программа деятельности детского объединения "По жизни с мечтой"
рабочая программа на тему
Одной из важных задач объединения является создание условий для саморазвития личности путем более полной самореализации в разнообразных видах творческой деятельности, осуществляемой самими детьми самостоятельно, а также под руководством педагогов и родителей.
Для создания возможности каждому учащемуся простроить свой путь саморазвития и добиться собственного успеха, и была разработана программа «Школа успеха».Программа построена с учетом потребностей и стартовых возможностей каждого ребенка. Это создает условия для индивидуально-гармоничного развития ребенка, обеспечивает личностный комфорт, высокую мотивацию.
Программа направлена на учащихся школы с 1 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_shmel.doc | 798.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Садовая СОШ»
Утверждено: Согласовано:
Директор СОШ Зам. Директора по УВР-________________ _________________
«___»_______2012г. «___»_______2012г.
ПРОГРАММА
деятельности Школьного Детского Общественного Объединения «ШМЕЛЬ»
"По жизни с мечтой"
Автор программы –
Руководитель ШДО: Торгова Светлана Валерьевна,
педагог – организатор.
Срок реализации: 2012 – 2017 гг.
Пояснительная записка.
В Садовой средней школе обучается 248 учащихся. В поселке школа является основным центром образования и культуры, поэтому и возникла необходимость создания детско-юношеской организации «Шмель», которая объединяет всех ребят школьного возраста, неравнодушных к проблемам школы, поселка, желающих найти для себя интересное дело, стремящихся стать достойными гражданами Отечества.
Одной из важных задач объединения является создание условий для саморазвития личности путем более полной самореализации в разнообразных видах творческой деятельности, осуществляемой самими детьми самостоятельно, а также под руководством педагогов и родителей.
Инновационная педагогическая деятельность развития и саморазвития личности реализуется через постоянный поиск способов побуждения к самосовершенствованию каждого ученика. Поэтому, естественно, сохраняется та группа детей, которая крайне медленно, противоречиво, односторонне совершенствуется в учебе и культуре общения с окружающими людьми. Перед педагогами и родителями всегда возникают трудные педагогические ситуации, когда ребенок, не получив в раннем детстве необходимого побуждения к саморазвитию, только в результате воздействия взрослых осваивает предлагаемый ему уровень учебной активности и основные нормы культуры поведения. Приходится заниматься перевоспитанием, сущность которого заключается в формировании в более позднем возрасте чувства гордости за самостоятельно достигнутые успехи в учебе, проявление воли, терпения в преодолении возникающих трудностей. Основным препятствием, как показывает практика, является крайне низкий уровень потребности в самоутверждении, отсутствие умения управлять своими эмоциями и чувствами, господство стихийных форм адаптации к окружающему миру.
Одним из вариантов решения возникшей проблемы является организация такой жизни класса, школы, где сами учащиеся становятся заинтересованными в поиске тех способностей, которые еще не реализованы у отдельных учащихся. Где каждый ученик получит возможность проявить себя, хотя бы на уровне исполнительской деятельности, в тех мероприятиях, которые организуют товарищи по учебе. С одной стороны, каждый ученик получает возможность предложить то мероприятие, в котором наиболее полно раскроются его задатки и умения. С другой стороны, сам ученический коллектив заинтересован в поиске тех людей, которые смогут на достаточно высоком уровне организовать и провести классное и школьное мероприятие. Включаясь в них, каждый ученик ставит себя в ситуацию более активного развития тех задатков и способностей, которые у него уже имеются. Также возникает дополнительный стимул для совершенствования организационно-управленческих навыков. В этой деятельности выделяются те дети, у которых от природы имеется склонность к организации совместной деятельности. Они выступают в качестве лидеров, организующих на протяжении всего периода обучения в школе работу кружков, секций по интересам, а также проведения различных мероприятий.
Для создания возможности каждому учащемуся простроить свой путь саморазвития и добиться собственного успеха, и была разработана программа «Школа успеха».
В нашем понимании успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности, успех - это состояние человека, его качественная характеристика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Успех личности рассматривается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом. Определить путь личности к успеху возможно на основе изучения, раскрытия ее склонностей, дарований путем представления широкого спектра образовательных услуг и применения различных технологий стимулирования её успешности. Успешным должен быть каждый ребёнок.
