Основные направления и формы работы с семьей
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_i_formy_raboty_s_semey.docx | 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления и формы работы с семьей.
Опыт работы в Областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) показал, что необходимо повысить роль семьи в развитии, воспитании и обучении детей. К нам в реабилитационный центр приходят разные семьи, у каждой своя проблема, своя боль, своя беда. Рождение и воспитание ребенка – инвалида в большинстве случаев деформирует взаимоотношения в семье. А ведь семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Многие семьи, поступающие к нам на реабилитацию, имеют низкий уровень образования, они не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Часто родители испытывают трудности в воспитании, не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми в домашних условиях, бывают не уверены в своих возможностях.
Детско – родительский клуб – основная форма нашей работы с семьей.
В 2004 году на базе отделения дневного пребывания был создан детско – родительский клуб «Родничок». В клубе мы объединили усилия семьи и социальных педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить интерес родителей к своему ребенку. В основу нашей работы с семьей положено стремление помочь родителям пересмотреть свои жизненные ценности, научить их по – новому воспринимать свои проблемы и проблемы ребенка, семье обрести уверенность в завтрашнем дне.
Участники взаимодействия: дети, родители и социальные педагоги. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.
Цели клуба:
– усиление роли семьи в развитии и воспитании детей;
– повышение родительских компетенций;
– формирование общности детей, родителей и социальных педагогов в ходе совместной деятельности;
– содействие интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
Задачи клуба:
– совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения;
– повышение уровня родительских педагогических знаний и умений в развитии и воспитании детей;
– содействие сплоченности детей, родителей и педагогов в ходе досуговых программ;
– содействие оптимальному раскрытию личности ребенка;
– возможность ребенка поверить в себя и свои возможности.
Основные принципы работы клуба:
– родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
– единство целей и задач педагогов и родителей;
– взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
– анализ взаимодействия семьи и педагогов.
Основные направления работы с семьей:
Мы применяем дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия с семьей. Социальные педагоги ориентируются на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
1). Информационно – аналитическое:
– диагностика ребенка и его семьи (в качестве методов используем наблюдение за семьей, беседы с родителями, материалы детского творчества);
– мониторинг семьи (определение уровня социального благополучия семьи, оценка эмоциональных отношений родителей и детей);
– анкетирование родителей (выявление интересов и запросов родителей, определение эффективности и оценки работы клуба).
Педагогическое сопровождение родителей по вопросам развития и воспитания детей осуществляем в индивидуальной и групповой форме. В план индивидуальной работы включаем беседы с родителями, определение перспектив совместной деятельности по развитию и воспитанию детей, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа с родителями позволила установить непосредственный контакт с родителями и добиться взаимопонимания в работе. Из групповых форм наиболее эффективными в практике стали круглые столы, семейные гостиные, семинары – практикумы. Родители вместе с педагогами решают педагогические ситуации. Социальные педагоги разрабатывают для родителей памятки и рекомендации по воспитанию и развитию детей.
2). Воспитательно – познавательное – для детей (индивидуальная и групповая работа):
– социально – средовой направленности (развитие коммуникативных и творческих навыков, познавательной деятельности, навыков организации досуга);
– социально – бытовой направленности (организация режима, привитие навыков самообслуживания, социально – бытовых навыков, культуры поведения, безопасного поведения дома и в общественных местах).
Мы заметили, что ребята, увлеченные тем или другим занятием, успешнее проходят процесс реабилитации. Развивающая совместная деятельность с педагогом и родителем повышает социальную и личностную значимость ребенка, прививает навыки, которые могут стать источником самообеспеченности.
3). Педагогическое сопровождение родителей по вопросам развития и воспитания детей осуществляем в индивидуальной и групповой форме. В план индивидуальной работы включаем беседы с родителями, определение перспектив совместной деятельности по развитию и воспитанию детей, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа с родителями позволила установить непосредственный контакт с родителями и добиться взаимопонимания в работе. Из групповых форм наиболее эффективными в практике стали круглые столы, семейные гостиные, семинары – практикумы. Родители вместе с педагогами решают педагогические ситуации. Социальные педагоги разрабатывают для родителей памятки и рекомендации по воспитанию и развитию детей.
