Основные направления и формы работы с семьей
статья по теме

Ульянова Ирина Анатольевна

 

В ОГБУ СО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) проходят реабилитацию не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с ослабленным здоровьем. Рождение и воспитание ребенка-инвалида часто деформирует взаимоотношения в семье. Семья – среда, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Многие семьи имеют низкий уровень образования, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Часто родители испытывают трудности в воспитании, у других нет достаточного свободного времени для занятий с детьми в домашних условиях.
Опыт работы показал, что необходимо повысить роль семьи в развитии, воспитании и обучении детей. Поэтому в 2004 году в нашем Центре, на базе отделения дневного пребывания, был создан детско-родительский клуб «Родничок».
Мы объединили усилия семьи и Центра в совместных действиях по развитию и воспитанию, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить интерес родителей к своему ребенку. В основу нашей работы с семьей положено стремление помочь семье пересмотреть свои жизненные ценности, научить родителей по-новому воспринимать свои проблемы и проблемы ребенка, помочь им обрести уверенность в завтрашнем дне.
«Родничок» – это содружество педагогов, детей и родителей. Это – большая семья, в которой дети и взрослые чувствуют себя комфортно. Клуб строит свои отношения с семьей на принципах открытости, добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважении. Родители получают необходимые знания по развитию и воспитанию детей, повышают педагогическую культуру и уровень семейного воспитания, становятся помощниками педагогов в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_i_formy_raboty_s_semey.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления и формы работы с семьей.

  Опыт работы в Областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) показал, что необходимо повысить роль семьи в развитии, воспитании и обучении детей.        К нам в реабилитационный центр приходят  разные семьи, у каждой своя проблема, своя боль, своя беда. Рождение и воспитание ребенка  –   инвалида в большинстве случаев деформирует взаимоотношения в семье. А ведь семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Многие семьи, поступающие к нам на реабилитацию, имеют низкий уровень образования, они не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Часто  родители испытывают трудности в воспитании, не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми в домашних условиях, бывают не уверены в своих возможностях.

Детско  родительский клуб  основная форма нашей работы с семьей.

В 2004 году на базе отделения дневного пребывания был создан детско – родительский клуб «Родничок». В клубе мы объединили усилия семьи и социальных педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить интерес родителей к своему ребенку. В основу нашей работы с семьей положено стремление помочь родителям пересмотреть свои жизненные ценности, научить их по – новому воспринимать свои проблемы и проблемы ребенка, семье обрести уверенность в завтрашнем дне.

 Участники взаимодействия: дети, родители и социальные педагоги. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.

 Цели клуба:

– усиление роли семьи в развитии и воспитании детей;

– повышение родительских компетенций;

– формирование общности детей, родителей и социальных педагогов в ходе совместной деятельности;

– содействие интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.

Задачи клуба:

– совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения;

– повышение уровня родительских педагогических знаний и умений в развитии и воспитании детей;

– содействие сплоченности детей, родителей и педагогов в ходе досуговых программ;

– содействие оптимальному раскрытию личности ребенка;

– возможность ребенка поверить в себя и свои возможности.

 Основные принципы работы клуба:

– родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;

– единство целей и задач педагогов и родителей;

– взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;

– анализ взаимодействия семьи и педагогов.

 Основные направления работы с семьей:

Мы применяем дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия с семьей. Социальные педагоги ориентируются на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

1). Информационно – аналитическое:

 – диагностика ребенка и его семьи (в качестве методов используем наблюдение за семьей, беседы с родителями, материалы детского творчества);

 – мониторинг семьи (определение уровня социального благополучия семьи, оценка эмоциональных отношений родителей и детей);

 – анкетирование родителей (выявление интересов и запросов родителей, определение эффективности и оценки работы клуба).

Педагогическое сопровождение родителей по вопросам развития и воспитания детей осуществляем в индивидуальной и групповой форме. В план индивидуальной работы включаем беседы с родителями, определение перспектив совместной деятельности по развитию и воспитанию детей, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа с родителями позволила установить непосредственный контакт с родителями и добиться взаимопонимания в работе. Из групповых форм наиболее эффективными в практике стали круглые столы, семейные гостиные, семинары – практикумы. Родители вместе с педагогами решают педагогические ситуации. Социальные педагоги разрабатывают для родителей памятки и рекомендации по воспитанию и развитию детей.

2). Воспитательно – познавательное –  для детей (индивидуальная и групповая работа):

 – социально – средовой направленности (развитие коммуникативных и творческих навыков, познавательной деятельности, навыков организации досуга);

 – социально – бытовой направленности (организация режима, привитие навыков самообслуживания, социально – бытовых навыков, культуры поведения, безопасного поведения дома и в общественных местах).

Мы заметили, что ребята, увлеченные тем или другим занятием, успешнее проходят процесс реабилитации. Развивающая совместная деятельность с педагогом и родителем повышает социальную и личностную значимость ребенка, прививает навыки, которые могут стать источником  самообеспеченности.

3). Педагогическое сопровождение родителей по вопросам развития и воспитания детей осуществляем в индивидуальной и групповой форме. В план индивидуальной работы включаем беседы с родителями, определение перспектив совместной деятельности по развитию и воспитанию детей, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Индивидуальная работа с родителями позволила установить непосредственный контакт с родителями и добиться взаимопонимания в работе. Из групповых форм наиболее эффективными в практике стали круглые столы, семейные гостиные, семинары – практикумы. Родители вместе с педагогами решают педагогические ситуации. Социальные педагоги разрабатывают для родителей памятки и рекомендации по воспитанию и развитию детей.

4). Организация досуговой деятельности детей и родителей в клубе является одним из главных направлений взаимодействия с семьей. Мы проводим веселые праздничные и развлекательные программы, спортивные и познавательные программы, увлекательные игры, конкурсы и викторины. Готовим выставки и концерты детского и семейного творчества. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, а объединяет их воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Дети, родители и педагоги одновременно являются авторами, участниками и зрителями.

5). В клубе существует направление  – «Театр выходного дня». Наши семьи выезжают на благотворительные спектакли, цирковые представления и экскурсии. Ежегодно в среднем около 450 семей являются участниками благотворительных культурно – досуговых мероприятий. В них участвуют дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, как обычно бывает в семье. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий, с другой – расширяет и обогащает их содержание. Старшие дети помогают младшим, а им, в свою очередь, интересно наблюдать за старшими.

6). Анимационное направление – одно из важных составляющих  культурно – досугового патронажа. Его главная задача - социализация и интеграция детей в общество, установление эмоционального контакта между детьми, родителями и педагогами. Родители помогают педагогам в планировании и подготовке праздничных, развлекательных и познавательных программ и, что отрадно, с удовольствием участвуют  в различных играх и конкурсах, не отставая от своих детей.

7). В проведении  клубных мероприятий  мы используем новые технологии: анимационную терапию, включая игровую терапию, сказкотерапию, театральную импровизацию, самодеятельное исполнительство. Они являются важным терапевтическим моментом,  благотворно влияют на эмоциональный мир детей, способствуют  улучшению их психического и физического здоровья.

Это повышает самооценку детей в глазах родителей и окружающих, вселяет уверенность в своих силах, содействует детям с ограниченными возможностями интеграции в обществе.  Дети, родители и педагоги одновременно являются участниками и зрителями анимационных программ. Это доставляет им эстетическое и нравственное удовлетворение.   «Родничок» – это радость  общения и свобода самовыражения, это возможность  найти новых друзей и поверить в себя. Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Педагоги в такой позитивной роли воспринимаются родителями  как равноправные партнеры в воспитании. Положительный эмоциональный фон встреч приносит детям, родителям и  педагогам радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Это повышает заинтересованность родителей, их педагогическую культуру и уровень семейного воспитания. Родители становятся помощниками педагогов в работе с детьми. Критериями эффективности работы клуба являются высокая посещаемость семьями  планируемых мероприятий и положительные отзывы родителей о деятельности клуба. 

С 2008 года для нас стало традицией начинать новый год с нового социального проекта. Мы всегда выбираем тему проекта, актуальную для нашего  времени. Об этом свидетельствуют названия социальных проектов. 

2008г  «Мама, папа, я - дружная семья»

2009г  «Лестница - чудесница»

2010г  «Семья - что может быть дороже?!»

2011г  «В городе родном весело живем! »

2012г  «Спешите делать добро»

2013г  «Будем здоровы!»

Широкие социальные контакты обогащают всех участников социального проекта, создают положительную эмоциональную атмосферу для детей, родителей и педагогов.

Проанализировав работу клуба по работе с семьей, мы оценили ее эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

«Воспитательно – познавательное направление для детей»

«Педагогическое сопровождение родителей в вопросах по развитию и воспитанию детей»

 Результаты работы с семьей:

созданы условия для благоприятного развития детей через организацию сотрудничества семьи и Центра;

объединение Центра и семьи в решении проблем ребенка;

усиление роли семьи;

оптимизация детско – родительских отношений;

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей;

взаимное обогащение семей, Центра и каждого участника взаимодействия;

внедрение новых форм работы с семьей;

повышение авторитета социального педагога;

пополнение «Педагогической копилки» по взаимодействию с семьей;

сотрудничество с общественными организациями;

создание фотоальбома для продолжения летописи Центра;

возможность обмена опытом работы.

Детско – родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Основные направления коррекционно-развивающей работы со стойко неуспевающими младшими школьниками "

1. Современное представление логопедии об изучении и формировании речи дошкольников и младших школьников.2. Механизмы дефектного развития письменной речи и приемы корригирующие их....

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ

Цель воспитательной работы с подростками   – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание  помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...

Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"

Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....