Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sod_dnv.ppt | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятийный ряд Духовно-нравственное воспитание Образовательные технологии Педагогические технологии Технологии воспитания
Духовно-нравственное воспитание Педагогические технологии = технологии воспитания Образо-вательные технологии = технологии обучения урок Вне урочная деятель-ность
Духовность – ценностная характеристика сознания Нравственность – совокупность общих принципов поведения Духовно-нравственное воспитание в Концепции определено как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию»
духовно-нравственное воспитание Мышление Эмоциональный мир (создание проблемных ситуаций ценностного выбора, диалога и дискуссии)
Подходы к моделированию и реализации нравственного воспитания Приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также творческой деятельности Базовая культура личности (сферы: человек, общество, природа, ноосфера) Развитие образно-эмоциональной сферы
Некоторые элементы системы духовно-нравственного воспитания Элективные курсы (по выбору) по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочного времени Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Предмет «Основы православной культуры» Духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации
«Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Образовательная технология состоит из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Анализ обобщенных педагогических технологий Название Цель Сущность Механизм Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач Концентрированное обучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся Модульное обучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Анализ обобщенных педагогических технологий Дифференцированное обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного обучения Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др.
«Педагогическая технология» – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...». Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога» ( СНОСКА: Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57 ).
Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В.П. Беспалько, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (СНОСКА: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5). Самое прямое отношение это имеет к: теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство.
Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания: Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя. Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности. Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив. Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) - живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию». Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном. Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация»... Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо любовь к детям — важнейшее качество педагога, определяющее успешность воспитания. Нередко действия педагога основаны на интуиции.
В основе освоения технологий воспитания лежит система выборов педагогом, ведущая к определенной педагогической позиции
ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
I - общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы). § Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшш имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание. § Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. § Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др. § Школа как воспитательная система В.А. Караковсого. § Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека — высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера... § Воспитательная система Международного детского центра «Артек».
II — частнометодические воспитательные технологии. § О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова). § О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. § Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана. § Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1—9-й классы). § Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996 ) § Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко). ( СНОСКА: Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999 ) § Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».
III — локальные (модульные) воспитательные технологии ( СНОСКА: Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питю-ков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Формирование компетенций обучающихся средствами современных педагогических технологий
В данной статье подробно описывается опыт работы преподавателя специальной дисциплины по профессии "Продавец, контролер-кассир"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Методический буклет "Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся средствами искусства"
Воспитание гражданственности, патриотизмаВоспитание нравственных чувств и этического сознанияВоспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни...