацию: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов по выбранной тематике.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённости учащихся и на выявление скрытых одарённостей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Это разнообразные праздники, марафоны, вечера. Такие внеклассные мероприятия как «Рождество», «День Святого Валентина» стали традицией в нашей школе. Эти мероприятия вызывают огромный интерес у учеников. Они проявляют максимум смекалки и изобретательности при их подготовке, показывают при этом хорошее знание английского языка и традиций и культуры страны, изучаемого языка.
Большие возможности в работе с одарёнными детьми содержатся в такой форме работы, как организация исследовательской деятельности. При этой форме работы ученики обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать доклады, рефераты по интересующей теме, приобретают опыт публичных выступлений. Итог их работы – исследовательская работа, которую они представляют на научно-практической конференции. Тематика работ самая разнообразная: « Фаст фуд: быть или не быть?», «Вредные привычки среди молодёжи», «Образование в России и Англии», «Музыка в современном мире», «Школьная форма и мода» и другие. Все учащиеся защищают свои работы на высоком уровне и становятся победителями и призёрами. Также учащиеся нашей школы принимают участие в «Межрегиональных Мартыновских чтениях» и «I Региональной научно-исследовательской конференции учащихся 8-11 классов».
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями для выявления и развития одарённых детей обладают факультативы «Деловой английский», «Учимся писать эссе», кружки «Занимательный английский», «Окно в Британию», конкурсы чтецов на английском языке, инсценирование сказок. Учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах вне школы: «Олимпус», «Альбус», «Британский бульдог» и многих других.
Применение различных методик и приёмов для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показывает, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижения качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивации изучения иностранного языка, стимулированию их познавательной активности и творчества всестороннему раскрытию и развитию способностей одарённых детей.
Итак, одарённый ребёнок – всегда подарок учителю, стоит лишь только заметить этот «огонёк», не дать ему затухнуть помочь ребёнку правильно применить своё дарование, адекватно выражать себя, строить общение с окружающими. Учителю открывается огромное поле для творчества. Тем более учителю иностранного языка. Современная коммуникативная методика предоставляет массу возможностей для реализации образовательных и воспитательных целей в работе с одарёнными детьми.
Список литературы
1. Авдеева Н. И. Одарённый ребёнок в массовой школе: учебно – методическое пособие, Просвещение, 2006 г.
2. Кулемзина А. В. Одарённый ребёнок как ценность современной педагогики: учебно – методическое пособие, Москва, 2004 г.
3. Аксёнова Е. А. Инновационные подходы к обучению одарённых детей. Интерент – журнал «Эйдос», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...
Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве
Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательномпространств...
Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обучения
Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обученияПрoблeмa рaбoты с oдaрeнными дeтьми – oднa из сoврeмeнных зaдaч мoдeрнизaции oбрaзoвaния...
Презентация "Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР."
Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР....
Проект, как одна из современных технологий обучения английскому языку
Метод проектов входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных ...
Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...
Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»
О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...