Статья «Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения)»
статья по теме
Данная статья - участник открытого Всероссийского Интернет-конкурса «Лучшая статья по психологии и педагогике-2013» (ЦПТ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», сертификат № 021-СП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_repetitio_est_mater_studiorum_povtorenie_-_mat_ucheniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Терехова Елена Анатольевна, учитель математики и экономики
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области
Статья «Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения)»
Данная статья - участник открытого Всероссийского Интернет-конкурса «Лучшая статья по психологии и педагогике-2013»
(ЦПТ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», сертификат № 021-СП).
Качественно усвоенный учебный материал является надежным фундаментом стройного здания новых математических знаний и умений учащихся, залогом эффективного формирования их компетенций, способствует повышению успеваемости школьников.
Повторение учебного материала выполняет важнейшие функции образования и развития детей: закрепляет и систематизирует знания учащихся, развивает их интеллектуальные способности, формирует прочные навыки учебного труда, дисциплинирует школьников, помогает педагогу получать обратную информацию об образовательном уровне всего класса и каждого конкретного ребенка.
Без глубокого сохранения приобретенных знаний, без умения применить их в нужный момент изучение нового материала для учащегося постоянно будет сопряжено со значительными трудностями и не даст должного эффекта.
Повторение помогает уйти от неэффективного «топтания на месте», восполняет пробелы в знаниях учащихся. Систематизация ранее изученного материала в ходе его повторения усиливает логическую сторону запоминания, помогает прочному сохранению самой важной информации, которую нужно удержать в памяти надолго.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая важность повторения, писал: «Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и, где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Преподавание математики тесно связано с повторением ранее пройденного материала практически на каждом уроке. В противном случае невозможно дать детям хорошие и прочные знания, так как весь процесс обучения превратится в пересказ учителя детям отдельных разрозненных формул, правил, определений, аксиом, теорем из школьного курса математики.
Основные требования к организации повторения:
- Ученик должен понимать значимость повторяемого материала (где применяется? зачем это нужно?), проявлять познавательную активность.
- Учитель тщательно отбирает и структурирует материал для повторения, выделяет главное, выстраивает логические связи.
- Учитель стимулирует интеллектуальную активность учащихся с помощью разнообразных форм и методов повторения.
- Знания необходимо включать в систему убеждений и взглядов ученика, чтобы они стали внутренним достоянием школьника.
- Повторение должно быть дозировано и четко распределено во времени.
- Систематический контроль над результатами обучения, проверка и оценка обеспечивают прочность знаний.
- Знания, включенные в повседневную практическую деятельность учащихся, воспроизводятся систематически и, как следствие, закрепляются более прочно.
В процессе обучения школьников математике выделяют два вида повторения учебного материала: частичное (повторяемый материал «вкрапливается» в урок) и полное (в программе происходит выделение отдельных часов для подготовки к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ).
Традиционными видами повторения являются:
а) повторение в начале учебного года, направленное на формирование прочной базы для сознательного усвоения нового учебного материала;
б) текущее повторение, предупреждающее забывание ранее пройденного материала;
в) повторение в конце изучаемой темы – для закрепления и систематизации полученных знаний;
г) заключительное (итоговое) повторение – проводится в конце каждой учебной четверти (полугодия) и в конце учебного года, направлено на более широкое обобщение и систематизацию полученных учащимися знаний.
Время повторения и его цели взаимосвязаны. Они определяют формы и методы повторения. На уроках математики возможны различные формы организации повторения.
Повторение через понятийный аппарат. Математические определения и понятия – это база для освоения теоретического материала и формирования логических связей. Здесь хорошо себя зарекомендовали «математические диктанты» (закончить определение, вставить пропущенные слова в математическое правило и т.д.).
Визуальное повторение наиболее эффективно при привлечении информации визуального характера, представленной в форме таблиц, блок-схем, чертежей, рисунков с математическим содержанием, опорных сигналов, слайдов компьютерной презентации.
Повторение теоретического материала традиционно проводят в форме устного опроса учащихся по вопросам теории, письменных зачетов по контрольным вопросам, анализа заданий со специально допущенными учителем ошибками, которые учащиеся должны самостоятельно найти, объяснить и исправить.
Повторение и обобщение учебного материала при работе с заданиями продвинутого уровня. Учащиеся решают в тетрадях или у доски задания повышенной сложности. Работа может быть организована по-разному: самостоятельно, с подробным или частичным объяснением, с выборочными ответами.
Повторение и обобщение учебного материала при работе с заданиями исследовательского (творческого) характера. Такая форма повторения может быть реализована в рамках проектной деятельности школьников, при написании учащимися исследовательских и творческих работ по различной тематике.
Для достижения максимального эффекта следует организовать повторение и на уроках, и дома. При этом целесообразно наиболее трудный учебный материал повторить в классе, а более простой предложить для самостоятельной домашней работы. В любой вид повторения необходимо включать задания, которые требуют от детей практического приложения знаний. В настоящее время на всех этапах повторения широко применяются бумажные и компьютерные тесты.
Практика показала, что наибольший интерес у учащихся вызывают повторительно-обобщающие уроки, проводимые в нестандартной форме: деловая игра, КВН, исторический экскурс, консультация, семинар, практикум, театр, защита творческих проектов, бинарный урок… Эти уроки создают у детей благоприятный эмоциональный настрой, вселяют уверенность в свои силы, повышают общую положительную мотивацию к учению.
В незапамятные времена в русский язык из латинского пришла известная пословица «Повторение – мать учения (Repetitio est mater studiorum)», которая остается актуальной и сегодня. В процессе повторения развивается память школьников, вырабатывается гибкость и подвижность ума. Опираясь на наглядно-образные процессы, хрупкая эмоциональная память со временем уступает место памяти, основанной на логических процессах мышления. Такой вид памяти ориентирован на умение устанавливать связи между неизвестными и известными компонентами, сопоставлять и классифицировать абстрактный материал, обосновывать свои высказывания, делать умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение – мать учения, или вновь о правилах дорожного движения!»
Одной из главных задач классного руководителя является безопасность школьников. В течение учебного года в каждом классе ежем...
Элективный курс "Повторение - мать учения"
Предлагаю авторскую программу элективного курса «Повторение – мать учения». Элективный курс – нестандартная, но эффективная работа в подготовке к урокам, при работе по устранению пробелов в знан...
"Учиться никогда не поздно или Повторенье - мать ученья!"
Всегда пригодиться в работе с детьми и не только......
Повторение - мать учения!!!
В этой статье я попыталась доказать детям, что даже сегодня в век гаджетов и компьютеров в изучении любой дисциплины главное - это повторение материала....
Открытый урок по математике «Повторенье-мать ученья»
Открытый урок по математике «Повторенье-мать ученья»...
Игра-викторина "Повторение - мать учения"
Игра-викторина предназначена для проведения преподавателями технологии предметной недели в 5 классе....