Алгоритм рефлексивной деятельности и средства его развития
материал на тему

Серебренникова Алевтина Александровна

 

В статье выделен алгоритм рефлексивной деятельности и рассмотрены педагогические средства его развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм рефлексивной деятельности  и средства ее развития

В статье Брантовой З.М. «Алгоритм рефлексивной деятельности на уроках математики» выделен следующий  алгоритм рефлексивной деятельности:

  1. Осознание учеником невозможности выполнения задания после апробирования известных ему алгоритмов учебных действий.
  2. Остановка учебной  деятельности.
  3. Восстановление последовательности выполненных учебных действий при выполнении задания.
  4. Анализ последовательности выполненных учебных действий при выполнении задания (поиск затруднения в учебных действиях; анализ причин и факторов возникновения затруднений; критика предшествующей деятельности на основе анализа).
  5. Сопоставление учащимся своих учебных действий (полученных результатов):
  1. с задаваемыми ему преподавателем нормативными рамками деятельности;
  2. с собственными ценностями, целями, задачами и возможностями.
  1. Осмысление затруднения, возникшего в процессе выполнения учебного задания.
  2. Определение эффективности каждого из этапов дорефлексивной учебной деятельности по выполнению задания.
  3. Выявление и формирование предполагаемых результатов рефлексии, представленных в виде алгоритма действий, приводящих к выполнению учебного задания, в которых акцент делается не на содержание, а на способы креативной и исследовательской деятельности школьника.
  4. Проверка найденного алгоритма на практике в последующей учебной деятельности:
  1. если результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь;
  2. если результат удовлетворителен, формулируется результат рефлексивной деятельности студента в виде: новых идей (нового алгоритма учебной деятельности);  понимания и усвоения учебного материала через установление логических связей между элементами учебного материала; формирования умений (выделять различные связи и отношения между компонентами знаний; обобщать и систематизировать знания; схематизировать изученные способы решения задач и приемы организации действий;  вырабатывать различные критерии и правила, на основе которых они могут регулировать и осуществлять собственную учебную деятельность); решения задач и проблем через анализ и обобщение результатов, сравнение и сопоставление условий и требований задачи с освоенными методами, схемами, приемами деятельности; саморегуляции, самооценки и самоконтроля путем обеспечения обратной связи в учебной деятельности (оценка достигнутых результатов, понимание своих действий и поступков, своей мыслительной деятельности); отражения динамики развития студента и результатов его самореализации; критерия подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

В форме специально организованных рефлексивных действий ученики осуществляют микроисследование своего движения в решении учебной задачи, находят свои затруднения в действиях и переходят к их осмыслению, анализу причин, факторов их породивших, связанных с отсутствием у них критериев деятельности. Тем самым, оформляется заказ на критериальное обеспечение, который и реализуется с помощью консультаций и очередного цикла учебных действий.

В педагогической литературе выделены следующие средства развития рефлексии  в процессе учебной деятельности:

  1. Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.
  2. Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности.
  3. Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)
  4. Замена системы отметок, системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентирующих не на воспроизведение готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность.
  5. Игровое обучение (организационно - развивающие игры), групповая работа ( обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной деятельности, решение учебно-производственных задач.
  6. Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.

Список литературы

  1. Брантова, З.М. Алгоритм рефлексивной деятельности на уроках математики [Электронный ресурс] - www.rspu.edu.ru.
  2. Росина, Н Л Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. http://bibliofond.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставочная деятельность как средство творческого развития учащихся

Обобщение опыта по творческому развитию учащихся.  через проектную деятельность, продуктом которой является участие в художественных выставках....

"Организация внеурочной деятельности как средство для развития личностных УУД"

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способству...

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.

Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания....

Статья "Исследовательская и проектная деятельность -перспективное средство методического развития учебного процесса"

Статья в региональный сборник. Исследовательская и проектная деятельность- перспективное средство методического развития учебного процесса...