Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_tehnologiy.doc | 220.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
«Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные
решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны» (из Концепции модернизации
Российского образования ).
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации -период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура - информационное общество. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение информационной деятельности. В связи с этим изменяются требования к современному образованию.
Система образования реализует социальный заказ. Сегодня социальный заказ системам образования всех стран мира - воспитание информационно грамотного человека. Современное образование - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Основной задачей учебного процесса становится: формирование креативности, умения работать в команде,
проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
Я работаю в сельской малокомплектной школе . Благодаря национальному проекту «Образование» за последний год в школе произошло много радостных перемен: получили грант, закупили компьютеры, СД с учебными программами, энциклопедиями, справочниками, наглядные пособия, появился выход в Интернет. В кабинете информатики восемь современных компьютеров. Сельская малокомплектная школа имеет свои минусы: малочисленность (узкий круг общения), удаленность от культурно-просветительских благ цивилизации, многие семьи имеют достаток ниже прожиточного минимума. Из шестидесяти трех учащихся только у троих есть дома компьютер. Перед нами стоит трудная задача: как-то компенсировать все эти недостатки, выполнить социальный заказ, чтобы наши ученики, окончив школу, не чувствовали своей ущербности, обделенности только потому, что росли в деревне и учились в сельской школе.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Изучение истории развития ИКТ
- Изучение методической литературы по данному вопросу
- Знакомство с опытом учителей, применяющих ИКТ
- Изучение учебных программ
- Поиск эффективных способов применения ИКТ в своей деятельности.
Планируемый результат: адаптация ребенка к жизни в современном обществе.
Основная часть
Информатизация общества характеризуется прогрессивно нарастающим использованием информационной техники. Это проявляется и в образовании, как результат - большое количество литературы по информационным технологиям обучения. Еще нет четкой устоявшейся терминологии. Можно встретить «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «НИТ образования», «технологии компьютерного обучения», «ЭКССТО - электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Что такое технология!
По М. Маркову «технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности». Любая научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками:
- разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
- координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
- однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
А что же такое педагогическая технология? «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов). Г.К.
Селевко предлагает для технологии обучения, использующей компьютер, термин «компьютерная технология» и выделяет три её варианта:
I - как «проникающая » технология (применение компьютерного
обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических
задач);
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых
данной технологии частей;
III - как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным
прцессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на
применение компьютера).
Цели технологии
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
- Концептуальные положения
- Обучение - это общение ребенка с компьютером.
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
- Диалоговый характер обучения.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект -субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.
- Средствами информационно-коммуникативных технологий называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К ним относятся компьютеры, компьютерные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных компьютеров, средства и устройства на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», современные средства связи, системы искусственного интеллекта, программные комплексы и др.
- Из всех перечисленных средств особое значение имеют программные средства (ПС) учебного назначения - это ПС, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Они предназначаются для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке и переподготовке кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
- Использование ПС учебного назначения ориентировано:
- на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, - проблемно-ориентированные ПС;
- на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) -объектно-ориентированные ПС;
- на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале со встроенными элементами технологии обучения) -предметно-ориентированные ПС.
- Эти ПС можно использовать
- как отдельные программы, обеспечивающие часть урока или весь урок, несколько уроков;
- как пакеты программ, обеспечивающие тему учебного предмета, раздел или курс компьютерной поддержкой;
- как практикумы, обеспечивающие определенную программу практических занятий учебного курса;
- - как компонент «компьютерного курса».
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду - параметров:
- а) По решаемым педагогическим задачам:
- • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учеб
ники, - обучающие системы, системы контроля знаний);
- • средства практической подготовки (задачники, практикумы,
виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, - тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
- б) По функциям в организации образовательного прогресса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (каталоги, поисковые системы).
- в) По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно-и учебно-методические материалы);
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты
- процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии, статистические и
- динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные
- практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные
- объекты:
- схемы, диаграммы);
- • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (зву козаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и
неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); - • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией
(аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); - • электронные и информационные ресурсы с комбинированной
информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии,
задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). - г) По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные;
- внеурочные
- д) По форме взаимодействия с обучаемым:
- технология асинхронного режима связи - «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);
- технология синхронного режима связи - «оnline» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
- Можно выделить несколько аспектов использования различных обра зовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе.
- 1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования,
- поскольку создаются условия для:
- • максимального учета индивидуальных образовательных
- возможно стей
- и потребностей старшеклассников;
- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
- удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний;
- раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанцион ных
- образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)
- расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет;
- освоения современных информационных технологий.