Программа построена с учетом потребностей и стартовых возможностей каждого ребенка.Это создает условия для индивидуально-гармоничного развития ребенка, обеспечивает личностный комфорт, высокую мотивацию.
Программа направлена на учащихся школы с 1 по 11 класс.
В объединение входят все учащиеся школы с момента поступления, в составе объединения выделяется активная группа лидеров (2-4 человека от каждого класса).
Ритуалом приёма в детско – юношеское объединение «Шмель» является знакомство с принципами работы ДО, его законами, торжественное вручение символа детского объединения – галстука.
Деятельность объединения неразрывно связана с жизнедеятельностью учащихся. Поэтому основным направлением деятельности объединения является развитие ученического самоуправления, которое способствует формированию таких качеств личности как самоорганизация, саморазвитие, самовыражение, учит детей планированию своей жизнедеятельности.
Цель: обеспечение условий для самореализации каждого учащегося.
Задачи: - обучение учащихся основам демократических отношений в обществе,
умению управлять собой, своей жизнью в коллективе;
- обеспечение возможности совместного решения взрослыми и детьми вопросов функционирования и развития школы;
- приобретение учащимися навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности;
- формирование и сохранение школьных традиций.
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технической базы: спортивный зал, актовый зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
- Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
- Кадры: Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, члены детско-юношеского объединения «Шмель».
Кадры
№ | Ф.И.О. | Должность | Роль в объединении. | Предполагаемая подготовка |
1. | Кованов А.Н. | Директор школы | Координатор | |
2. | Сорокина Ю.А. | Зам.директора по ВР. | Координатор | Курсы повышения квалификации. |
3. | Торгова С.В. | Педагог-организатор | Руководитель ДОО «ШМЕЛЬ» | Курсы повышения квалификации. |
4. | Катина Т.А. | Заместитель директора по УР | Координатор | Курсы повышения квалификации. |
5. | Панникова Г.А. | библиотекарь | Консультант | Заседание МО руковод-ей творческих объединений. |
6. | Лукьянов В.А. | Учитель физической культуры. | Организатор и руководитель объединения «ЗОЖ» | Посещение районного объединения. |
7. | Гришина Анна | Ученица 11 класса | Старший Лидер ДО «ШМЕЛЬ» | Учёба актива |
8 | Ермилова Екатерина | Ученица 9 класса | Лидер совета школы «Движение» | Учёба актива |
9. | Сараева Дарья | Ученица 9 класса | Лидер объединения «Волонтёры» | Учёба актива |
10. | Лыков Никита | Ученик 6 класса | Лидер объединения «Экологи» | Учёба актива |
11. | Ельнова Людмила | Ученица 9 класса | Лидер объединения «ЗОЖ» | Учёба актива |
12. | Боярсков Евгений | Ученик 7 класса | Лидер объединения «Пресс-центр» | Учёба актива. |
13. | Борисова Елена | Ученица 10 класса | Лидер объединения «Креативная группа» | Учёба актива. |
14. | Прописцова Александра | Ученица 10 класса | Лидер объединения «Патриоты» | Учёба актива. |
15. | Ашихмина Екатерина | Ученица 7 класса | Лидер объединения «Хозяева» | Учеба актива |
Структура объединения
собрание лидеров творческих объединений
совет учащихся творческие объединения
классное собрание совет класса классные творческие
группы.
Основные принципы деятельности:
- демократические основы;
- доверительные отношения;
- сотрудничество педагогов и учащихся;
- интересы личности не должны вредить интересам коллектива,
- интересы коллектива всегда должны учитывать интересы личности,
- соблюдение проектного подхода в организации деятельности.
Основные виды деятельности:
- организация традиционных школьных мероприятий;
- оказание помощи органам классного самоуправления в организации работы;
- проведение ученических собраний;
- участие в районных конкурсах и смотрах;
- реализация различных акций и проектов.
Структура первого уровня.
Основной структурной единицей в школе является класс.
Принципы классного самоуправления:
- ежемесячное чередование поручений в группах;
- ежедневный анализ дня в каждом классном коллективе в школе;
- ежемесячные собрания коллектива;
- организация работы в соответствии с направлениями школы;
- соблюдение структуры объединений в классах;
- рефлексивный анализ своей деятельности за четверть.
