"Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках".
учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником

1.1. Как работать с текстом учебника

1.2. Составление вопросов к тексту

1.3. Алгоритм составления рассказа по теме

1.4. Как выделить из текста главное

1.5. Алгоритм составления плана текста

1.6. Алгоритм написания реферата:

1.7. Алгоритм конспектирования:

1.8. Чтение текста с заполнением таблицы – И.Н.С.Е.Р.Т.

1.9. Как составить схему.

1.10. Изучение терминов.

1.11. Составление кластера

 

2. Сравнительно-аналитическая работа с учебником, документами

2.1.  Алгоритм анализа исторического документа.

2.2. Варианты работы с документами

2.3.  Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

2.4. Создание синквейна.

2.5. Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

2.6. Схема характеристики исторической личности

2.7. Обобщение

2.8. Сравнение

2.9. Технология  диспута

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx58.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №9 2014/2015 учебный год

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках

Составители:

Шевченко Е.Н.

Скрипачева Ю.А.

Содержание

1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником

1.1. Как работать с текстом учебника

1.2. Составление вопросов к тексту

1.3. Алгоритм составления рассказа по теме

1.4. Как выделить из текста главное

1.5. Алгоритм составления плана текста

1.6. Алгоритм написания реферата:

1.7. Алгоритм конспектирования:

1.8. Чтение текста с заполнением таблицы – И.Н.С.Е.Р.Т.

1.9. Как составить схему.

1.10. Изучение терминов.

1.11. Составление кластера

2. Сравнительно-аналитическая работа с учебником, документами

2.1.  Алгоритм анализа исторического документа.

2.2. Варианты работы с документами

2.3.  Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

2.4. Создание синквейна.

2.5. Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

2.6. Схема характеристики исторической личности

2.7. Обобщение

2.8. Сравнение

2.9. Технология  диспута

Изучение вопросов информатизации общества, поиска, переработки и преобразования информации во всех ее видах на уроках должно формировать информационно-коммуникативную компетентность.

Информационно-коммуникативная компетентность формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

I. Репродуктивно-поисковая работа с учебником.

1.1. Как работать с текстом учебника

1. Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.

2. Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.

3. Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для иллюстрации.

4. Составьте план прочитанного (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказать текст и как иллюстрировать свой ответ.

5. Перескажите текст мысленно или вслух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.

6. Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или у преподавателя.

1.2. Составление вопросов к тексту

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. анализ и оценка информации.

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.

1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

2. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

5. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

6. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

7. Приём «Восстанови текст».

Цельсформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

8. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

2.составлять план к прочитанному тексту;

3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

8.находить в тексте описание к иллюстрациям;

9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;

10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

12.готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

1.3. Алгоритм составления рассказа по теме:

  1. Определи тему.
  2. Определи основную мысль рассказа.
  3. Найди необходимый материал, определи его происхождение: из своих воспоминаний, других источников.
  4. Составь план рассказа. Используй в рассказе диалог, элементы описания, рассуждения.
  5. Озаглавь текст.
  6. Запиши черновик рассказа.
  7. Откорректируй и запиши рассказ на чистовик.
  8. Подготовься к выразительному чтению составленного рассказа.

1.4. Как выделить из текста главное

Как же извлечь из текста самое главное? После того как вы прочитали текст, правильно его поняли, разобрались с типами и структурой, выделить главное должно быть не так уж сложно. Тем не менее стоит сказать о специальных приемах, которые могут помочь в этом.

1) Прежде всего присмотритесь к заголовкам раздела и подразделов. Чаще всего они прямо указывают на то главное, чему посвящен текст. Далее внимательно прочитайте те фрагменты, которые выделены с помощью особого шрифта. Таким образом авторы обращают внимание читателя на важные, ключевые положения.

2) Повышенного внимания заслуживает самое начало раздела. Во многих текстах первые предложения сообщают тему раздела и его основную идею.

3) В последних предложениях текста часто подводятся его итоги. Нередко в конце раздела имеется заключение или выводы. Таким путем авторы сами указывают на то, что считают самым важным. Замечу, что резюме статей, публикуемых в научных журналах, обычно помещают перед текстом статьи.

4) Полезно обращать внимание на так называемые лексические индикаторы. Это слова или словосочетания, после которых следует фрагмент, подводящий итог сказанному. Примеры таких индикаторов: «итак», «таким образом», «следовательно», «в итоге», «приходим к выводу», «главное», «самое важное», «поэтому», «в целом», «из… следует», «все… указывает».