- 2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в сельской школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную
- специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. В сельской школе трудности в реализации этих курсов связаны с организацией их освоения (курс выбирает один ученик), отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
- 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ре сурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровож дения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала ит.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
- 4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные техно-
- логии могут быть использованы в различных вариантах организации про фильного обучения в сельской школе:
- при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
- при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;
- при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся).
- Для малокомплектной сельской школы, удаленной от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно - коммуникативных технологий.
- 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и
- оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный, итоговый. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного освоения курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
- Итоговый контроль предусматривается в конце изучения и покрывает его
- содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации
- обучаемого.
- Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в
- интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и
- в режиме оffline (используется электронный или печатный вариант теста;
- оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над
- ошибками).
- Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и
- оценки образовательных достижений учащихся приобретает особую
- актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче
- ЕГЭ.
- Варианты использования образовательных средств ИКТ в деятельности учителя. 1. Традиционный тип урока с использованием ИКТ
- Учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения курса как различные электронные
- издания на СД - носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
- На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
- При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видео фрагменты, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться и фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде. Например, учащийся с низким уровнем подготовленности к изучению данной темы получает распечатку, содержащую максимум информации по данной теме со сформулированными учителем вопросами и заданиями: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д. Более подготовленному ученику учитель может дать краткую информацию или информацию с пропусками, предложить восполнить пробелы, сформулировать вопросы для других учащихся с целью проверки или углубления и расширения полученных знаний. Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Каждая группа получает соответствующее задание.
- Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или
- дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем). Применение ИКТ возможно при подготовке и проведении учителем не традиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция. Для этого учитель готовит к уроку для демонстрации на экране: наименование разделов выступления, основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеоряд, динамические компьютерные модели, мультипликацию). Продумывает поддержку выступления в форме цитат, изображения и звука. Выступление учителя обязательно должно содержать ссылки на используемые электронные ресурсы, источники информации в Интернет, которые затем могут быть использованы учащимися в самостоятельной работе. Выступление учителя в дальнейшем может быть напечатано, представлено в форме аудио- или видеозаписи, размещено в сети Интернет на школьном сайте (если таковой имеется).
- 2. Внеурочная деятельность в компьютерном классе. Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает органи зацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.
- Самостоятельная работа может быть связана с поиском и изучением дополнительной информации по курсу (например, подготовка к докладу); оформлением результатов выполнения домашнего задания (составление на компьютере схем, таблиц, графиков; подготовка звукозаписи, видеозаписи). Для формирования навыков самостоятельной обработки учебной и научной информации, ее анализа и обобщения, учителю необходимо организовать поиск и сбор информации учащимися на различных электронных носителях, в сети Интернет: составить список информационных средств по запросу учащегося; указать сайты, на которых размещена информация по соответствующей теме; оказать помощь в поиске, анализе, оценке и обработке информации. Организация самостоятельной работы учащихся с помощью ИКТ по зволяет максимально индивидуализировать образовательный процесс. Учитель разрабатывает задания с учетом образовательных потребностей обучающегося, например, в углубленном изучении какой-либо предметной области или подготовки к поступлению в вуз.
- Для осуществления самоконтроля усвоенных знаний учитель может предложить старшеклассникам самостоятельно пройти тесты на самооценку , решить головоломки, игровые ситуации с применением полученных знаний. Включение учащихся в проектную деятельность создает условия для широкого применения ИКТ. Под учебным проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо актуальной проблемы. Как правило, проекты выходят за рамки одного учебного предмета и носят межпредметный или надпредметный характер. В проекте может принять участие один учащийся, группа учащихся из одного класса, разных классов и даже из разных школ или регионов. В последнем случае проекты можно проводить с использованием электронной почты, телеконференций. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы. Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту, проведение социологических опросов и т.д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе можно предложить школьникам использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую анимацией, звуко- и видеозаписями. Специфика деятельности учителя, сопровождающего проектную деятельность учащихся заключается в следующем:
- • помогает учащимся определить цели и задачи, которые предполага ется
- решить в ходе их исследовательской деятельности;
- определяет предмет информационного поиска для учащихся в соответствии с темой, проблемой проекта;
- знакомится с фондами электронных и информационных ресурсов, составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми
- учащиеся могут воспользоваться в ходе их проектной деятельности;
- продумывает возможную поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств;
- в ходе практической поисковой деятельности учащихся оказывает им всевозможную помощь в поиске информации, ее обработке, консультирует,
- если возникает необходимость, по оформлению результатов проекта и его представления с помощью средств ИКТ.
