Алгоритм рефлексивной деятельности и средства его развития
материал на тему
В статье выделен алгоритм рефлексивной деятельности и рассмотрены педагогические средства его развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_refleksivnoy_deyatelnosti_i_sredstva_ee_razvitiya.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм рефлексивной деятельности и средства ее развития
В статье Брантовой З.М. «Алгоритм рефлексивной деятельности на уроках математики» выделен следующий алгоритм рефлексивной деятельности:
- Осознание учеником невозможности выполнения задания после апробирования известных ему алгоритмов учебных действий.
- Остановка учебной деятельности.
- Восстановление последовательности выполненных учебных действий при выполнении задания.
- Анализ последовательности выполненных учебных действий при выполнении задания (поиск затруднения в учебных действиях; анализ причин и факторов возникновения затруднений; критика предшествующей деятельности на основе анализа).
- Сопоставление учащимся своих учебных действий (полученных результатов):
- с задаваемыми ему преподавателем нормативными рамками деятельности;
- с собственными ценностями, целями, задачами и возможностями.
- Осмысление затруднения, возникшего в процессе выполнения учебного задания.
- Определение эффективности каждого из этапов дорефлексивной учебной деятельности по выполнению задания.
- Выявление и формирование предполагаемых результатов рефлексии, представленных в виде алгоритма действий, приводящих к выполнению учебного задания, в которых акцент делается не на содержание, а на способы креативной и исследовательской деятельности школьника.
- Проверка найденного алгоритма на практике в последующей учебной деятельности:
- если результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь;
- если результат удовлетворителен, формулируется результат рефлексивной деятельности студента в виде: новых идей (нового алгоритма учебной деятельности); понимания и усвоения учебного материала через установление логических связей между элементами учебного материала; формирования умений (выделять различные связи и отношения между компонентами знаний; обобщать и систематизировать знания; схематизировать изученные способы решения задач и приемы организации действий; вырабатывать различные критерии и правила, на основе которых они могут регулировать и осуществлять собственную учебную деятельность); решения задач и проблем через анализ и обобщение результатов, сравнение и сопоставление условий и требований задачи с освоенными методами, схемами, приемами деятельности; саморегуляции, самооценки и самоконтроля путем обеспечения обратной связи в учебной деятельности (оценка достигнутых результатов, понимание своих действий и поступков, своей мыслительной деятельности); отражения динамики развития студента и результатов его самореализации; критерия подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности.
В форме специально организованных рефлексивных действий ученики осуществляют микроисследование своего движения в решении учебной задачи, находят свои затруднения в действиях и переходят к их осмыслению, анализу причин, факторов их породивших, связанных с отсутствием у них критериев деятельности. Тем самым, оформляется заказ на критериальное обеспечение, который и реализуется с помощью консультаций и очередного цикла учебных действий.
В педагогической литературе выделены следующие средства развития рефлексии в процессе учебной деятельности:
- Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.
- Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности.
- Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)
- Замена системы отметок, системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентирующих не на воспроизведение готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность.
- Игровое обучение (организационно - развивающие игры), групповая работа ( обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной деятельности, решение учебно-производственных задач.
- Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.
- Брантова, З.М. Алгоритм рефлексивной деятельности на уроках математики [Электронный ресурс] - www.rspu.edu.ru.
- Росина, Н Л Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. http://bibliofond.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выставочная деятельность как средство творческого развития учащихся
Обобщение опыта по творческому развитию учащихся. через проектную деятельность, продуктом которой является участие в художественных выставках....
"Организация внеурочной деятельности как средство для развития личностных УУД"
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способству...
методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»
Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...
Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...
Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
Анализ работы с детьми о проетной работе....
Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.
Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания....
Статья "Исследовательская и проектная деятельность -перспективное средство методического развития учебного процесса"
Статья в региональный сборник. Исследовательская и проектная деятельность- перспективное средство методического развития учебного процесса...