1.5. Алгоритм составления плана текста:

1.Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
2.Выделите основную тему и идею текста.
3.Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
4.Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
5.Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
6.Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
7.Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
8.Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
9.Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Виды плана

  • Вопросный;
  •  назывной;
  •  тезисный;
  •  план – опорная схема;
  • комбинированный;

Как правильно составить каждый из них? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море.

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-большой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап. Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили ее в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленная. Лишнюю соль черепахи выплакивают. (по Г. Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстанавливать содержание всего текста.При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько»,«когда», «почему», и т.д.),  а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли» и т.п.)

Например:

1. Кого поймали в море?

2.  О чем плакала пойманная черепаха?

3.  Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

1.В море поймали черепаху.

2.  Пойманная черепаха все время плачет.

3.  Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывается в виде тезисов, в которых не используются глаголы.В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

1. Пойманная черепаха.

2.  Черепашьи слезы.

3.  Настоящая причина слез черепахи.

 План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов или словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.

Например:

1. Черепаха.

2.  Слезы.

3.  Соль и вода.

Комбинированный план

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например:

1. Кого поймали в море?

2.  Пойманная черепаха все время плачет.

3.  Настоящая причина слез черепахи.

1.6. Алгоритм написания реферата:

  1. Выбери тему.
  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
  3. Подбери литературу.
  4. Составь план.
  5. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
  6. Распредели материал в логической последовательности согласно плану.
  7. Подготовь наглядный материал (иллюстрации, репродукции, таблицы и т.п.) для публичной защиты.
  8. Сформулируй выводы по каждому параграфу, выкажи своё отношение к проблеме, сделай заключение.
  9. Составь список используемой литературы.
  10. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат, и др.)
  11. Оформи реферат с учетом единых требований.

1.7. Алгоритм конспектирования:

  1. Внимательно прочти текст.
  2. Определи главную идею текста.
  3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
  4. Запиши главные мысли в форме плана.
  5. Прочти текст ещё раз.
  6. Сформулируй тезисы конспекта.
  7. Определи ключевые понятия.
  8. Запиши и оформи конспект.

1.8. Чтение текста с заполнением таблицы – И.Н.С.Е.Р.Т.

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V»- уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. В результате такой работы с текстом, ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное.

Таблица «Инсерт».

«V»

Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.

«+»

Поставьте»+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«-«

Поставьте минус на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

«?»

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

1.9. Как составить схему.

1.Прочтиет предложенный текст и запишите его название;

2.Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст и дайте им название;

3.Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них название разделов текста.

4.Дополните схему примерами.

Пример:

Масштаб – показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.

                                                                  Масштаб

     Численный                                             Именованный                                         Линейный                      

         1:1000                                                     в 1см. – 10 метров                                    -20-10-0-10-20-

Чем крупнее масштаб, тем более подробно изображена местность.

Задание: Изобразите расстояние 500 метров в масштабе в 1см.-100м; в 1см.- 50м.

1.10. Изучение терминов.

Изучение терминов не ограничивается заучиваний их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его обработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части, с выделением главного. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка используется следующий алгоритм.

  • Проговаривание термина;
  • Запись на доске и в тетради;
  • Работа над орфографией;
  • Выявление этимологии термина;
  • Тренинг;

Работа с терминами- важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведение терминологических диктантов.

1.11. Составление кластера

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой-либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Главная роль отводится работе с текстом.

Памятка для учащихся:

1. Прочитай текст.

2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.

3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:

 Название объекта;

  Состав объекта

  Структура объекта

  Особенности объекта

II. Сравнительно-аналитическая работа с учебником, документами.
2.1.  Алгоритм анализа исторического документа.

1. Происхождение текста.

  •  Кто написал этот текст?
  •  Когда он был написан?
  •  К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.п.?
  •  Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

2. Содержание текста.

  • Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам не известны какие-то слова, поработайте со словарем.

3. Достоверна ли информация в тексте?

  • Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).
  • Текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из различных первичных источников.Первичный текст может быть написан автором второй очереди, то есть созданным много позже самого события).

4. Есть ли предрассудки в тексте?

Разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью.

5. Раскройте значение источника и содержащейся в ней информации.

6. Дайте обобщающую оценку данному источнику.

2.2. Варианты работы с документами


1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.

2.3.  Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

«Тонкие” вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Предположите, что будет, если ...?

2.4. Создание синквейна.

Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи. Чувства и представления в некоторых словах- важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается. Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Слово «синквейн» происходит от франц. «пять». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1.В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.

3. Третья строчка – это 3 глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.

4. Четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающая личное отношение к теме.

5. Пятая строчка – это синоним темы, подчеркивающий ее суть.

Пример: Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн.