- Необходимо отметить, что эффективность организации внеучебной деятельности учащихся с помощью образовательных средств ИКТ во многом определяется возможностями самой школы в создании медиатеки. В медиатеке могут быть сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства массовой информации:
- библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр с выходом в Интернет. В медиатеке создаются оптимальные условия для поиска и творческого применения информации в самостоятельной познавательной деятельности учащегося во внеурочное время, для подготовки учителя к урокам, для выполнения учебно-исследовательских проектов, для приобретения навыков ориентации в безграничном море информации. 3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.
- Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами по выбранному курсу (например, ребенок в силу каких-то причин не может посещать уроки). В этом случае учитель на первом занятии определяет цели и задачи курса, характеризует его содержание, раскрывает методику организации занятий, объясняет требования к аттестации по курсу, осуществляет входное тестирование, по результатам которого готовит индивидуальную программу. Далее ученик самостоятельно работает с рекомендуемыми учителем электронными и информационными ресурсами, выполняет задания учителя, осуществляет писк дополнительной информации. При этом обучающийся сам выбирает способ и темп освоения изучаемого материала.
- Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, это неоспоримый факт. Но не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает.
- Применение ИКТ связано с овладением учителем электронно-коммуникативными системами. Встает вопрос о повышении информационной культуры и учителя, и учащихся. От них требуется овладение новыми знаниями и умениями, особый стиль мышления, обеспечивающие им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующие достойное место в информационном обществе.
- Интернет в современной школе
- Интернет все более активно входит в нашу жизнь. Для большинства молодежи он стал привычным и удобным средством получения информации и общения. Умение извлекать и использовать информационные ресурсы «всемирной паутины» крайне необходимо современному учителю, однако очень важно уметь внедрять и продуктивно использовать Интернет-технологии в учебном процессе.
- Злободневность их освоения педагогами связана с тем, что применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок и компьютеров, мощные потоки информации и рекламы оказывают все более значительное влияние на воспитание подрастающего поколения, восприятие им окружающего мира. Изменяются любимые герои, игры и увлечения детей и подростков. И педагог должен в своей работе учитывать особенности информационной среды, в которой живут их воспитанники.
- Очень важно научить детей осваивать и правильно использовать огромные объемы информации, организовать процесс обучения так, чтобы он увлекал школьников, они могли видеть и оценивать результаты своего труда. Для решения этой проблемы необходимо соединять традиционные методы обучения с использованием современных информационных технологий, в том числе и Интернет. Многие педагоги на практике убедились, что включение в их профессиональный арсенал Интернет-технологий, активное использование информационных ресурсов и возможностей всемирной сети в процессе обучения делают его более эффективным.
- В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования», реализуемый Национальным фондом подготовки кадров. Его цель - создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникативных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Проект рассчитан на пять лет и реализуется по трем направлениям:
- • Учебные материалы нового поколения
- Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования
- Создание системы межшкольных методических центров
- Информатизации уделяется первостепенное внимание и в Федеральной целевой программе. В рамках этой программы осуществляется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего образования.
- Направления внедрения Интернет-технологий в учебный процесс
- целесообразно выделить наиболее перспективные пути использования ресурсов всемирной сети в школе. Интернет используется как средство:
- • Обеспечения взаимодействия учителя и ученика,
- Взаимообмена идеями, информацией, материалами между педагогами и учениками,
- Методического обеспечения,
- Организации самостоятельной деятельности в системе «ученик-компьютер»
- Управления.
- Рассмотрим некоторые из этих направлений.
- Использование Интернет-технологий для создания творческого проекта предоставляет возможности интеграции нескольких дисциплин учебного плана с событиями нашей повседневной жизни, проблемами экологии, социальной сферы и другими. Возможна работа как индивидуально, так и в группах, когда класс делится на несколько подгрупп, и каждая готовит проект по отдельным разделам определенной темы. На защите проекта каждая подгруппа представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом учащимся приходится перерабатывать большое количество информации, в результате они глубоко и системно ориентируются в изученной проблеме, результаты работы предъявляют на компьютере в виде презентации,web-сайта, буклета, видеоролика.
- С появлением Интернета учащиеся и педагоги получили возможность познакомиться с лучшими творческими работами несравненно большего числа школьников, создавать web -сайты своих школ, находить адреса других образовательных сайтов и разнообразную полезную информацию для уроков, размещать объявления о школьных мероприятиях и пользоваться ими. Чтобы использовать эти возможности, при подготовке к уроку учителю необходимо проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал, структурировать и оформить их на электронных и бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети.
- При изложении нового материала ан уроке учитель может использовать предметные коллекции - иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрация опытов, видеоэкскурсии, а также динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран, комментируя эту информацию и при необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами.
