«Формирование универсальных учебных действий и мастерство учителя технологии».
статья по технологии по теме

 В настоящее время в образовании ключевыми словами стали универсальные учебные действия (УУД). Напрашивается вопрос: « Как же формируются универсальные учебные действия в процессе обучения?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_i_masterstvo_uchitelya_tehnologii.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

                         Д о к л а д  на тему:

«Формирование универсальных учебных действий  и мастерство учителя технологии».

                             

                                                    Учитель технологии  МБОУ «СОШ № 4»

                                                     Гейко В.И.

                                           Сотниковское  -  2013 год                                                      

             

 В настоящее время в образовании ключевыми словами стали универсальные учебные действия (УУД). Пособия для учителей, разъясняющие деятельность педагога в новой образовательной среде, адресуют к трудам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и П.Я. Гальперина. Напрашивается вопрос: « Как же формируются универсальные учебные действия в процессе обучения?» В трудах ученых в основном теория, чтобы воплотить в жизнь универсальные учебные действия, необходимы знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении других учебных дисциплин. Ведь технология – предмет, который требует знания математики, физики, химии, биологии и др. – это расчет всех затрат на изготовление изделия из материала, использование различных методов для достижения  экономической целесообразности, практичности изделия,  его  экологичности. Конечно, без мастерства учителя здесь не обойтись. Учитель должен знать хорошо не только свой предмет, но и своего ученика. Используя метапредметный  подход в обучении, учитель сможет добиться от учащихся результата на всех этапах урока. Педагог обязан использовать современные методы и технологии обучения, повышать свой профессиональный уровень. Знания учащихся должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными.

                                                                                                                                                                                              Все перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности  обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

 -         обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-      создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

-        обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

       Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам БУЛ. Эти учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действующих программ ОО «Технология» и проверены многолетней практикой.

Во время выполнения практических и проектных работ в основной практикоориентированной образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

-    планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы;

-     выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;

-     организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)

-    обеспечение безопасных условий работы;

-    соблюдение технологической и трудовой дисциплины;

-    контроль качества выполненной работы;

-    создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений;

-    использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности;

-     нахождение, обработка и использование информации из различных источников  необходимой для выполнения работы;

-       бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;

-    бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции;

-    доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-    выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;

-    использование технологий ведения дома и здорового образа жизни;

-    продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;

-    выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и про¬движения на рынке товаров и услуг.

               Овладение этими универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Таким образом, формирование технологической компетентности с учётом универсальных учебных действий основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии

Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

доклад на методическом объединении учителей технологии...

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии...