психолингвистические и психолого-педагогические основы обучения родному(татарскому)языку
статья по теме
Данная работа полностью раскрывает специфику преподавания родного языка.Подробно описываются возрастные особенности учащихся,методы преподавания данного предмета
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолингвистические и психолого-педагогические основы обучения родному (татарскому) языку.
Зинтулина Гузелия Рамиловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №21,
г.Альметьевск,Республика Татарстан
Язык – это одно из ключевых явлений человеческой жизни, важнейшая из сфер человеческой деятельности; это зеркало, в котором отражаются законы общества и законы природы: «В структуре языка отражаются отношения между предметами и явлениями материального мира, которые существуют независимо от сознания человека и независимо от общественных потребностей человека»(2,89) Разносторонняя, хотя и не исчерпывающая изученность языка выражается в накопленных человеческих знаниях о его сущности, структуре, функционирования, родственных связах между языками мира и т.д.
По мнению ученых, не всегда существовала семья, государство, мораль, религия, деньги, право, наука, но язык - изначален. Он будет существовать до тех пор, пока существует общество, и он выступает как универсальное средство общения. Он сохраняет единство народа в исторической смене поколений и общественных формаций, объединяет этнос времени во времени, в географическом и в социальном пространстве.
Народы не вымирают, а вымирают их языки. Народ может перенять чужой язык и влиться в состав другого народа. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил так: « Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, народа нет более!.. Пока жив язык народный в устав народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все, он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более не создаст его; новую родину даже может создать народ, но язык - никогда: вымер язык в устав народа – вымер и народ»
Согласно Закону « О языках народов РФ» (от 24 июля 1998 г. № 126-Ф3) языки народов РФ находятся под защитой государства. Государство на всей территории страны способствует развитию национальных языков. В этом деле большая роль отводится школе. Школа подготавливает подрастающее поколение к участию в сложных видах информационного обмена.
Каждый человек имеет право получить образование на языке и на основе культуры того сообщества, к которому он принадлежит по своему рождению.
Родной язык человека важен для интеллектуального развития и его эмоционального благополучия. Как известно, речь говорящего отражает содержание его личности, его общую и филологическую культуру, лингвистические способности. Речевая культура носителя языка, уровень его коммуникативных способностей формируется речевой средой, в которой он воспитывается, « из которой впитывает знания и речевые умения»
Родной язык – это естественная почва для развития способностей человека. Обучение родному языку развивает речь и мышление детей. Оно содействует воспитанию детей в духе любви и уважения к своему народу, помогая раскрывать его духовный мир, понимать его мысли и чаяния. Игнорирование родного языка приводит к оскудению духовного мира подрастающего поколения, к потере лучших человеческих качеств.
Подчеркивая значимость родного языка в развитии личности, следует сказать о возрастных особенностях и о предпосылках усвоения родного языка. Выготский писал: « Родной язык ребенок усваивает в раннем возрасте, причем процесс усвоения происходит спонтанно под воздействием общения со взрослыми, прежде всего в условиях семьи, путем подражания речи взрослых – имитации – и подсознательного моделирования» .
Такого же мнения придерживается З.Г.Сахипова: « Язык – явление социальное, он генетически не наследуется ребенком от родителей, им ребенок овладевает постоянно в процессе активной коммуникативной деятельности». Контакт между ребенком и окружающим его миром взрослых устанавливается с самого рождения. Он растет в атмосфере говорящего окружения, и сам начинает применять механизмы речи уже со второго года рождения. В раннем детстве в большинстве случаев дети пользуются лишь ситуативной речью и только при систематическом обучении овладевают контекстной речью, то есть более отвлеченной от данной ситуации. В старшем дошкольном возрасте особым типом речи ребенка является объяснительная речь. Объяснительный тип связной речи способствует формированию умственного развития и коллективных взаимоотношений .
