Метод дивергентного речевого развития.
методическая разработка по теме

 

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл divergentnoe_myshlenie.odt28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие технологии в логопедии.

Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.

Метод дивергентного речевого развития.

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одно — единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества.

Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления. Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применить разные подходы  и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить  на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.

Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие:

  1. найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;
  2. поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются дикими, непрактичными и сумасшедшими;
  3. ценить не качество ответов, а их количество (устроить соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы);
  4. воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Можно рекомендовать следующие упражнения, направленное на развитие речевых возможностей детей  средствами дивергентного мышления.

1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера). Приведем примеры ответов:

весна — теплая, солнечная, веселая;

солнце -

почки -

листочки -

подснежник -

зима — холодная, морозная, снежная

мороз -

снег -

метель -

2. найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

колодец — ведро

стол — дерево

мороз — солнце

кукла — девочка

3. речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.

- Маше на день рождения подарили большую куклу.

- Море было большое и теплое.

- Солнце медленно заходило за горизонт.

4. придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:

Солнце, улица, светофор.

Самолет, дождь, горы.

Ветер, арбуз, машина.

Метод креативного речевого развития.

Креативное речевое моделирование.

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.

1 й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы, например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображением предметов, явлений:

  1. лопата, сковорода;
  2. стол, шкаф;
  3. вилка, ножницы;
  4. книга, театр

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковорода»:

Лопата и сковорода сделаны из железа.

И лопатой и сковородкой можно защищаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум« Познавательно-речевое развитие дошкольников с помощью методов сказкотерапии »

Целью моей работы является повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ и знакомство с методами сказкотерапии....

Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития

   Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей ...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...

Метод проекта в совместной работе педагогов по коррекции речевого развития обучающихся школы VIII вида

Задачи речевого развития в коррекционной школе:-исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, - уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, -развитие умения грам...