  • Герасим
  • Добрый, трудолюбивый
  • Заботится, любит, работает
  • Не должен страдать из-за жестокости людей
  • Человек

2.5. Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

1.  правильно займите позицию у карты (так, чтобы не заслонять естественное освещение карты);

2. запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток);

3. научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками;

4. обратите внимание на надписи, диаграммы, таблицы, портреты, рисунки, которые есть на карте, и вы поймете, что есть резон в утверждении «Карта - это государственная работа»;

5. работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения;

6. на мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетику выполненной Вами работы.

2.6. Схема характеристики исторической личности

(Составление исторического портрета)

1. Исторические условия, вызовы и влияние окружающей общественной среды на формирование личности исторической фигуры. Личностные качества исторического деятеля и условия их становления и формирования.

2. Цели деятельности и возможности их достижения.

3. Какими средствами и путями достигается поставленная цель.

4. Результаты деятельности исторического лица для региона, страны или мира.

5. В чем значение деятельности этой личности.

6. Каково Ваше отношение к этой личности как к человеку и как к историческому деятелю?

2.7. Обобщение

Обобщение - определение общих, существенных признаков исторического явления или процесса, формулировка ведущих понятий или идей того, что обработаны или изучены; обобщение основано на анализе и синтезе и идет от простого к сложному (от конкретного к абстрактному).

1. Выделите главное понятие в полученном задании.

2. Проверьте, как Вы поняли его содержание.

3. Отберите основные, типичные факты из обработанного материала.

4. Проанализировав их, выделите общие черты.

5. Сформулируйте основную идею, вектор развития явления или процесса.

2.8. Сравнение

Сравнение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями, явлениями или процессами. Этапами сравнения могут быть:

1. усвоение объектов сравнения и их запись;

2. выделение критериев - родственных существенных признаков объектов, которые сравниваются, это - самая сложная часть сравнения. Критерии сравнения - это своеобразный план общих признаков тех или иных событий, явлений или процессов.

3. четкая формулировка и краткая запись содержания сравнения;

4. сравнение объектов по каждому из критериев;

5. краткое обобщение и его запись.

Наиболее удачной, на наш взгляд, формой сравнения является таблица.

Составление таблиц.

Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации. Различные варианты таблиц приведены в методических и дидактических пособиях. Кроме того, таблицы можно составлять самостоятельно.

Как заполнить таблицу.

1.Прочтите название оглавлений таблицы.

2.Прочтите текст учебника и с помощью карандаша укажите в нем материалы к каждой графе.

3.Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.

Пример:

В современных теориях права и государства все государства разделяют по форме правления и по форме государственного устройства. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки классической монархической формы правления:

  • Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • Наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • Представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • Юридическая безответственность монарха;

Республика - ( от лат. Respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами.Избираемыми населением на определенный срок.

Выделим общие признаки республиканской формы правления:

  • Существование единоличного или коллегиального главы государства;
  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных  органов;
  • Преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Форма государственного устройства – это национальное и административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношение между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. По форме органы государственной власти могут быть государства могут быть унитарными, федерациями и конфедерациями.

Унитарное государство – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Охарактеризуем, в целом, признаки унитарного государства:

  • Единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
  • Действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • Составные части унитарного государства(области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, не имеют свои законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. атрибутов государственности.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Рассмотрим общие черты федерации:

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.;
  • В союзном государстве верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной федеральной конституцией;
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные , исполнительные и судебные  органы;
  • Федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы;
  • Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Федерация может быть создана по двум основным принципам – по территориальному (например, США, Мексика) и национальному(например бывшая Югославия, СССР).

Формы государств.

По форме правления

Монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки классической монархической формы правления:

  • Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • Наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • Представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • Юридическая безответственность монарха;

Республика - ( от лат. Respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами. Избираемыми населением на определенный срок.

Выделим общие признаки республиканской формы правления:

  • Существование единоличного или коллегиального главы государства;
  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных  органов;
  • Преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

По форме государственного устройства

Унитарное государство – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Охарактеризуем, в целом, признаки унитарного государства:

  • Единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
  • Действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • Составные части унитарного государства(области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, не имеют свои законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. атрибутов государственности.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Рассмотрим общие черты федерации:

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.;
  • В союзном государстве верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной федеральной конституцией;
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные , исполнительные и судебные  органы;
  • Федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы;
  • Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

2.9.Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия - это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека - девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия - это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель - оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители - создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы

Минусы

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения. 
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. 
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность. 
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в "к обмену глупостями". Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога. 
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны. 
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики

Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...

Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации

Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения,  оборудование, телекоммун...

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики. 1. Основные понятия темы.В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном общ...