Технология критического мышления и география
статья на тему
Использование технологии критического мышления на уроках:этапы урока, приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт проведения ЕГЭ по географии показал, что выпускники по-прежнему хуже всего справляются с заданиями, требующими свободного развёрнутого ответа, последовательного и логичного изложения знаний, отбора необходимого для ответа материала, владения умением письменно излагать свои мысли. Эти ответы, как правило, неполные, краткие, связанные с недостаточным усвоением знаний о масштабе карт и условных обозначений; отдельных разделов картографии и топографии; с отсутствием навыков четкой, логичной и аргументированной формулировки авторской точки зрения при анализе причинно-следственных связей.
Т.е. выпускники демонстрируют серьезные пробелы в знаниях, которые связаны с неумением применять полученные знания на практике, с непониманием зависимости между показателями, неумением интерпретировать значение отдельных показателей, пробелы и в анализе информации; отсутствие умений объяснять с опорой на географические знания реальные жизненные события и ситуации, известные из средств массовой информации и пр.
Таким образом, учитывая результаты ЕГЭ по географии, при подготовке обучающихся необходимо обратить внимание на необходимость обеспечения освоения обучающимися основного содержания географического образования и овладения ими разнообразными видами учебной деятельности, предусмотренными Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Такая организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, возможна только при использовании системно-деятельностного подхода.
Т.о., приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
3 фазы технологии РКМ
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Возможные приемы и методы.
Составление списка "известной информации", рассказ
- предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
-«покопаемся в памяти»
- «корзина идей»
-ключевые слова
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах – группах.
Присутствие на каждом уроке этой стадии обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем
2. фиксировать все высказывания: любое из них может важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет»правильных» и ли «неправильных» высказываний
3.сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся бояться излагать своё мнение учителю или сразу в большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно. роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». В случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «покопаемся в памяти», «корзина идей», ключевые слова и т.д.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- приёмы: INSERT, «концептуальная таблица», кластер
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, продвинутая лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
На этой стадии другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Этот этап можно назвать смысловой стадией. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. |
- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- прием «тонких и толстых вопросов»,
- организация устных и письменных столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
На этой стадии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Разрабатывая курс "Чтение и письмо для развития критического мышления", авторы (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл ) почерпнули из нескольких уважаемых в научном мире образовательных традиций следующее:
-веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познавать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи...
-признание важности той роли, которую играют учителя, стимулирующие учащихся к неустанному познанию и помогающие им сформировать умения и навыки продуктивного мышления;
-необходимость ввести критическое мышление в дискуссии, в письменную обучающую деятельность и в другие познавательные процессы, в которых ученики уже участвуют.
Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:
- организации своей деятельности;
- душевности и чуткости;
- ощущению свободы и счастья бытия;
- самореализации, сохранению ценностей;
- пониманию себя и пониманию других;
- умению мыслить;
- формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- грамотному, осмысленному чтению;
- умению усилить человеческое в человеке;
- партнерским отношениям;
- стремлению быть профессионалом;
- умению сотрудничать;
- гибкости мышления;
- умению слушать;
- мобильности;
-экологической образованности.
ПРИЛОЖЕНИЕ |
На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов-реализация смысла- рефлексия используя набор приемов и стратегий |
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание". Что необходимо тем, кто хочет научиться писать: 1. Регулярная писать. 2. Интересные темы. 3. Образцы. 4. Читательская аудитория. 5. Привычка править. 6. Помощь других. |
|
При создании большинства содержательных текстов автор проходит три основных этапа: 1. Инвентаризация. 2. Составление чернового текста. 3. Правка. 4. Редактирование. 5. Издание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-78907-1511693966.jpg)
"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".
Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172747-1357376024.jpg)
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-342743-1499409579.jpg)
Технология критического мышления и ее применение на уроках географии
В данной статье описывается технология критического мышления, ее особенности. Отрицательные и положительные моменты ее применения. В статье приведено в пример несколько уроков по данной техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-160626-1391806532.jpg)
Технология критического мышления на уроках географии
Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-578801-1423656682.jpg)
Технология критического мышления на уроках географии
Технология критического мышления на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/05/picture-662269-1441462814.jpg)
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1065951-1538753609.jpg)
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...