Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"
статья

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «Страна успеха».  Этот проект реализуется с 2018 года по сегодняшний день. Проект представляет пример вовлечения  школьников в социально значимые практики в условиях школьного ОДОД. Осуществляется в рамках деятельности детских  объединений «Юный вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах». Воспитательно-образовательный процесс реализуется  в соответствии с дополнительными  общеобразовательными общеразвивающими  программами «Юный вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах».  Деятельность по   ранней профориентации осуществляется на основании плана досуговой деятельности.  К осуществлению проекта привлечены  учащиеся  и родители школ  микрорайона Славянка Пушкинского района СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности

Преснов А.А., педагог дополнительного образования

         Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «Страна успеха».  Этот проект реализуется с 2018 года по сегодняшний день. Проект представляет пример вовлечения  школьников в социально значимые практики в условиях школьного ОДОД. Осуществляется в рамках деятельности детских  объединений «Юный вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах». Воспитательно-образовательный процесс реализуется  в соответствии с дополнительными  общеобразовательными общеразвивающими  программами «Юный вело-авто-любитель» и «Безопасность на дорогах».  Деятельность по   ранней профориентации осуществляется на основании плана досуговой деятельности.  К осуществлению проекта привлечены  учащиеся  и родители школ  микрорайона Славянка Пушкинского района СПб.

 Исполнитель  проекта: Преснов А.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории;

Основные участники проекта - более 30 учащихся 9-17 лет, занимающихся в детских объединениях ОДОД технической направленности.

        Несомненно,  что наш опыт реализации  этого проекта  интересен  по трем причинам:

         Во -первых,      ранняя профориентация и осознанный выбор профессии – вообще ключевая задача в системе дополнительного образования детей.

         В этих условиях профориетационная деятельность в рамках проекта стала базой профориентации всего ОДОД. Поскольку,  в  соответствии с реформами в образовании выявилась потребность отказаться от фрагментарных и пассивных форм работы со школьниками  по профориентации. Поэтому проект был задуман  с педагогической целью активизировать  профориентационную работу  во всех детских объединениях  ОДОД.  Успешная модель реализация этого проекта должна была стать   примером для других детских объединений в   развитие надпрофессиональных навыков учащихся.  

       Во- вторых, наш проект актуален, так как реализуется в детских объединениях технической направленности, а всем известно, что 2021 год Указом Президента РФ Путина В.В. назван годом науки и технологии.

ОДОД реализует 3 ДООП технической направленности.  Ребята развивают свои возможности на занятиях технического профиля, где не только расширяют знания о мире профессий, но и формируются положительное отношение к трудовой деятельности Именно в данной направленности школьник получает первичные навыки, узнает многие профессии (в том числе инженерные), пробует себя в различных ролях, т.е осуществляет профессиональные пробы.

        В третьих, проект имеет цели опережающего развития, соответствует вызову времени, творческим запросам подрастающего поколения, позволяет реализовать в школе  такое важное направление как «Обучение для будущего».  Проект позволяет формировать у участников три группы надпрофессиональных навыков:

-основы ремесла;

-социальные навыки;

- ответственность.

Сейчас много говорят о формировании  Новой  грамотности  или  soft  skills (формирование гибких надпрофессиональных навыков).  Необходимые компетенции XXI века так называемые  компетенция  4К, которые должны будут  помогать  нашим ученикам решать задачи по жизни:

- критическое мышление;

- коммуникативность;

- креативность;

- кооперирование.

Именно проектная деятельность способствует развитию этих навыков.

В рамках проекта применяю  такие формы  профориентационной работы  способствующие  развитию soft skills:

- Игровые технологии. Использую ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. Особо можно выделить состязания по вождению веломобилей, на оборудованной на пришкольной территории  площадке.

- Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку».  Использую информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения. Например,  обучающая программа «Авто-полис-Медио» для изучения ПДД и устройства автомобиля основана на игровых имитациях для обучения.

     Имею опыт использования элементов этой методики за счет использования авто-тренажера «Питерец»  с программным обеспечением и обучающих компьютерных программ.

    Учащиеся с интересом занимаются по программированному тренажеру по изучению сигналов светофора

Естественно, что цели и задачи нашего проекта по профориентации аналогичны целям и задачам других ОУ. Но мы добавили еще  одну задачу по созданию в нашем ОДОД условий, исключающих формальный подход и эпизодичность профориентационной работы. Поэтому в гипотезе мы предположили, что раннему профессиональному самоопределению школьников  будет способствовать   познавательная  досуговая деятельность за рамками образовательных  программ.   Применение в конструктивной  социально значимой  деятельности  новых методов  профориентационной работы  позволит достичь поставленной цели. Реализация проекта позволила успешно  соединить учебную деятельность по ДООП и досуговую деятельность, объединяющую активные и интерактивные формы профориентационной работы.

Активные формы

  • Командные соревнования на веломобилях

- районные и городские

- школьные;

  • Различные виды игр и соревнования

- синхронное вождение (веломобиля и автомобиля)

- фигурное вождение

- тренировочные занятия к различным видам  соревнований по автомногоборью, посвященные знаменательным датам;

  • Экскурсии в авто-центры и автомастерские;
  • Практические занятия в автоклассе и автодроме;
  • выездные занятия по подготовке к сдаче экзамена по ПДД;
  • Обучение на тренажерах

- автотренажер (навыки управления автомобилем в моделируемых ситуациях)

  • Подготовка и участие в технических конкурсах.

- Открытый городской фестиваль технического творчества «Технокактус»

-  «Юный веломеханик» (районный конкурс)

Интерактивные формы

  • Проектная деятельность
  • Флешмобы
  • Квесты

Интерактивные формы профориентации реализуются через коллективное взаимодействие, сотрудничество, социальную активность.

В ходе такой активной учебной и досуговой деятельности  в рамках проекта наши учащиеся знакомятся со следующими сферами деятельности:

  • Наука и устройства;
  • Творчество;
  • Общение и взаимодействие
  • Сервис и помощь
  • Управление и организация.

       В ходе реализации проекта мы пришли к пониманию того, что очень важно, чтобы школьник  пробовал себя во многих сферах: посещал различные кружки, спортивные секции,  детские центры и центры  технического творчества и т.д. Важно проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.   Но по – прежнему, очень важно создание ситуации успеха для каждого участвующего в проекте ребенка.

       Развивающая среда ОДОД способствовала успешной реализации проекта.

       Проект состоит из трех модулей, ориентированных на три возрастные группы (начальная школа 2-4 класс, средняя школа 5-9класс, старшая школа 10-11класс).

  На определенных возрастных этапах  деятельность в рамках проекта включает в себя практико-ориентированные мероприятия, дающие возможность активного участия в соответствии с личностными, познавательными и творческими способностями школьников.

На следующих слайдах представлена  информация  по модулям

        Проект за 5 лет прошел 3 этапа.

На 1 этапе – Информационно-аналитическом,  который длился 2 года.

        Проанализированы  проблемы  и началось формирование профориентационного образовательного пространства.  Для реализации  проекта были приобретены  подростковые велосипеды, авто- и вело-тренажеры, другое оборудование.  Педагог наладил профессиональные контакты  с техническими центрами и мастерскими, учебными центрами, для организации выездных обучающих мероприятий.

На 2 этапе – Внедренческом, который длился 2 года, увеличилось количество учебных групп, появилась новая ДООП «Юный вело-авто-любитель».

 Под эту программу школа купила 3 веломобиля с прицепами. Усилиями педагога и учащихся была создана  в школьном дворе  обучающая  площадка для вело-любителей. Увеличилось количество выездных образовательных и досуговых мероприятий.  Основной упор делался на проведение практико-ориентированных мероприятий.

 На 3 этапе, рефлексивно-обобщающем,  нами проведен  анализ полученных результатов.

Мы увидели, что наш проект способствовал:

-   формированию разновозрастной группы единомышленников из числа обучающихся, родителей и педагогов;

-   повышению уровня заинтересованности  школьников в  изучении автодела;

- развитию организаторских, творческих, ораторских  способностей участников проекта;

- подготовке волонтеров для помощи в  организации   тематических мероприятий и акций;

- обогащению предметно-развивающей среды ОДОД  по предпрофессиональному воспитанию школьников.

       В ходе проведенной работы мы получили следующие результаты:

1) за 4 года увеличилось количество учебных групп в технической направленности и следовательно выросло число участников проекта.

2)  укрепилось взаимодействие с родителями;

3)  расширилось образовательное взаимодействие в рамках проекта с различными предприятиями и учреждениями; (готовится договор о сетевом взаимодействии  с ГГУ «Балтийский берег»)

4)  укрепилась материально-техническая база;

5)  создана руками педагога и обучающихся  автоплощадка  для занятий на веломобилях и велосипедах;

6) укрепилась преемственность  в обучении по модулям программ;

7) сформировалось  участие и хорошая результативность  в городских технических конкурсах:

         Хочется сказать о продукте проекта. Оформился годовой цикл  традиционных мероприятий в рамках проекта:

Осенние мероприятия:

- Мероприятие ко Дню автомобилиста;

-акция «Всемирный день без автомобиля»;

-неделя безопасности дорожного движения.

Зимние мероприятия:

- патриотический праздник «День героев Отечества» (подпроект «Военный водитель»);

- памятные патриотические  акции (День снятие блокады, День защитника Отечества)

Весенние мероприятия:

- открытый городской фестиваль технического творчества   «Технокактус»  (номинация ремонт и  обслуживание транспортных  средств);

- парад веломобилей на День Победы;

- выпускные экзамены в автошколе.

 Проблемы:

- Из-за нехватки учебных помещений в школе пока нет оснащенного кабинета автодела;

Перспективы:

- расширение этого направления;

- усиление преемственности обучения между начальной, средней и старшей школы.

-расширение сетевого взаимодействия;

- расширение участия в других технических конкурсах.

        Подводя итоги, отметим  что, существенное отличие нашего проекта заключается в его нацеленности не на выбор каждым учеником какой-либо конкретной профессии, а на формирование у учащихся компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный выбор, быть профессионально мобильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2014 - 2015 учебный год детского объединения «Калейдоскоп» направленность художественная

План деятельности детского объединения составляется на основе модифицированной образовательной программы «Калейдоскоп» художественной направленности и плана работы подросткового клуба....

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...

Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности

          Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целес...

Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации

   Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....

Опыт оценки и анализа реализации воспитательной составляющей в детских объединениях технической направленности.

В материале обобщен опыт эмпирического анализа воспитательной составляющей образовательного процесса....