Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»
опыты и эксперименты на тему
Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотивации, которую способны создавать различные формы организации обучения.
«Формировать мотивацию, - пишет А. К. Маркова, - значит, не заложить мотивы и цели в голову учащегося, а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_metodicheskoy_teme.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»
« Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
А. Франц.
Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотивации, которую способны создавать различные формы организации обучения.
«Формировать мотивацию, - пишет А. К. Маркова, - значит, не заложить мотивы и цели в голову учащегося, а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.»
Мотивирующими факторами изучения любого школьного предмета являются: необходимость важности, необходимость достижения и интерес. Всё это заставило меня переосмыслить и анализировать свою педагогическую деятельность.
И вот уже на протяжении нескольких лет моей методической проблемой является «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики» Цель, которую я ставлю перед собой, - «Формировать учебную мотивацию у учащихся». Реализация цели невозможна без реализации задач, которыми являются:
- выработать на основе полученных знаний прочные умения и навыки;
- применять их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;
- способствовать развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;
- воспитывать ответственное отношение к учебе;
- установить влияние сформированной положительной и осознанной мотивации к изучению математики на качество обучения.
- определить влияние положительной мотивации к изучению предмета на психологическое состояние учащихся.
Я могу сказать, что у меня есть свой девиз работы «Учить всех и каждого».
Вся моя работа строится с учётом индивидуального подхода к учащимся, на основе формирования познавательной активности, положительной учебной мотивации и учебной самостоятельности детей. Действительно, одним из ведущих качеств личности является самостоятельность, которая выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их собственными силами.
На уроках я использую следующие приемы, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
- включение учеников в коллективистические формы деятельности;
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
- умелое применение поощрения и наказания.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока происходит через деятельность учеников, которая обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Задания, обеспечивающие индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”. Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности;
- укрепление собственно умения учиться.
Поэтому на уроках и внеклассных мероприятиях предлагаю ученикам различные направления по формированию устойчивой положительной мотивации к учению в целом и изучению математики в частности, по поддержанию интереса к предмету и его связи с жизнью, самостоятельной деятельности, а именно:
- умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умение пользоваться учебной и справочной литературой, интернет ресурсами;
- наличие навыков самообразования;
- творческие задания, показывающие взаимосвязь математики и окружающего мира.
Реализую я их с помощью проведения:
- самостоятельных, контрольных, практических работ, тестов, зачетов;
- проектных работ: («Возможные невозможные фигуры» Иванова Саша, 10 В кл; «Зашифрованный мир. Шпионские игры» Бондарева Дарья 5Б кл.; Головоломки. Ханойская башня" Разуваев Данил, 5Б кл)
- презентаций: ( «История возникновения микрокалькулятора» 5 кл.; «Сказка про правильные и неправильные дроби» 5 кл.; «Виды углов» 5 кл.; «Кроссворд по теме дроби» 5 кл.)
- творческих работ: (ребусы, кроссворды, стихи и сказки по теме «Дроби»; эссе по высказыванию Л.Н. Толстого; склеивание объемных фигур (кубы и параллелепипеды) по развёрткам).
Все эти виды деятельности порождают в умах детей интерес, поиск, жажду нового. В свою очередь это выливается в стремление оценить полученные знания. И следует отметить, что сегодня существует большое количество мероприятий, где каждому ученику предлагается такая возможность. И теперь обратимся к конкретным примерам, к результатам решения моей методической проблемы.
Мои ученики принимают участие и становятся победителями и призерами в школьных олимпиадах, городских, межрегиональных и международных конкурсах.
Школьных:
2013-2014 уч. г. - 17 учеников 5 –е кл., 10 кл, 11 кл.
2014-2015уч. г. – 22 ученика 5 кл, 6-е кл., 11 кл.
