Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.
методическая разработка на тему
Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_merzlyakova_v.m.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ.
Мерзлякова В.М.
учитель-логопед МКДОУ № 23 «Золотой петушок»
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится ориентированной на личность ребенка.
Новые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.
Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?
Хочется обратить внимание, что интеграция - это целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.
В логопедической группе образовательный процесс, строится на основе календарно-тематического планирования, связанного с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР, интеграции образовательных областей, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и через работу с родителями.
Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- формировать эмоциональную заинтересованность;
- развивать мышление и воображение;
- формировать различные способы общения;
- овладение различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр грамоты (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров.
Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:
- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
- планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
- определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих .
Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий.
Я предлагаю, для примера, тематический недельный проект по лексической теме «Домашние животные».
Домашние животные.
Центр движения:
- подвижная игра “Цыплята и кот”, “Еду-еду”, “Лошадки”;
- пластический этюд “Домашние животные”.
Центр науки:
- названия домашних животных, их детёнышей. Какую пользу приносят, почему называются домашними животными?
- назвать профессии связанные с домашними животными (пастух, скотник, молочница, доярка)
Центр математики:
- игра “Четвертый лишний” по теме,
- игра “Примеров много – ответ один” (прибавить и вычесть в пределах 10).
Центр книги:
- загадки о домашних животных;
- стихи о домашних животных;
- чтение П. Ершов “Конёк – Горбунок”;
- чтение русской народной сказки “Сивка Бурка”.
- рассматривание энциклопедий, просмотр телепередач о животных.
Центр грамоты:
- название домашних животных, в которых есть 1, 2, 3 слога;
- шарады, ребусы о домашних животных;
- анализ и синтез слов: кот, кошка, коза, собака;
- чтение коротких рассказов о животных.
Центр умелые ручки:
- смастерить с детьми из бросового материала (из яйца) свинку;
- слепить из соленого теста любимое животное.
Центр искусства:
- нарисовать сказку про домашних животных;
- рассматривание картин с изображением домашних животных.
Центр игры:
- дидактические игры “Назови семью”, “Кто, где живёт”, “Отгадай, кто это”, “Чей хвост (туловище, голова)”.
Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений - общается, использует вербальные и невербальные средства общения, играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.
Литература:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655).
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ТумановаТ.В.) утвержденные Министерством образования.
- Громова О.Е. "Инновации в логопедическую практику" - 2008 г
- Ткаченко Т. А.Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
- Ткаченко Т.А.В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования
Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....
методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»
Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...
Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
Анализ работы с детьми о проетной работе....
Статья "Исследовательская и проектная деятельность -перспективное средство методического развития учебного процесса"
Статья в региональный сборник. Исследовательская и проектная деятельность- перспективное средство методического развития учебного процесса...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа содержит результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности. Могут использовать пед...
«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...