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка позволяет ему свободно объясниться или вести разговор на родном языке в пределах близкой ему тематики, отражающий обыденную жизнь. Хотя он знает много обиходных слов и пользуется ими в домашней обстановке, но его словарь беден, во всяком случае, недостаточен для выражения новых представлений и понятий, которые он получает в процессе школьного обучения.
Одной из основных задач школьного обучения языку является ознакомление учащихся с действующими в системе языка закономерностями, с языковыми нормами и необходимыми речевыми навыками.
Все многообразие знаний о татарском языке не может и не должно быть представлено в школьном курсе татарского языка, но школьникам, на наш взгляд, следует получить представление о следующих базовых знаний о языке:
*Язык как многоуровневая система;
*Язык как знаковая система;
*Основные единицы языка, функционирующие на разных уровнях;
*Использование языковых средств в разных коммуникативных
ситуациях.
Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения. Понятие деятельности связано с понятием мотива. Мотив для порождения речи заключен не в самой речи, а в деятельности общения (коммуникативной), следовательно, говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации.
Ориентироваться в условиях общения – это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также его форму; кроме того, с учетом общего мотива деятельности, уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (односторонняя или двусторонняя, с одним человеком или со многими людьми, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная или письменная), виде ( монолог, диалог), стиле высказывания.
Таким образом, по материалам психолингвистической литературы способ осуществления действия подвижен и зависит то условий общения. Структура действий у всех одна и та же. Она включает четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.
Главной проблемой лексики, как особого раздела лингвистики, тесно связанного с психолингвистикой и социолингвистикой, является проблема использования словарного состава в конкретных речевых ситуациях.
Таким образом, одной из основных задач школьного обучения татарскому языку является ознакомление учащихся с действующими языковыми нормами. Правильность речи учащихся достигается с помощью знаний нормативной грамматики, орфоэпии, законов словоупотребления и лексической сочетаемости, которые они получают на уроках татарского языка.
Когда ребенок приходит в школу, то он попадает в сферу действия литературного языка. Часто требования нормированной речи настраивают его против школы, против уроков родного языка. Учащиеся владеют только разговорной формой. А разговорная речь оказывает воздействие на письменную речь. Построения, присущие разговорной речи, встречаются не только в устных ответах учащихся младших школьников, но и в письменных работах старшеклассников (изложениях, сочинениях).
В условиях Республики Татарстан, где большая часть коренного населения проживает в сельской местности, основным средством общения является местный говор или диалектная форма. В связи с этим, у учащихся в устной и письменной речи наблюдается большое количество ошибок, вызванных влиянием данного факта (употребление специфических языковых оборотов и лексических единиц, отсутствующих в литературном языке).
Для того чтобы школа с первых дней могла помощь детям, необходима четко выработанная система обучения овладения нормами литературного языка, т.е. работа над качествами коммуникативно-целесообразной речи.
Языковая норма - это общепринятое и узаконенное употребление слов, словоформ, синтаксических конструкций. Это наиболее предпочтительная, целесообразная система средств выражения для обслуживания носителей родного языка.
Теория нормы литературного языка по Л.И.Скворцову так: « Развитие живого литературного языка в общем виде есть становление, совершенствование и обновление его норм на новых этапах истории и в связи с актуальными общественными потребностями. Языковые нормы в их общественном, культурном бытии – это маяк, по которому языковой коллектив ориентируется в безбрежном море речевой деятельности. Их изучение, точное описание и закрепление является важной общекультурной задачей»
Таким образом, нормативный уровень овладения литературным языком представлен правильностью речи, под которой понимается соответствии ее структуры действующим в языке нормам. Критерии коммуникативно-целесообразной речи характеризуются точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, богатством речи и уместностью.
Богатство или разнообразие речи - одно из главных коммуникативных качеств, отличающееся большим объемом активного словаря и разнообразием используемых в тексте грамматических форм и конструкции, а также запасом индивидуальных интонационных средств. Большую роль играют навыки, необходимые для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.
