Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
статья по физкультуре (5 класс)
Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что нашло отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Невская Виктория Владимировна,
учитель физической культуры
«По каким бы стандартам ни учился ребенок,
Наши любовь и внимание необходимы ему,
чтобы он был счастлив и успешен в учебе»
Эти слова стали своеобразным девизом для осуществления работы по заявленной теме
Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что нашло отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения. В основной школе данная цель реализуется через направление учебного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В связи с этим важное значение придается существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от одной системы к другой.
В качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры.
Наше образовательное учреждение ГБОУ средняя школа № 318 на протяжении последних трех лет в рамках программы «Здоровья» совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и городским центром медицинской профилактики, провело ряд мониторингов здоровья школьников. По результатам мониторинга было выявлено, что в школе из 676 учащихся, 6% освобожденных, 18% имеют подготовительную группу здоровья и с каждым годом эти проценты только увеличиваются. Это натолкнуло меня на мысль о том, что необходимо менять отношение к урокам физической культуры, искать другие подходы, методы, формы работы и сотрудничества с родителями, с коллегами ГБОУ № 318 и коллегами других школ, что бы всем участникам образовательного процесса пришло понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность жизненных сил, творческой активности. По словам Гиппократа «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Чтобы такое понятие как здоровый образ жизни стал для всех не просто громкими словами и лозунгами, а действительно каждодневной потребностью и нормой жизни.
Для этого в своей работе я использую следующее:
Уроки
На каждом уроке я использую принцип от простого к сложному.
Каждый урок с детьми начальной школы разучиваем общеразвивающие упражнения, которые они могут выполнять дома как утреннюю гимнастику, которые используются учителями предметниками в физкультминутках, динамических паузах. В средней школе дети самостоятельно подбирают прямо на уроках и показывают упражнения для различных групп мышц.
На уроках я так же использую различные подвижные и спортивные игры. Это не только традиционные общеизвестные игры. Я знакомлю ребят тем играм, в которые они могут играть самостоятельно, на переменах, на улице, с родителями. Это способствует развитию личностных качеств учеников, и является средством формирования таких универсальных способностей, как умение, организовать собственную деятельность на уроке, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, достигать общей цели.
Так же я использую бинарные уроки, совместно с учителями биологии , ОБЖ, итальянского языка. Такие уроки повышают интерес учеников к обучению, и способствуют установлению межпредметных связей, развитию коммуникативных навыков.
Свои уроки я строю по принципу системно – деятельного подхода. Это позволяет мне не просто дать определенный объем двигательных умений и навыков, а научить детей учится.
Внеурочная деятельность
Это очень важное звено в формировании понимания здорового образа жизни. Здесь есть возможность объединить усилия разных участников образовательного процесса. По результатам анкетирования в рамках программы «Здоровья», 88% опрошенных назвали семью главным вкладчиком в формировании культуры здорового образа жизни, 53 % - систему школьного воспитания и обучения.
Внеурочная деятельность строится на активности школьников, родителей, учителей, объединенных едиными целями, и позволяет лучшим способом объединить всех участников. Так складываются определенные традиции школы.
- «Веселые старты» для учеников начальных классов, в которых учителя начальной школы выступают в качестве активных участников
- соревнований по различным видам спорта
- соревнования по волейболу ко Дню защитника Отечества
Но особой популярностью в нашей школе пользуется такие соревнования как « Лыжня России». В этих соревнования участвует большое количество не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек, что укрепляет связь между поколениями. А самое главное с каждым годом увеличивается количество учителей других предметов, которые участвуют в соревнованиях.
В нашей школе существует команда учителей, которая играет с детскими командами в пионербол. Личный пример родителей и учителей делает любые занятия, соревнования, мероприятия более увлекательными, зрелищными, что становится важнейшим из условий в формировании понимания здорового образа жизни.
Таким образом, происходит переход от внешней мотивации к внутренней, у детей возникает потребность и желание принимать участие в соревнованиях, мероприятиях. Учителя и родители выступают в качестве «рекламы». Основные элементы рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию во многом совпадает с ключевыми задачами современного урока.
Учебные проекты
Одной из нетрадиционных форм ведения урочной и внеурочной деятельности по предмету «физическая культура» является разработка учебных проектов.
Я совместно с воспитательной службой разработала и создала школьный проект «Маршрут: Санкт-Петербург - Сочи», цель которого, формирование культуры здорового образа жизни и пропаганды основных идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпийского движения, для учащихся школы ГБОУ средней школы № 318 воспитанников детского сада ДОУ № 86 Санкт-Петербурга и Центра дополнительного образования. В рамках проекта проводились различные мероприятия и соревнования:
- конкурс газет, посвященных Олимпийским играм
- фотовыставка «Я и активный образ жизни»
- просмотр кинофильма в кинотеатре «Чайка» и встреча с хоккеистом, игроком команды СКА
- соревнования по различным видам спорта
- папа, мама и я спортивная семья
- выпуск малой школьной олимпийской медали
Краткосрочный проект день погружения «Здоровым быть модно!», «Италия» (спорт в Италии). Технология учебного погружения была выбрана не случайно, потому что именно она позволяет за короткое время найти информацию, сосредоточиться на конкретной теме, событии. Дает возможность небольшому коллективу учеников и учителей, прожить, прочувствовать момент совместного творчества. Работа над проектами позволяет решать различные задачи.
Результаты таких проектов - это внедрение технологии активного обучения, повышение приоритета здорового образа жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности и значимости каждого участника группы, что особенно актуально в рамках новых образовательных стандартов.
В своей работе я использую систему деятельностного подхода на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Эта система в наибольшей степени способствует:
- укреплению здоровья, содействует, гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности
- наилучшим образом развивает основные физические качества, жизненно важные двигательные умения и навыки
- позволяет в лучшей степени сформировать первоначальный двигательный опыт
- овладеть общеразвивающими физическими упражнениями
- воспитывать познавательную активность и повышать интерес к занятиям физическими упражнениями, культуру общения на этих занятиях.
Через систему деятельностного подхода я стараюсь научить ребенка учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема мотивации к урокам физической культуры
Проблема мотивации к урокам физической культуры...
Повышение мотивации на уроках физической культуры
Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
По каким бы стандартам ни учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....
Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры
Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...
Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся
Чем выше мотивация, тем выше результат....
технологическая карта урока физической культуры в системно - деятельностной модели обучения
Технологическая карта по физической культуре.Тема : техника приема и передача мяча в волейболе. 7 класс....