Межрегиональных и городских:
2013-2014 уч. г. - 1 чел (10 кл.) "Открытие мира -2014" (1 место), Слет НОУ г. Нижневартовска (2 место)
2014-2015 уч.г. - 3 чел (5,11 кл.) "Открытие мира -2015"(2 место, 1 участник), Слет НОУ г. Нижневартовска (1,3,4 место)
Международных:
2013-2014 уч. г. - 11 чел (10 кл.) УрФО ( участник), "Кенгуру - 2014"(10 участников)
2014-2015 уч.г. - 26 чел (5,6,11 кл.) УрФО(6 участников и 4 победителя), "Кенгуру-2015"(20 участников)
Как видим количество участников растет с каждым годом, а это значит ребята чувствую в себе силы и уверенность, не боятся сложного предмета и заинтересованы в участии, т.к. после проведенной олимпиады мы всегда разбираем все задачи на дополнительных занятиях.
Некоторые ученики значительно повысили свой балл в международной математической игре "Кенгуру"по сравнению с 4 и 5 классами.
Дети, у которых сформированы устойчивые положительные мотивы учебной деятельности, к старшим классам выглядят состоятельными и способными к самообразованию. И наша задача, как учителя, состоит в том, чтобы содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться.
Чтобы способствовать саморазвитию ребёнка, учитель должен развиваться сам.
Для этого я занимаюсь самообразованием:
- Прошла курсы повышения квалификации в Автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" в марте-апреле 2014 году по теме «Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике. Метод проектов." (Ханты-Мансийск, 72 часа, удостоверение №2860), в октябре 2014 году по программе «Системно-деятельностный подход в обучении математики» (Ханты-Мансийск, 72 часа, удостоверение № 2187).Участвовала в городском семинаре по использованию интерактивной доски на уроках математики, ЦРО, г. Нижневартовск, 2008 г.
- Участвую в таких мероприятиях как "Дни науки", проводимые на базе МБОУ "Лицей".
- Регулярно читаю журнал «Математика в школе»;
- Пользуюсь Интернет ресурсами;
- Все формы и методы традиционного обучения пересматриваю с учётом реального требования общества. Это выражается в проведении уроков с компьютерной поддержкой.
Помогаю учащимся выполнять проектные работы, делать презентации, провожу индивидуальные консультации с отстающими и заинтересованными детьми. Мной были разработаны и внедрены программы математического развития учащихся, а именно:
Программы элективных курсов:
- «Задачи с параметрами» 11 кл,;
- «Мировоззренческие аспекты математики в гуманитарном классе» 11 кл.
Опубликованы следующие статьи:
- «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики в старших классах с гуманитарным уклоном обучения» опубликована в сборнике «Теория и методика обучения математике», г. Тюмень, 2005 г.
- «Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения» опубликована в электронном сборнике «Профильное обучение» в 2006 г., под редакцией издательства «Первое сентября».
- Занятие кружка по математике в 5 классе на тему "Ребусы" на сайте nsportal.ru
- Внеклассное мероприятие "Посвящение в пятиклассники " на сайте nsportal.ru.
Таким образом, мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно эффективное повышение качества образования и формирование учебной деятельности школьников в целом. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.
Мониторинг за формированием мотивов учебной деятельности приведен в ПРИЛОЖЕНИИ.
Список литературы
- Гусев В. А., Психолого – педагогические основы обучения математике. – М.: Вербум - М, 2003. - 339 с.
- Дробышева И. В., Методический семинар. Мотивация: дифференцированный подход// Математика в школе. – 2001. - №4. – С.14 - 16.
- Ильин Е. П. ,Мотивация и мотивы.- Санкт – Петербург: Питер, 2000. - 508 с.
- И. Осипова Формирование учебной мотивации школьников// Воспитание школьников.- 2004.-№7. – С. 33 - 36.
- Зимняя И. А., Педагогическая психология. – М., Логос, 1999. - 382 с.
- Тараканова О. В., Личностно ориентированная технология обучения математике, тезисы –Содержание и методы обучения математике в школе и Вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты. - Брянск: БГПУ,1999. - 120 с.
- Гиззатуллина В. В., О гуманитарных аспектах преподавания математики, тезисы «Гуманитарный потенциал математического образования в школе и педвузе»: С. – Петербург: Образование, 1996. - 164 с.
