Современный урок
статья по теме
Данный конспект посвящен рассмотрению общедидактических требований к конструированию и анализу современного урока. Ряд положений проиллюстрирован схемами. Этот материал поможет всем, кто идет на открытый урок, а также тем, кто готовится проводить самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Конспект глав книги
Перминова Л.М., Селивёрстова Е.Н. Дидактика на рубеже эпох.
Львова Д.Л.
а) Что такое урок в системе обучения | Урок – это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся. Урок – организационная форма обучения |
б) Какие дидактические задачи решает учитель на уроке? | Дидактическая цель урока должна отражать в совокупном виде три функции обучения и включать образовательный, воспитательный и развивающий аспекты; в рамках этой цели планируются учебные цели урока |
в) Какова связь дидактических задач урока с психолого-педагогическим циклом усвоения знаний? | Психолого-педагогические цикл усвоения знаний: восприятие, осмысление и понимание, запоминание, закрепление и применение, обобщение, систематизацию и рефлексию знаний. Целевой подход к их осуществлению есть условие эффективности учебного процесса. Учитель должен учитывать закономерности усвоения знаний и руководствоваться принципами обучения и принципами конструирования содержания образования, а также учитывать стиль обучения каждого школьника, динамику его работоспособности, объем умственных нагрузок, мотивацию учения, уровень знаний и умений, интересы, способности и дарования, что позволит реализовать образовательный, развивающий и воспитательный аспекты дидактической цели урока и вытекающих из нее задач. |
г) Типы уроков. Алгоритм конструирования урока | Алгоритм конструирования урока:
|
д) Анализ урока. Урок как система | Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующей характеристикой каждого из них и связей между ними. Подходы к анализу урока – линейный, комплексный, системный, смешанный. Анализ урока – мысленное соотнесение объекта, его элементов, структуры и функций элементов с определенным теоретическим знанием – системным подходом и теорией обучения. |
Е) Аспекты педагогического анализа урока с позиций системного подхода. | Собственно анализ урока на основе системного подхода включает 4 аспекта:
Выводы по анализу урока касаются:
|
Системный подход к типологии уроков
(Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова)
Тип урока | Дидактическая цель | Центральный этап - типообразующий | Форма |
Урок усвоения новых знаний | Изучение новых знаний | Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания нового материала: Формирование конкретных представлений об изучаемых процессах и явлениях, теориях и т.п., их сущности, связях. Проведение первичного обобщения и выделение главных мировоззренческих идей. Установление правильности и осознанности усвоения материала учащимися. Первичная корректировка | Школьная учебная лекция, проблемная лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум |
Урок формирования навыков и умений | формирование у учащихся опыта репродуктивной деятельности (овладение ключевыми компетенциями и опытом их применения в стандартных ситуациях) по образцу | Закрепление и применение новых знаний: Организация деятельности учащихся по применению новых знаний для объяснения различных процессов и явлений, при решении задач и выполнении упражнений. Обеспечение формирования умений, сначала на репродуктивном уровне | Практикум, лабораторная работа, семинар, консультации, собеседования |
Урок комплексного применения знания | Выработка умения самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций | Закрепление и применение новых знаний: Организация деятельности учащихся по применению новых знаний. Обеспечение формирования умений в видоизмененной и новой ситуации («ближний» и «дальний» перенос знаний, реализация внутрипредметных и межпредметных связей) | Практикум, семинар, диспут, дискуссия, деловая или ролевая учебная игра |
Урок обобщения и систематизации | Обобщение единичных знаний и их систематизация. Формирование системности знания как их качества | Обобщение и систематизация знаний: обеспечить усвоение знаний по курсу, разделу, теме, установить внутрипредметные и межпредметные связи на уровне систематичности и системности знаний, формирование научной картины мира. | Семинар, конференция |
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Определение уровня сформированности качеств знаний – их систематичность, действенность, прочность и системность | Контроль и самоконтроль знаний: глубокая и всесторонняя проверка знаний, умений, навыков у учащихся, выявление недостатков и причин их возникновения, стимулирование преодоления возникших учебных затруднений. Рефлексия и самоконтроль: самооценка и взаимооценка деятельности. | Коллоквиум, семинар-зачет, деловая игра, общественный смотр знаний, зачет |
Комбинированный урок признается с этих позиций неэффективным, так как решает одновременно несколько дидактических задач, что невозможно сделать качественно на одном уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....