- фиксирование результатов деятельности в картах индивидуального развития и портфолио учащихся.
Функции совета класса:
готовит и проводит классные собрания
- анализирует деятельность творческих групп и класса в целом;
- каждый представитель творческого объединения собирает информацию из групп и ведет отчет о проделанной работе класса на заседании объединения;
- организует деятельность в классе.
Класс разбит на творческие группы, их количество зависит от количества учащихся в классе. Поручения в группах соответствуют должностям совета класса. Поручения в группах сменные (1 раз в месяц).
Высшим органом самоуправления класса является собрание учащихся.
Структура второго уровня.
Школьное самоуправление учащихся.
Творческие объединения по интересам:
- «Патриоты»
- «ЗОЖ»
- «Пресс-центр»
- «Креативная группа»
- «Экологи»
- «Хозяева»
- Совет учащихся школы «Движение»
- «Волонтёры»
Творческие объединения по интересам посещают все желающие ребята. Представители объединений входят в совет учащихся школы. Педагогами консультантами выступают директор, его заместители, педагог-организатор, педагоги, способные оказать помощь комиссии в работе.
Функции объединения:
планирует работу в определенном направлении и разрабатывает программу ее реализации и проводит рефлексию проведенных мероприятий.
Воспитательные программы клубов по интересам.
1. Совет учащихся школы – творческое объединение «ДВИЖЕНИЕ» состоит из представителей объединений и председателей классных советов. Возглавляет совет – старший лидер ДО. Эта должность выборная.
Структура выборов:
Каждый класс (с 5 по 10) выдвигают кандидатов (возможно самовыдвижение), кандидаты представляют в избирательную комиссию свои программы, назначается встреча кандидатов, а на классных часах идет обсуждение программ. Голосование тайное.
Совет учащихся реализует следующие функции:
1.проводит вертикальный и горизонтальный анализ работы классных органов самоуправления и работы объединений.
2.Готовит анализ работы и предложения на совет школы.
3.Анализирует работу самих членов ДО, обеспечивает социальную защиту
учащихся.
Высшим органом самоуправления является собрание учащихся школы.
Начальная школа
является составляющим звеном структуры школьного самоуправления.
В данной возрастной группе самоуправление еще не существует, развивается только соуправление учащихся и учителя.
Главным руководителем является классный руководитель, а его помощником являются шефы- ученики 5-10 классов.
Основу детского объединения составляет система творческих объединений, которая организуется с учетом интересов детей на основе их добровольного участия. Именно она создает условия для развития творчества, предоставляет возможности для общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников.
Творческие объединения характеризуются общедоступностью для любого члена школьного коллектива. Ребята сами для себя выбирают направления деятельности. Между собой объединения связывает единая структура соуправления, взаимосвязь с родителями, педагогами, общественностью. Результаты деятельности творческих объединений можно наблюдать в течение всего года, так как их деятельность направлена не только на реализацию внутренних потребностей ребенка, но и на решение школьных воспитательных задач, решение проблем села, оказание посильной помощи населению.
2.Творческое объединение «ЗОЖ» в условиях школы, класса предполагает:
- работу по сохранению и укреплению нравственности, психического и физического здоровья;
- способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием;
- в рамках пропаганды ЗОЖ участвовать в районных, областных конкурсах.
Содержание деятельности
Оздоровительная среда:
- организация работы спортивных секций;
- организация спортивно – массовой работы школы;
- дни здоровья;
- спортивные праздники совместно с сельским населением;
- участие в соревнованиях;
- походы.
Комфортная пространственная среда:
- работа по организации системы рационального питания;
- влажная уборка кабинетов – санитарный день (последняя пятница месяца);
- организация работы по профилактике применения ПАВ;
- организация работы по профилактике инфекционных заболеваний;
- санитарно - просветительная работа через классные часы, стен. газеты.
3. Творческое объединение «Креативная группа»
Способствует развитию творческих способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками. Досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.
Содержание деятельности:
- традиционные школьные мероприятия:
- день учителя, самоуправления;
- день Семьи;
- посвящение в первоклассники;
- день матери;
- неделя Детской книги ;
- русские праздники;
- дни Науки и творчества.
