Технология критического мышления и география
статья на тему
Использование технологии критического мышления на уроках:этапы урока, приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт проведения ЕГЭ по географии показал, что выпускники по-прежнему хуже всего справляются с заданиями, требующими свободного развёрнутого ответа, последовательного и логичного изложения знаний, отбора необходимого для ответа материала, владения умением письменно излагать свои мысли. Эти ответы, как правило, неполные, краткие, связанные с недостаточным усвоением знаний о масштабе карт и условных обозначений; отдельных разделов картографии и топографии; с отсутствием навыков четкой, логичной и аргументированной формулировки авторской точки зрения при анализе причинно-следственных связей.
Т.е. выпускники демонстрируют серьезные пробелы в знаниях, которые связаны с неумением применять полученные знания на практике, с непониманием зависимости между показателями, неумением интерпретировать значение отдельных показателей, пробелы и в анализе информации; отсутствие умений объяснять с опорой на географические знания реальные жизненные события и ситуации, известные из средств массовой информации и пр.
Таким образом, учитывая результаты ЕГЭ по географии, при подготовке обучающихся необходимо обратить внимание на необходимость обеспечения освоения обучающимися основного содержания географического образования и овладения ими разнообразными видами учебной деятельности, предусмотренными Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Такая организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, возможна только при использовании системно-деятельностного подхода.
Т.о., приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
3 фазы технологии РКМ
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Возможные приемы и методы.
Составление списка "известной информации", рассказ
- предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
-«покопаемся в памяти»
- «корзина идей»
-ключевые слова
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах – группах.
Присутствие на каждом уроке этой стадии обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем
2. фиксировать все высказывания: любое из них может важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет»правильных» и ли «неправильных» высказываний
3.сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся бояться излагать своё мнение учителю или сразу в большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно. роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». В случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «покопаемся в памяти», «корзина идей», ключевые слова и т.д.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- приёмы: INSERT, «концептуальная таблица», кластер
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, продвинутая лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
На этой стадии другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Этот этап можно назвать смысловой стадией. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. |
- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- прием «тонких и толстых вопросов»,
- организация устных и письменных столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
На этой стадии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Разрабатывая курс "Чтение и письмо для развития критического мышления", авторы (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл ) почерпнули из нескольких уважаемых в научном мире образовательных традиций следующее:
-веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познавать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи...
-признание важности той роли, которую играют учителя, стимулирующие учащихся к неустанному познанию и помогающие им сформировать умения и навыки продуктивного мышления;
-необходимость ввести критическое мышление в дискуссии, в письменную обучающую деятельность и в другие познавательные процессы, в которых ученики уже участвуют.
Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:
- организации своей деятельности;
- душевности и чуткости;
- ощущению свободы и счастья бытия;
- самореализации, сохранению ценностей;
- пониманию себя и пониманию других;
- умению мыслить;
- формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- грамотному, осмысленному чтению;
- умению усилить человеческое в человеке;
- партнерским отношениям;
- стремлению быть профессионалом;
- умению сотрудничать;
- гибкости мышления;
- умению слушать;
- мобильности;
-экологической образованности.
ПРИЛОЖЕНИЕ |
На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов-реализация смысла- рефлексия используя набор приемов и стратегий |
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание". Что необходимо тем, кто хочет научиться писать: 1. Регулярная писать. 2. Интересные темы. 3. Образцы. 4. Читательская аудитория. 5. Привычка править. 6. Помощь других. |
|
При создании большинства содержательных текстов автор проходит три основных этапа: 1. Инвентаризация. 2. Составление чернового текста. 3. Правка. 4. Редактирование. 5. Издание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".
Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Технология критического мышления и ее применение на уроках географии
В данной статье описывается технология критического мышления, ее особенности. Отрицательные и положительные моменты ее применения. В статье приведено в пример несколько уроков по данной техноло...
Технология критического мышления на уроках географии
Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...
Технология критического мышления на уроках географии
Технология критического мышления на уроках географии...
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...