"Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка"
материал на тему
Выступление на школьном педсовете (2009-2010 учебный год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetencii.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Подготовила учитель
иностранного языка
Матвеева О.В.
Муром, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Коммуникативная компетенция и ее составляющие.
- Коммуникативная мотивация и ее значение при обучении иностранному языку.
- Метод проектов как способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций.
- Ролевая игра на уроке иностранного языка.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Среди ключевых компетенций особое значение приобретают иностранные языки. Отмечается, что «иностранная грамотность» - это не только техника чтения на чужом языке, но вхождение в различные культуры, уважение их умений и достижений; это самоидентификации личности в культуре, чувство сопричастности более, чем к одному языковому и культурному сообществу. Эта компетенция способствует развитию целой серии персональных, социальных и профессиональных компетенций.
Придерживаясь требований образовательного стандарта, авторы современных УМК по английскому языку соблюдают приоритет коммуникативной цели обучения, понимая ее как обучение школьников общению в устной и письменной формах непосредственно и опосредованно (через книги, Интернет и т.п.). Но вместе с тем авторы понимают важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции у учащихся. Под информационной компетенцией авторы понимают умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной коммуникативной задачи. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Эта компетенция не может быть сформирована изолированно от развития коммуникативных умений в устной и письменной речи. Поэтому параллельное формирование как коммуникативной, так и информационной компетенций у учащихся способствует совершенствованию процесса обучения английскому языку и более успешной социализации школьников.
В процессе обучения учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.
Составляющими коммуникативной компетенции являются:
*лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
*социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;
*дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
*стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения в целях компенсации незнакомого языкового материала;
*социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Для формирования коммуникативной компетенции необходимы следующие условия:
*постоянная речевая практика учащихся;
* использование коммуникативного ценного материала;
* постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
* речевой характер урока.
Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.
Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В. Кузовлев. Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
* доброжелательная обстановка на уроке;
* положительный эмоциональный климат;
* доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает опыт учителей, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Так например, в 8-х классах в этой четверти была проведена ролевая игра по теме «Почему английский так популярен?» Учащиеся выступали в роли представителей разных профессий: канадского журналиста, американского бизнесмена, русского переводчика, английского историка, индийского студента, каждый из которых должен был проаргументировать свою точку зрения. В ходе игры осуществлялись межпредметные связи с русским языком и историей. Учащиеся получили дополнительную информацию об истории Британской империи, которую они использовали в своих высказываниях.
Какие же формы работы на уроке способствуют формированию у учащихся коммуникативных компетенций?
Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение. Поэтому особое внимание нужно уделять одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками. Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе используются опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:
* составить план текста, высказать основные мысли по плану;
* драматизировать часть текста;
* выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
* дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
* составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.
Основная идея коммуникативного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу. В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы. Элементы проектной технологии используются учителем Холодовой Е.Ю. уже на начальном этапе обучения английскому языку. Так учащиеся 3-х классов представляли на уроке проекты по теме «Мое любимое домашнее животное» с элементами презентации. Учащимися 4 класса был разработан проект «Мой город», где учащиеся представили рассказ о родном городе.
Овладение иноязычной речью проходит в форме диалогов двух культур. Учащиеся имеют возможность сравнить реалии этих культур и составить собственное мнение, развивая речемыслительную деятельность, что является главной целью в коммуникативном подходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....
Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»
Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...
Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку
Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкур...
Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации
Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения, оборудование, телекоммун...
"Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках".
1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником1.1. Как работать с текстом учебника1.2. Составление вопросов к тексту1.3. Алгоритм составления рассказа по теме1.4. Как выделить из текста главное1.5. Алг...
Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.
Современность предъявляет все более высокие требования к современному ученику. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много общае...
Статья по теме "Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в 5 классе"
В данной публикации рассматриваются примеры формирования информационно- коммуникативных умений у учащихся пятого класса на примере темы "Грибы"....
- Мне нравится (1)