4). Организация досуговой деятельности детей и родителей в клубе является одним из главных направлений взаимодействия с семьей. Мы проводим веселые праздничные и развлекательные программы, спортивные и познавательные программы, увлекательные игры, конкурсы и викторины. Готовим выставки и концерты детского и семейного творчества. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, а объединяет их воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Дети, родители и педагоги одновременно являются авторами, участниками и зрителями.
5). В клубе существует направление – «Театр выходного дня». Наши семьи выезжают на благотворительные спектакли, цирковые представления и экскурсии. Ежегодно в среднем около 450 семей являются участниками благотворительных культурно – досуговых мероприятий. В них участвуют дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, как обычно бывает в семье. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий, с другой – расширяет и обогащает их содержание. Старшие дети помогают младшим, а им, в свою очередь, интересно наблюдать за старшими.
6). Анимационное направление – одно из важных составляющих культурно – досугового патронажа. Его главная задача - социализация и интеграция детей в общество, установление эмоционального контакта между детьми, родителями и педагогами. Родители помогают педагогам в планировании и подготовке праздничных, развлекательных и познавательных программ и, что отрадно, с удовольствием участвуют в различных играх и конкурсах, не отставая от своих детей.
7). В проведении клубных мероприятий мы используем новые технологии: анимационную терапию, включая игровую терапию, сказкотерапию, театральную импровизацию, самодеятельное исполнительство. Они являются важным терапевтическим моментом, благотворно влияют на эмоциональный мир детей, способствуют улучшению их психического и физического здоровья.
Это повышает самооценку детей в глазах родителей и окружающих, вселяет уверенность в своих силах, содействует детям с ограниченными возможностями интеграции в обществе. Дети, родители и педагоги одновременно являются участниками и зрителями анимационных программ. Это доставляет им эстетическое и нравственное удовлетворение. «Родничок» – это радость общения и свобода самовыражения, это возможность найти новых друзей и поверить в себя. Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Педагоги в такой позитивной роли воспринимаются родителями как равноправные партнеры в воспитании. Положительный эмоциональный фон встреч приносит детям, родителям и педагогам радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Это повышает заинтересованность родителей, их педагогическую культуру и уровень семейного воспитания. Родители становятся помощниками педагогов в работе с детьми. Критериями эффективности работы клуба являются высокая посещаемость семьями планируемых мероприятий и положительные отзывы родителей о деятельности клуба.
С 2008 года для нас стало традицией начинать новый год с нового социального проекта. Мы всегда выбираем тему проекта, актуальную для нашего времени. Об этом свидетельствуют названия социальных проектов.
2008г – «Мама, папа, я - дружная семья»
2009г – «Лестница - чудесница»
2010г – «Семья - что может быть дороже?!»
2011г – «В городе родном весело живем! »
2012г – «Спешите делать добро»
2013г – «Будем здоровы!»
Широкие социальные контакты обогащают всех участников социального проекта, создают положительную эмоциональную атмосферу для детей, родителей и педагогов.
Проанализировав работу клуба по работе с семьей, мы оценили ее эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
«Воспитательно – познавательное направление для детей»
«Педагогическое сопровождение родителей в вопросах по развитию и воспитанию детей»
Результаты работы с семьей:
созданы условия для благоприятного развития детей через организацию сотрудничества семьи и Центра;
объединение Центра и семьи в решении проблем ребенка;
усиление роли семьи;
оптимизация детско – родительских отношений;
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей;
взаимное обогащение семей, Центра и каждого участника взаимодействия;
внедрение новых форм работы с семьей;
повышение авторитета социального педагога;
пополнение «Педагогической копилки» по взаимодействию с семьей;
сотрудничество с общественными организациями;
создание фотоальбома для продолжения летописи Центра;
возможность обмена опытом работы.
Детско – родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления и формы воспитательной работы ГОУ СПО «Калязинский машиностроительный техникум».
Направления и формы воспитательной работы....
Курсовая работа по теме "Основные направления коррекционно-развивающей работы со стойко неуспевающими младшими школьниками "
1. Современное представление логопедии об изучении и формировании речи дошкольников и младших школьников.2. Механизмы дефектного развития письменной речи и приемы корригирующие их....
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся...
Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ
Цель воспитательной работы с подростками – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...
Доклад на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Доклад по теме "Деструктивное поведение подростков"...
Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....