Точность, как коммуникативное качество, тесно связано с умением ясно мыслить, знанием семантики слов и знанием предмета речи. Говоря о точности речи, исследователи имеют в виду соблюдение в речи лексических норм и норм лексической сочетаемости. Созданию точной речи способствуют экстралингвистические и собственно лингвистические условия: знание предмета речи, знание языковой системы со знанием предмета речи.
Выразительность речи обеспечивается посредством отбора языковых единиц, соответствующих речевой ситуации, определенному функциональному стилю, и такими ее структурными особенностями, с помощью которых поддерживается и интерес адресата речи (Головин).
Знание коммуникативных качеств речи способствует эффективности процесса совершенствования речи учащихся.
Речевое действие, не подключенное к деятельности, становится искусственным. Как отмечает Н.И.Жинкин, « Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации». Это значит приблизить условия обучения к естественным условиям общения, вводить учащегося в речевую ситуацию и учит его ориентироваться в ней, т.е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и цели общения. Эта проблема может быть решена с помощью функциональной стилистики. Здесь имеется в виду характеристика экстралингвистических факторов, обусловливающих стиль речи (сферы общения – персональная или массовая, функции речи – общение, сообщение, воздействие). В совокупности эти признаки составляют типовую, стилистически значимую речевую ситуацию.
Важнейшим, на наш взгляд, фактором, способствующим создавать новые позитивные мотивы учения и поддерживать сложившиеся ранее, является еще интерес учащихся к процессу и к конечному результату обучения. «Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения» (1,78) Исследователи также подчеркивают, что проблема интереса это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках. От ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.
Среди факторов, обеспечивающих стойкий интерес к учебе, мы можем назвать следующие: благоприятная атмосфера на уроке, взаимное уважение учителя к ученику; сознание учащегося места и значения изучаемого материала в курсе учебного предмета и человеческих знаний вообще; регулярность самоконтроля учащегося и контроль со стороны учителя с целью отслеживания результатов учебной деятельности;
В воспитании интереса к языку, в развитии детей важное место занимают взрослые: родители и близкие – в семье, воспитатели – в детском саду, учителя – в школе. А каким же должен быть учитель татарского языка? Безусловно, учителю на уроке приходится стать наставником и другом для учащихся, сценаристом и режиссером, актером и зрителем.
От культуры речи учителя, от того, как он говорит с ребенком, сколько внимания уделяет речевому общению с ним, во многом зависит успех школьника в усвоении обучаемого языка. Следовательно, чтобы речь учителя была красивой, богатой, полной, а также соответствовала нормам литературного языка.
Успех в педагогической деятельности определяется рядом причин: глубиной и широтой знаний учителя, уровнем его общей культуры, методической вооруженностью, наконец, особенностями его личности. Наряду с этим, существенное значение в успехе, а главное, в творческом характере деятельности, имеет педагогическая способность.
Склонность к учительской деятельности составляет внутреннее условие для формирования страстной любви к педагогической работе. Если у человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от педагогической деятельности и стремится отдать все силы любимому делу. В основе склонности, а затем и страстного отношения к делу лежит глубокое, сначала, может быть, неосознанно проявляющее чувство привязанности, а потом и отчетливо осознаваемая любовь к детям.
М.Горький считал, что детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к делу, требующему великой любви к ребятам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении строителями будущего мира.
Литература:
1.В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. Мозг. Обучение. Здоровье. Прос.89,239с.
2.Серебренников Б.А., Кубрякова С.С., Постовалова В.И., Телия В.Н., Уфимцева А.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.,1988)
3.Срезневский И.И. Рус.слово.Избр.труды. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.М.,ПРос.1986, с103-162
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Дистанционное обучение. Родной(татарский) язык.1,2,4 нче сыйныфлар
Туган(татар)теленнән дистанцион укыту өчен материал....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...