- http://scholar.urc.ac.ru/Teachers/Classes/School_50/study.html - Пути развития учебной мотивации. Рекомендации для учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ
Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений учащегося.
Как выявить характер мотивации деятельности учащихся?
1) Целенаправленное наблюдение учителя за деятельностью учащихся:
- Имеется ли у ученика интерес к учебно - воспитательному процессу.
- К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.
- Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.
- Что именно интересует ученика в нем:
- содержание учебного предмета;
- методы открытия новых знаний;
- методы решения задач;
-внешние результаты - оценки, престиж и т.д.
2)
Использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.
3) Использовать методики по определению мотивов учебной деятельности более объективного характера.
Методика "свободных заданий". В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.
Очевидно, что выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к данному учебному предмету. Если такие свободные задания применять нечасто, но систематически, то по их результатам можно с большой надежностью установить характер мотивации учащихся.
Методика прерывания процесса решения задач. Она предполагает, что самостоятельный возврат ученика к нерешенной задаче осуществляется при наличии у него внутренней мотивации, обнаруживая у него одно из проявлений познавательного мотива - стремление к завершенности учебных действий. Эту методику можно применять в двух вариантах.
Первый вариант. В процессе урока учитель ставит перед учащимися какую-то достаточно сложную задачу. После обсуждения различных способов ее решения учитель, убедившись, что задача понята и учащиеся смогут ее решить, специально уходит из класса, находя какой-либо предлог для этого. Выходя, он не дает никаких указаний учащимся. Минут через 10-15 учитель возвращается и, обойдя учащихся, фиксирует, кто решал задачу, а кто занимался совсем иным делом. Тем самым он выявляет наличие у учащихся стойких учебно-познавательных мотивов.
Второй вариант этой методики состоит в том, что учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение. Когда раздается звонок, учитель никакого задания учащимся не дает. А на следующем уроке фиксирует, кто из учащихся продолжил решение задачи или даже полностью ее решил.
Существует множество методик по определению мотивации учебной деятельности учащихся. Например: методика «Изучения отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г. Н. Казанцевой, предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения; методика «Незаконченное решение» - авторы Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я., цель которой – установить наличие у учащихся стремления к завершению начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуждения (ситуативного учебно – познавательного интереса); методика «Направленность на приобретение знаний» и методика «Направленность на отметку» ( авторы Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) позволяют определить преобладание внутренних или внешних мотивов учения у учащихся и т. п.
Данные методики помогают выявить наличие или отсутствие у учащихся того или иного вида мотивов к изучению предмета, сделать выводы и спланировать учебную деятельность в учебном процессе. Работу по выявлению и формированию мотивов изучения математики у учащихся учителю необходимо вести совместно с психологами образовательного учреждения. Психологи смогут следить за изменениями и устойчивостью мотивов каждого учащегося и класса в целом, а педагог, опираясь на их результаты и рекомендации, может эффективно корректировать учебный процесс.
Мною разработаны некоторые варианты мотивов изучения математики в старших классах, за основу которых взята пирамида «Последовательности появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх», созданная А. Маслоу. Один из вариантов пирамиды представлен на рис. 1.
Мотивы
саморазвития и
самоактуализации:
развитие
математических
способностей
и собственной личности,
реализация своих целей,
самообразование
Профессионально – жизненное
самоопределение:
предмет нужен для будущей профессии,
профессиональные интересы,
определение путей получения профессии
Познавательные мотивы:
нравится сам предмет; желание
знать, уметь, понимать, исследовать
Мотивы достижения успеха:
потребность в моральном удовлетворении
от преодоления
трудностей при решении сложной задачи
Коммуникативные мотивы:
организация на уроке работы в парах или группах,
потребность в общении, признание в кругу друзей
Эмоциональные мотивы:
доброжелательная обстановка на уроке,
потребность в впечатлениях
Мотивы одобрения:
похвала, получение хорошей оценки, избежание нравоучений и наказания
Позиция школьника:
долг, обязанность перед родителями
рис. 1. Пирамида мотивов изучения математики.