- дни здоровья;
- предметные недели, вечера, КТД.
- Творческое объединение «Экологи»
Программа на формирование у школьников эстетического отношения к окружающей среде, воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, воспитывать экологическую культуру учащихся.
Предполагаемый результат:
- учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем как ее сохранить.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за ее сохранение.
- Творческое объединение «ПРЕСС – ЦЕНТР»
Назначение: детское объединение предназначено для совершенствования навыков литературного творчества и журналисткой работы, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
Цель: объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне- развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Содержание деятельности:
- Выпуск школьной газеты «Звонок» 1 раз в четверть;
- Организация и участие в конкурсах плакатов, презентаций, рисунков и т.п.;
- Занятия с учащимися, передача теоретических и практических навыков в работе с компьютером;
- Информирование о конкурсах ДОО и достижениях учащихся;
- Информирование о традиционных школьных мероприятиях;
- Оформление тематических школьных выставок, стендов и т.д.
- Творческое объединение «Патриот»
Цель: Создание условий, способствующих патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина РФ, его лидерских качеств.
Задачи:
- воспитание уважения к своей стране, её история;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа,
Землякам;
- духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение
условий для самовыражения учащихся, их творческой активности.
Деятельность ведется по направлениям:
- краеведческое;
- историко-культурное;
- литературно-патриотическое;
-исследовательское;
-шефское;
- интеллектуальное.
- Творческое объединение «Волонтеры».
Цель:
- развитие волонтёрского движения через формирование навыков социальной активности;
- объединение усилий для добрых и полезных обществу дел;
- раскрыть и утвердить себя среди людей и для людей.
Задачи:
- привлечь к волонтерскому движению учащихся школы;
- формирование позитивного отношения к общечеловеческим ценностям;
- развивать и поддерживать инициативу в социально-значимой деятельности;
- формировать нравственные ценности подрастающего поколения;
- помочь ребятам в ценностном определении;
- выявить детей с организаторскими и лидерскими качествами;
- организовать взаимодействие детей и взрослых на основе сотрудничества.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Развитие проектной деятельности в классных коллективах.
Данное направление является основным в реализации программы, так как здесь происходит формирование основ самоуправления.
Планирование воспитательной работы в классах основывается на разработке проектов направленных на решение проблем класса и повышение социальной активности учащихся. Данные проекты ребята представляют на общешкольном ученическом собрании в начале учебного года и защищают итоги их реализации в конце учебного года. Таким образом, в каждом классе формируется своя система жизнедеятельности, что способствует формированию коллектива и развитию классного самоуправления.
- Развитие деятельности в творческих объединениях.
Система работы творческих объединений полностью изменяется. Традиционное планирование работы заменяется разработкой и реализацией воспитательных, образовательных и социальных проектов, в соответствии с направлением работы объединения. А именно: в начале учебного года, руководителем каждого клуба будут предложены 2-3 темы проектов, а ребята смогут выбрать для себя те направления деятельности, в которых они хотели бы участвовать. Таким образом, учащиеся смогут в течение года попробовать себя в работе разных объединений. В итоге реализации данного этапа мы ожидаем привлечь большее количество учащихся в творческие объединения.
Проекты будут реализовывать все основные воспитательные направления школы. Основным условием реализации любого проекта является итоговое мероприятие для всех учащихся школы, освещающее деятельность объединения по проекту.
- Отработка навыков самоуправления на разных уровнях
Отработка структуры деятельности органов классного самоуправления, объединений по интересам, совета учащихся.
- Наличие традиционных (фирменных) дел класса.
- Участие детей в разработке и реализации творческих проектов.
- Ведение мониторинга успешности классов через конкурс класс года, конкурс портфолио, конкурс лидеров.
Координацию развития ученического самоуправления осуществляет совет учащихся под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
Реализация всех направлений развития ученического самоуправления должна осуществляться одновременно.
