Социальное самопределение личности в условиях деятельности детского объединения
методическая разработка по теме

Морозова Елена Николаевна

 

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное  самопределение личности в условиях деятельности детского объединения

Слайд 1

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.   Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Слайд 2

А.С,Макаренко говорил: «Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.»

      Слайд 3                                                 

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

Наблюдая за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий мы выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление.

Слайд 4

В связи с этим мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:

  1. неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
  2. недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
  3. необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
  4. дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Слайд 5

Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

 б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов) ;

 г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу.

 Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

                  Сосредоточив рассмотрение проблемы социального самоопределения личности на примере детско-юношеских объединений, заметим, что анализ истории скаутских, пионерских и пр. организаций в стране и мире показывает, что их деятельность была идеологически и содержательно направлена на включение ребенка в реальные отношения с окружающим миром (Н. Ф. Басов, И. Г. Гордин, Т. Е. Конникова, Н. И. Монахов, В. В. Лебединский, К. Д. Радина, Б. Е. Ширвинд и др.), когда происходит познание им самого себя, реализуются его интересы и потребности, развиваются способности, накапливается жизненный опыт

     Слайд 6

 

  Чтобы эти процессы помогали социальному самоопределению личности, на наш взгляд, надо обеспечить следующие условия:

во-первых, найти дело, ради которого собрались участники, уточнить цели и содержание этого дела, привлечь и объединить всех добровольных "подельников";

во-вторых, рядом с ними должен быть взрослый (или старший по возрасту) человек, с которым интересно, можно посоветоваться и поучиться чему-то полезному (энтузиаст, высоконравственный и морально ответственный, увлеченный делом, понимающий и любящий детей);

в-третьих, место, куда можно прийти и где тебе всегда рады, где ты нужен, полезен, интересен, где многому научат и сам  можешь учить других.

В последние годы уделяется большое внимание детским сообществам, как фактору социализации ребенка (Л. В. Алиева, А. В. Волохов, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, В. В. Новиков, М. И. Рожков, Л. И. Уманский и др.). Сегодня это разновозрастные сообщества школьников и взрослых, на добровольной основе создающие конкретные проекты, реализация которых удовлетворяет индивидуальные и социальные запросы школьников и способствует активному включению личности в социум.

Слайд 7

Особо  можно выделить  идеи, продуктивность которых доказана теорией и подтверждена многолетней практикой: межвозрастное взаимодействие, сотворчество, сотрудничество, взаимообучение взрослых и детей, взаимопомощь. Программно-вариативный подход, игровые основы, содержательная насыщенность разновозрастного общения и социальная направленность деятельности - все это позволяет избавиться от единообразия, формализма в работе с детьми. Педагогически грамотное сопровождение их деятельности обеспечивает многообразие содержания, выбор способов, характера, форм взаимодействия, а,  следовательно, способствует формированию готовности к самоопределению.

Слайд 8

 Мы стремимся создать для своих воспитанников «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

Слайд 9  

При планировании работы ДЮО нами учитываются возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

Слайд 10

Педагогическое сопровождение социального самоопределения в детско- юношеском  объединениях осуществляется на основе принципов дифференциации, индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости. Принцип дифференциации и индивидуализации означает направленность на организацию совместной деятельности с учетом личностных особенностей и запросов учащихся и ориентацией на расширение их социальных контактов в соответствии с общекультурными, социальными и индивидуальными запросами. Принцип непрерывности предполагает обеспечение последовательного, нефрагментарного, своевременного (оперативного или превентивного) содействия  школьникам  в личностном продвижении.

Руководствуясь принципом гибкости, педагоги включают  воспитанников  в жизнедеятельность сообщества, используя инновационные подходы, развивающие диагностические процедуры, индивидуальные и групповые мини-программы, обучающие модули, оказывая консультативную помощь в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями.

 Принцип открытости позволяет субъектам взаимодействия гибко реагировать на изменившуюся ситуацию, освоить новые социальные роли, сменить позицию и т.д.

В  нашем  объединении  любые задачи решаются посредством добровольного участия школьников в деятельности. Главные ориентиры ее организации: взаимодействие должно быть эмоционально окрашенным, привлекательным по содержанию, разнообразным по формам, творческим по характеру, социальным по направленности, конструктивным по сути. Каждому участнику предоставляется право выбора своей позиции, роли, формы участия. Содержание деятельности  способствует  расширению социальных связей, развитию социальных отношений, реализации социальных интересов, намерений, потребностей, функций, ролей

Педагогическое сопровождение процессов, связанных с включением школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, самоутверждения и рефлексии, способствует приобретению практико-ориентированного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности.

Слайд 11

Одна из программ деятельности ДЮО - программа   СДиВ «Радуга» «Игра – дело серьёзное».

Игра для детей – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.

Основные формы работы в рамках программы – торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Детское общественное объединение «КИТ» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися,  Школьным Парламентом, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.

Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Сегодня мы представим вашему вниманию  2 дела, которые  отличаются между собой по форме проведения и целевым показателям, но объединенных одной идеей – формирование личности школьника через самоопределение, самореализацию, самоутверждение в условиях деятельности детского общественного объединения.

1 дело – внеклассное занятие для учащихся 6 « Б» класса по теме: «Как здорово, что все мы такие разные!».  

2 дело -  внеклассное занятие для учащихся 7-х классов в форме игры-путешествия по «Городу мастеров». Целью занятия является закрепление  и расширение  знаний  о разнообразном мире профессий,  осмысление  важности  труда в любой профессиональной деятельности. Это занятие является итоговым результатом работы над темой профориентация в рамках месячника профориентации, объявленным ЦДОД в начале ноября текущего года. Каждый классный коллектив работал над созданием презентаций о профессиях.  В итоге была создана  одна большая презентация «Все работы хороши – выбирай на вкус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа деятельности детского объединения «Гражданин»

Данная программа способствует  формированию  активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений.  Обучает навыкам  ...

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения

Рабочая программа для кружка по ИЗО, расчитана для детей от 9 до 16 лет...

Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации

В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может  представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организа...

Проектная технология в системе деятельности детского объединения « Флористика»

Проектная  технология в системе деятельности детского объединения Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стр...

анализ деятельности детского объединения "Школьная парламентская республика" 2012-2013

данная статья содержит анализ работы деятельности детского объединения...

программа деятельности детского объединения "По жизни с мечтой"

Одной из важных задач объединения   является создание условий для саморазвития личности путем более полной самореализации в разнообразных видах творческой деятельности, осуществляемой самими...

Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «С...