Как видно из рис. 1 первые четыре вида мотивов (начиная снизу) характеризуют внешнюю мотивацию к учению, т.е. мотивы на получение отметки. Следующие четыре уже характеризуют внутренние мотивы – мотивы получения знаний. Задача учителя состоит в построении учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся непрерывно двигались снизу вверх - от внешней мотивации к внутренней, тем самым, формируя позитивные мотивы к изучению математики. Особенно это актуально в гуманитарных классах, где наблюдается устойчивая неприязнь или халатное отношение к предмету вследствие его «ненужности в будущем» (по их мнению), недопонимания сущности и значимости предмета, запущенности материала, несерьезного (формального) отношения к изучению данной дисциплины, т.е. несформированность внутренних мотивов к изучению математики.
Мною был разработан опросник, цель которого выявить наличие внешних и внутренних мотивов изучения математики. Учащимся предлагается список из 24 утверждений, в котором они должны напротив каждого утверждения поставить количество баллов, показывающие значимость причин, по которым они изучают математику в школе. Чем выше балл, тем большую значимость имеет то или иное утверждение.
Данный опросник был предложен учащимся 10 В и 11 Б класса в 2013 – 2014 учебном году в школе №15 г. Нижневартовска: 10 В –общеобразовательный класс; 11Б – социально-гуманитарный. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды мотивов | Классы | |
10 В (20чел.) | 11 Б (21 чел.) | |
Эмоциональные | 28,5% | 50% |
Познавательные | 4,7% | 85,7% |
Профессионально – жизненное самоопределение | 28,5% | 35,7% |
Коммуникативные | 47,6% | 57,1% |
Мотивы одобрения | 28,5% | 14,2% |
Мотивы достижения успеха | 14,2% | 35,7% |
Мотивы саморазвития | 4,7% | 50% |
Позиция школьника | 19% | 28,5% |
Обобщая выше приведенные результаты, мы выделили следующие критерии оценки мотивации к изучению математики, преобладающие в каждом классе:
Таблица 2
Критерии оценки мотивации | Классы | |
10 В (20 чел.) | 11 Б (21 чел.) | |
Благоприятная мотивация | 24% | 57% |
Неблагоприятная мотивация | 62% | 17% |
Совмещённая мотивация | 14% | 26% |
Самый высокий показатель неблагоприятной мотивации к изучению математики наблюдается в общеобразовательном 10 В классе, где у учащихся имеются определенные трудности в изучении этого предмета и на подсознательном уровне есть мнение, что у них есть еще 1 год до экзаменов, что в некоторой степени их расслабляет и они теряют бдительность. И, как следствие этого, познавательные мотивы, мотивы саморазвития и достижения успеха к изучению данной дисциплины составляют 4,7%, 4,7% и 14,2%,соответственно, от общего числа учащихся в классе. Низкие показатели внутренних мотивов к изучению математики также показал 10 В класс. В 11 Б классе соотношение благоприятной, неблагоприятной и совмещённой мотивации разделились , что даёт основание предположить о наличии у учащихся уже некоторой определенности в будущем самоопределении. Сравнивая все показатели по классам, самые оптимальные результаты у 11 Б класса (социально-гуманитарном). В данном классе существенно преобладают внутренние мотивы над внешними (исключение - коммуникативные мотивы!!!), что дает достаточно благоприятную мотивацию к изучению предмета.
Данный опросник помогает выявить преобладание той или иной мотивации к изучению предмета, сделать выводы и спланировать свою дальнейшую деятельность в учебном процессе.
Этот же опросник был предложен 10 В классу в конце года. Результаты представлены в таблице:
Таблица 3.
| в конце года | в начале года |
Эмоциональные | 27,00% | 28,50% |
Познавательные | 10,30% | 4,70% |
Профессионально – жизненное самоопределение | 40,46% | 28,50% |
Коммуникативные | 41,78% | 47,60% |
Мотивы одобрения | 27,20% | 28,50% |
Мотивы достижения успеха | 22,36% | 14,20% |
Мотивы саморазвития | 11,65% | 4,70% |
Позиция школьника | 14% | 19% |
Теперь рассмотрим те результаты, которые я получила за то время, которое я работала с 5-ми классами 2013-2014 уч.г. и 6 – ми классами 2014-2015 уч.г..
Количество участников в школьной олимпиаде по математике с 5 по 6 класс значительно возросло (с 17 до 22 человек соответственно по годам из 52 человек на 2 класса).
Стремление к завершению начатого дела тоже растет, но не так быстро как бы этого хотелось. И тем не мене виден некоторый прогресс (12, 19 человек соответственно по годам из 52 человек на 2 класса).
Направленность на отметку (38 и 42 человек соответственно по годам из 53 на 2 класса). Для учащихся получение хорошей отметки все же является наиболее значимым стимулом к учению.
А теперь перейдем к главному вопросу, - «Как я это делаю?»
Прежде всего, нужно увидеть перед собой не просто объект воспитания, а конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и склонностями. То есть, чтобы быть эффективным в формировании учебных мотивов, необходимо хорошо узнать ребенка.
Вот некоторые основные особенностей, которые нужно учитывать при выборе стратегии поднятия мотивации, формы поощрения и наказания ребенка.
I. возрастные особенности (потребности физиологические, потребность в безопасности: физической и психологической, потребность в любви и принятии другими людьми, потребность в самоуважение и самопринятии, потребности в развитии интеллектуальной сферы, эстетические и творческие потребности, потребность в самоактуализации, самопознании)
Поэтому в попытках создать у ребенка желание учиться, нужно соблюдать общие правила:
- используйте те потребности, которые точно есть у ребенка (однако старайтесь чаще руководствоваться самыми высшими из имеющихся!)
- при этом формируйте потребности и желания следующего уровня.
- Не перепрыгивайте через несколько ступеней!
- Не забывайте, что если самые простые потребности не удовлетворены, то вряд ли стоит ожидать возникновения более высоких.
- половые различия
- психофизиологические характеристики (например, правшество/левшество)
- направленность личности
- нормальное развитие ребенка или тип отклонения индивидуальные различия, обусловленные жизненным опытом, темпераментом, воспитанием и т.п.
Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?
Чтобы ответить на этот вопрос определи те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся. Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана (Фридман Л.М., 1997; аннотация), можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:
- Учебно-познавательная деятельность.
- Деятельность по саморазвитию своих способностей.
- Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
- Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.
Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.
Развитие внутренней мотивации учения. Это происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
- этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
- этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
- этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
При этом для формирования мотивации учения школьников необходимо использовать различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы:
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся.
Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации. Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока. Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Задания, обеспечивающие индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”. Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности;
- укрепление собственно умения учиться.
Рекомендации для формирования учебной мотивации.
1.Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение (для чего, зачем и как).
2.Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. (необходимость и интерес)
3.Стратегия "Положительная мотивация".
4.Мотивация достижения и способности. (ты это можешь)
5.Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности"?
6.Эмоциональность урока — стимул или вред?
7.Любознательность и познавательный интерес
8.Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
- включение учеников в коллективистические формы деятельности;
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
- умелое применение поощрения и наказания.
Методики используемые для выявления динамики формирования учебных мотивов.
Методика «Изучения отношения к учению и к учебным предметам».
Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Инструкция.
Необходимо выполнить нижеследующие указания.
- Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые_____________________________________________________
б) нелюбимые____________________________________________________
- Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
№ п/п | Люблю предмет, потому что | Не люблю предмет, потому что |
1 | Данный предмет интересен | Данный предмет неинтересен |
2 | Нравится, как преподает учитель | Не нравится, как преподает учитель |
3 | Предмет нужно знать всем | Предмет не нужно знать всем |
4 | Предмет нужен для будущей работы | Предмет не нужен для будущей работы |
5 | Предмет легко усваивается | Предмет трудно усваивается |
6 | Предмет заставляет думать | Предмет не заставляет думать |
7 | Предмет считается выгодным | Предмет не считается выгодным |
8 | Требует наблюдательности, сообразительности | Не требует наблюдательности, сообразительности |
9 | Предмет требует терпения | Предмет не требует терпения |
10 | Предмет занимательный | Предмет не занимательный |
11 | Товарищи интересуются этим предметом | Товарищи не интересуются этим предметом |
12 | Интересны отдельные факты | Интересны только отдельные факты |
13 | Родители считают этот предмет важным | Родители не считают этот предмет важным |
14 | У меня хорошие отношения с учителем | У меня плохие отношения с учителем |
15 | Учитель часто хвалит | Учитель редко хвалит |
16 | Учитель интересно объясняет | Учитель неинтересно объясняет |
17 | Получаю удовольствие при его изучении | Не получаю удовольствие при его изучении |
18 | Знания по предмету необходимы для поступления в институт | Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт |
19 | Предмет способствует развитию общей культуры | Предмет не способствует развитию общей культуры |
20 | Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире | Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире |
21 | Просто интересно | Просто неинтересно |
22 |
- Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
- Это мой долг.
- Хочу быть грамотным.
- Хочу быть полезным гражданином.
- Не хочу подводить свой класс.
- Хочу быть умным и эрудированным.
- Хочу получить полные и глубокие знания.
- Хочу научиться самостоятельно работать.
- Все учатся, и я – тоже.
- Родители заставляют.
- Нравится получать хорошие оценки.
- Чтобы похвалил учитель.
- Чтобы товарищи со мной дружили.
- Для расширения умственного кругозора.
- Классный руководитель заставляет.
- Хочу учиться.
Анализ результатов и выводы.
В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения и предпочтении тех или иных учебных предметов.
Методика «Незаконченное решение»
(Методика взята из книги: Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.)
Цель методики – Установить наличие у учащихся стремления к завершению начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуждения (ситуативного учебно – познавательного интереса).
Проведение исследования.
Учитель рассчитывает урок так, чтобы успеть поставить перед учащимися задачу – проблему, обсудить ее, начать решать, но решение не закончить в связи с окончанием урока. Когда прозвенит звонок на перемену, учитель ничего не говорит учащимся о том, нужно или нет дорешать эту задачу. Если кто – либо из учащихся спросит об этом, отвечает, что это на его усмотрение. На следующем уроке учитель фиксирует, кто из учащихся продолжил и решил задачу, выясняет, почему одни ученики ее решили, а другие не сделали этого.
Обработка результатов.
Ученик, который не продолжил решения, получает 0 баллов; тот, кто продолжил решение, но не решил до конца, получает 1 балл; кто закончил решение – 2 балла; кто закончил решение и начал искать другой способ решения – 3 балла.
Выводы.
Количество баллов характеризует силу ситуативного учебно – познавательного интереса.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой)
Инструкция.
Дается ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника.
- Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
- После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
- Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.
- Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.
- Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.
- Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет.
- Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.
- Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.
- Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из – за болезни учителя: а) да; б) нет.
- Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.
- Что по – твоему лучше – учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.
- Что для тебя важнее – отметки или знания: а) отметки; б) знания.
Обработка результатов.
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику.
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1 – 6, 8 – 11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы.
Сумма баллов (от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.)
Методика «Направленность на отметку».
(Методика предложена Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой).
Инструкция.
Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-» («нет»).
Текст опросника.
№ п/п | Вопросы | Да | Нет |
1 | Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? | ||
2 | Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников в классе? | ||
3 | Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? | ||
4 | Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? | ||
5 | Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? | ||
6 | Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? | ||
7 | Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? | ||
8 | После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят? | ||
9 | Тревожит ли тебя ожидание опроса? | ||
10 | Было ли тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? | ||
11 | Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? | ||
12 | После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
Обработка результатов.
Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1 – 9 и за ответы «нет» - по позициям 10 – 12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Выводы.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленности на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.
Методика выявления наличия внешних и внутренних мотивов изучения математики.
