Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы
статья на тему
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию будущих инженеров в образовательном пространстве школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maeva_e.e._statya.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Маева Э.Э.,
Санкт-Петербург
Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы
Массовое высокотехнологичное производство XXI века привело к тому, что процент труда инженеров в создании продукции превышает процент труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике.
В настоящее время мы можем наблюдать снижение интереса молодежи к инженерным специальностям, на первый план еще в 2000-х годах вышли профессии экономистов, юристов, менеджеров и т.д. В связи с этим происходит некоторый диссонанс: большое количество абитуриентов поступает не «по уму», а по моде. Так что же мешает сделать профессию инженера по-настоящему модной?
Нельзя не принять тот факт, что мы живем в обществе информации и, именно она движет и продвигает те или иные принципы существования человечества. Безусловно, каждый человек стремится управлять, а в обыденном сознании человека инженер – это человек, выполняющий поручения, рабочий. Но это глубокое заблуждение. Инженер – это сочетание ума, креатива, логики и творчества, и именно такой образ профессии должны продвигать средства массовой информации.
Ни для кого не секрет, что современная российская школа направлена на профориентационное обучение, целью которого является помощь ребенку в определении будущей профессии. Обычно профориентационные психологические исследования начинают проводить в 9 классе, и, соответственно, определение нужных предметных направлений происходит в это же время. В 10 классе ребенок усердно начинает учиться именно по тем предметам, которые будут нужны ему при поступлении в ВУЗ. Если говорить об учащихся физико-математического профиля, то здесь традиционно выступают такие предметы как физика и математика. Остальные предметы осваиваются на базовом уровне и становятся «фоном» образовательного процесса. Из этого следует, что мы обучаем, воспитываем исключительно одностороннего человека! Обратимся к учащимся гуманитарного профиля: безусловно, в таких классах развить и воспитать духовно-нравственные ценности намного проще, в виду углубленного изучения соответствующих предметов: литература, история, искусство. Но в данной ситуации «фоновыми предметами» выступают предметы физико-математического цикла.
Стандартизованность образования приводит к однобокому восприятию мира. Конечно, внеурочная деятельность в какой-то мере восполняет пробелы духовно-нравственного развития учащихся, но в процессе обучения в старшей школе процент ребят, которые гениальны по своей сути (успевают и хорошо учиться, и участвовать в культурной жизни) не так уж и велик. Так как же нам воспитать всесторонне развитую личность?
Одним из способов формирования всестороннего развития личности является интегрированный урок. Если говорить о физико-математическом профиле, то в данном случае интегрированные уроки должны проводиться учителями гуманитарного цикла. Например, урок истории не должен быть ограничен событиями и датами, эффективность восприятия этого предмета можно достигнуть благодаря привлечению знаний физики, математики и т.д. При этом стоить обращать внимание на практические элементы урока: демонстрация элементарных опытов, экспериментов. Соответственно, в классах гуманитарного цикла учителя физики могут привлекать материалы литературы и истории, обращая внимание на выдающихся личностей, которые сочетали в себе как технические способности, так и творческие (например, М.В. Ломоносов – великий ученый и поэт). Интегрированные уроки помогают учащимся видеть целостную картину мира, воспитывают духовно-нравственные качества и формируют всесторонне развитого человека, неограниченного рамками выбранной предметной линии.
Таким образом, старшая школа – это последний этап в формировании осознанного выбора профессии, этап заключительного становления личности учащихся. Современное общество желает получать качественных специалистов, способных решать сложные задачи и решать их нестандартно. Профессия инженера на данном этапе требует наличие таких качеств как ум, профессиональная мобильность, творческое мышление и т.д., поэтому современная школа должна обращать особое внимание именно на формирование этих качеств, чтобы получить результат – всесторонне развитую личность.
Литература:
1. Мазуров, А.Б. и др. Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике: монография / А.Б. Мазуров, И.М. Ильичева, С.А. Коптюбенко, С.С. Лыкин. – Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2011.
2. Домбинская М.Г., Факторы формирования духовной культуры инженера / М.Г. Домбинская. – М.: Б. и., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Статья "Патриотическое воспитание в образовательном пространстве школы"
Данный текст является выступлением на педагогическом совете "Патриотическое воспитание"....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...