Контроль эффективности реализации программы
планируется осуществлять через проведение мониторингов:
Аспект изучения | Показатели. |
Развитие познавательной активности учащегося. |
Диагностические средства: «Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка», «Педагогические наблюдения». |
Нравственная развитость учащегося. | Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка. Диагностические средства:
|
Развитие коммуникативности. |
Диагностические средства «Методика выявления коммуникативных склонностей». |
Сформированность общешкольного коллектива. |
Диагностические средства:
уровня развития ученического самоуправления».
|
Особенность программы «Школа успеха» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Школа роста».
Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как личностный рост каждого ребёнка. «Школа роста» – это путь от умения к применению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.
Главная ценность в «Школе роста» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Шмель» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи, как с внешним, так и внутренним социумом. Детское объединение взаимодействует с администрацией школы, со всеми учащимися, педагогическим коллективом и управляющим советом через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовке и реализации совместных акций, проектов, мероприятий, соревнований, соцопросов, КТД и т.д.
Первый этап – «Новичок».
Чтобы преодолеть эту высоту, ребятам необходимо:
- знать гимн, законы и символы детского объединения
- знать о главных достопримечательностях своей малой Родины;
- уметь рассказать о своём классе, школе и их традициях;
- уметь провести настольные, подвижные игры, интересно занять одноклассников;
- уметь провести интересную встречу, игру или организовать полезное дело в своём классе;
- знать правила безопасности и правила поведения в гостях, на улице, в общественных местах;
- уметь составлять свой распорядок дня.
Второй этап – «Активный участник».
Чтобы овладеть этим этапом, ребята должны:
-знать основные акции и традиционные дела детского объединения;
-уметь проводить сбор совета дела;
-знать основы государственного устройства РФ, её флаг, герб и гимн;
-уметь рассказывать о славных страницах истории своего Отечества;
-уметь сделать интересную поделку и научить других;
-принимать активное участие в благотворительных акциях, концертах и других добрых делах;
-уметь организовать полезное дело, участвовать в социальном проектировании.
Третий этап – «Лидер».
Это самый главный этап, достичь которого ребята смогут, если:
-умеют составлять план деятельности класса на четверть,
-умеют организовать свой день и работу;
- знают основы оформительского дела, могут оформить помещение к проводимому делу, празднику;
- знают правила судейства в спортивных состязаниях, пробовали себя в роли судьи на школьных соревнованиях;
-умеют составлять сценарии праздников, дел, конкурсов;
-могут разработать небольшой социальный проект;
- умеют организовать для младших ребят занятие, праздник.
На этот этап поднимаются самые опытные и умелые ребята. Они пробуют что-то новое в жизни коллектива, улучшают его жизнь. Ребята работают над собой, стремятся к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Их уважают, на них равняются остальные. Главное отличие этих ребят – способность сделать выбор дальнейшего пути, собственной позиции. Выбирать - значит, проявлять самостоятельность мысли и поступка, настойчивость, твёрдость характера, верность делу, способность признавать и исправлять ошибки.
Переход от этапа к этапу не связан с возрастом ребёнка и переходом в другой класс, а обусловлен личностным ростом и готовностью к качественно новой позиции. Он связан с новым уровнем жизнедеятельности коллектива, с новой мерой ответственности ребят перед детским объединением, с расширением границ деятельности, с ростом самодеятельности, организаторской активности детей.
Этапы считаются взятыми, если ребёнок успешно справился со всеми делами этих этапов. Ему вручается знак отличия «Покоритель».
«Карта достижений» схематически отражает этапы личностного роста.
Дети, достигшие по структуре личностного роста третьего этапа, активно привлекаются к подготовке и проведению занятий школы актива.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Овладение методикой КТД.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского общественного объединения «Шмель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
Программа деятельности детской организации «Алые паруса»
Программа «Я - Россиянин» включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...
программа деятельности детского объединения «Гражданин»
Данная программа способствует формированию активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений. Обучает навыкам ...
Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»
Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...
Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»
Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...
Программа деятельности детской общественной организации Содружество" Кавказского района
Программа деятельности детской общественой организации "Содружество" составлена для руководителей детских объединений, заместителей по воспитательной работе и старших вожатых....
Программа деятельности детского актива «Мы» детского клуба им. А. В. Прыгунова
Программа реализуется по следующим направлениям: Духовно- нравственное; гражданско-патриотическое; социальное; трудовое; информационно- познавательное....