Учащимся предлагается список из 24 утверждений, в котором они должны напротив каждого утверждения поставить количество баллов, показывающие значимость причин, по которым они изучают математику в школе. Чем выше балл, тем большую значимость имеет то или иное утверждение.
Инструкция: Оцените, насколько значимы для Вас причины, по которым Вы изучаете математику в школе. Для этого напротив номера утверждения, который будет зачитываться, выделите нужный балл (Таблица 1).
Опросник «Мотивы изучения математики» (для 9 – 11 классов)
Таблица 1
№ | Утверждения | Баллы |
1. | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 0, 1, 2, 3 |
2. | Мне нравится узнавать новое, расширять свои знания по математике | 0, 1, 2, 3 |
3. | Если мне предмет пригодится в моих будущих профессиональных занятиях, то я буду уделять ему особое внимание | 0, 1, 2, 3 |
4. | В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение | 0, 1, 2, 3 |
5. | Для меня совсем не мало важно получить хорошую оценку по математике | 0, 1, 2, 3 |
6. | Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция | 0, 1, 2, 3 |
7. | Знания по математике помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку | 0, 1, 2, 3 |
8. | Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться | 0, 1, 2, 3 |
9. | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться | 0, 1, 2, 3 |
10. | Я испытываю интерес к математике | 0, 1, 2, 3 |
11. | Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.) | 0, 1, 2, 3 |
12. | Считаю, что успехи по математике – не маловажная основа для уважения и признания в нашем классе | 0, 1, 2, 3 |
13. | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей | 0, 1, 2, 3 |
14. | Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления трудностей, от решения сложных задач | 0, 1, 2, 3 |
15. | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком | 0, 1, 2, 3 |
16. | Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность | 0, 1, 2, 3 |
17. | В школе весело, интереснее, чем дома | 0, 1, 2, 3 |
18. | На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включен в работу и не отвлекаюсь | 0, 1, 2, 3 |
19. | Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха | 0, 1, 2, 3 |
20. | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, бригаде, команде и т.д.) | 0, 1, 2, 3 |
21. | Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи | 0, 1, 2, 3 |
22. | Учусь хорошо, т.к. привык быть в числе лучших | 0, 1, 2, 3 |
23. | Я много читаю, занимаюсь самообразованием по естественно - математическим дисциплинам | 0, 1, 2, 3 |
24. | Учеба в моем возрасте – самое главное дело | 0, 1, 2, 3 |
Ключ к опроснику «Мотивы изучения математики» (для 9 – 11 кл.)
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- познавательные мотивы…..………………………….…….2, 10, 18
- коммуникативные мотивы………………………………….4, 12, 20
- эмоциональные мотивы………………………………………1, 9, 17
- мотивы саморазвития…………………………………….…7, 15, 23
- позиция школьника……………………………………….....8, 16, 24
- мотивы достижения успеха………….……………………...6, 14, 22
- мотивы одобрения (поощрения, наказания)……………….5, 13, 21
- профессионально –жизненное самоопределение………....3, 11, 19
Перевод баллов в % осуществляется по следующей схеме:
1балл – 11% 2 балла – 22% 3 балла – 33% 4 балла – 44% 5 баллов – 55% 6 баллов – 66% 7 баллов – 77% 8 баллов – 88% 9 баллов – 100%
Уровни мотивации:
I уровень (низкий) - от 1 до 3 баллов
II уровень (средний) - от 4 до 6 баллов
III уровень (высокий) - от 7 до 9 баллов
Внешняя мотивация к изучению предмета характеризуется наличием (преобладанием) следующих мотивов:
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- позиция школьника;
- мотивы одобрения.
Внутренняя (осознанная) мотивация к изучению предмета характеризуется наличием (преобладанием) таких мотивов как:
- мотивы достижения успеха;
- познавательные;
- мотивы саморазвития;
- профессионально – жизненное самоопределение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ре...
Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...
Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и ме...
Формирование мотивов учебной деятельности: практический аспект
В статье рассматриваются важнейшие факторы, входящие в сферу учительской компетенции и влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:содержание учебного материала;организация уч...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...