- Возможно использование Интернет-технологиями для форм урока, таких как школьная мультимедийная лекция. Можно также предложить провести урок в форме виртуальной лаборатории или виртуальной экскурсии, организовать виртуальные экскурсии на природу или в научно-исследовательский институт, музей, на промышленное предприятие.
- Если кто-нибудь из учащихся пропустил учебный раздел по болезни, не понял часть изученных вопросов, он может воспользоваться дистанционной поддержкой, найти нужный раздел, получить консультацию.
- С введением профильного обучения возрастает роль дистанционных курсов. Учащемуся предоставляется возможность выбрать нужный ему курс для самостоятельного изучения. Полный доступ к учебным курсам при работе с такими ресурсами предоставляется, как правило, только зарегистрированным пользователям, проходящим дистанционное обучение. Однако практически во всех таких курсах предусмотрен свободный доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с особенностями организации дистанционного обучения и специализированными учебными материалами.
- Число учителей, использующих Интернет-технологии, увеличивается с каждым днем. Коллеги общаются между собой и по электронной почте, и в чатах, и на форумах, создают совместные проекты. Органы управления образованием также публикуют в Интернете новости, отчеты, нормативные и другие документы, отражающие деятельность и развитие системы образования в отдельных регионах России.
- Многие учителя, совместно с основным ведут еще и электронный журнал. В нем, так же как и в обычном, традиционном, фиксируются темы уроков, домашние задания, отсутствующих, ставят оценки. Затраты времени на ведение электронного журнала не столь уж велики, и многие, кто использует его, ощутил преимущества, которые дают современные информационные технологии. К примеру, программа Ехсеl подскажет учителю, кто из его учеников давно не отвечал, выведет средний баллMicrosoft Excel каждого учащегося и класса в целом за любой период времени, будь то неделя, месяц, четверть, полугодие или учебный год, определит количество пропущенных уроков. А если эту форму руководство школы внедрит во всем учебном заведении, электронные журналы всех классов всегда будут под рукой. Директор школы и завучи смогут оперативно контролировать и анализировать ход выполнения учебной программы, посещаемость и успеваемость. И если требуется, столь оперативно принимать меры, вносить необходимые коррективы. А с созданием локальной школьной сети и подключением ее к Интернет и родители смогли бы контролировать успеваемость и посещаемость своих детей, узнавать о полученных ими
- домашних заданиях и всех мероприятиях, которые планируются в школе, а также обо всех формах внеурочной деятельности в школе и многом другом. Использование электронных журналов с эффективным использованием возможностей локальной школьной сети могли бы сэкономить немало драгоценного рабочего времени учителей, которое педагог сегодня вынужден тратить на составление бумажной документации.
- Вполне очевидно, что со временем электронные журналы будут вытеснять традиционные, но это произойдет не так скоро, как хотелось бы. Причин тому много, перечислим главные:
- Недостаточная компьютерная грамотность учителей
- Нежелание некоторых из них использовать в учебном процессе информационные технологии и современные компьютерные средства
- Не у всех учителей есть компьютеры на рабочих местах и дома, далеко не всех школах предусмотрено время для самостоятельных занятиях в компьютерных классах
- Локальная школьная сеть есть далеко не в каждой школе
Жизнь показала, что Интернет-технологии стимулируют развитие интеллектуальных способностей, предоставляют немыслимые ранее возможности получения дополнительной информации быстро и в удобное для работы время. Однако не стоит забывать, что Интернет -лишь средство. Формы, методы и результаты его использования зависят от педагога. Надо учитывать и то, что всемирная сеть, к превеликому сожалению, засорена информацией сомнительного свойства, которая может не только ввести учащихся в заблуждение, но и навести вред их психике, нравственному здоровью . Поэтому использовать Интернет на уроках школьники должны под контролем учителя, который может предложить детям те ресурсы, которые необходимы для учебы, и следить за их использованием.
Таким образом, применение Интернет-технологий в современной школе отнюдь не ограничивается наличием выхода во всемирную сеть. Все более важным становится умение творчески, эффективно применять огромные возможности Интернет в учебном процессе. Сегодня уже всем ясно, что всемирная сеть обладает необъятным и постоянно растущим потенциалом, предоставляет все более обширные и разнообразные возможности для повышения качества образования. Учитель выступает главным координатором процесса внедрения Интернет-технологий в школе. Это довольно сложный механизм, для управления которым нужны знания и навыки пользования компьютерной техники, умение
продуктивно работать с информацией и постоянно совершенствовать свою квалификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"
Отчет для аттестации на высшую категорию о применении современных образовательных технологий с примерами из практики учителя русского языка и литературы...
Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка
Данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"
Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации ...