Технология критического мышления и ее применение на уроках географии
статья (6 класс) по теме

Тарасевич Дина Ивановна

  В данной статье описывается технология критического мышления, ее особенности. Отрицательные и положительные моменты ее применения. В статье приведено в пример несколько уроков по данной технологии. Это уроки: "Мировой океан -- главная часть гидросферы", "Вода мирового океана", "Страны Южной Америки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_-_kopiya.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

и ее применение на уроках географии

Тарасевич Д. И.

Не правильно думать, что интерактивные технологии это только те, где используются  современные технические средства. Технология критического мышления (ТКМ) относится к интерактивным, которые основаны на активном взаимодействии с субъектом обучения. ТКМ разработана в США в XX веке, но она близка учителям русской школы, т.к. в ней применяются идеи и методы русских технологий коллективных и групповых способов обучения. А главное, идеи сотрудничества между учителем и учащимися.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на уже имеющийся личный опыт.

        Учение, направленное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск информации для усвоения, а нечто больше: соотнесение того, что ученики усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения и т.д.

        Долгое время школа, и я  в том числе, главной целью своей работы ставила развитие творческого мышления. Но необходимо помнить, что  несмотря на тесную связь и взаимопроникновение, творческое мышление – врожденная способность и потребность практически каждого человека. А критическое мышление требует специального развития. К сожалению, приходится признать, что   критическое мышление не характерно для россиян. Проверять информацию не в наших правилах, мы – доверяем. Сколько мы знаем случаев из жизни, когда люди не могут правильно оценить информацию и попадают в различные неприятные ситуации…

        Главное отличие критического мышления от творческого: критическое мышление не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а сотрудничество.

        Рассмотрите качества критического мышления, их проявление (разве не такие цели ставит себе учитель, когда говорит о развитии личности ученика):

  1. умение анализировать результаты своей собственной деятельности;
  2. умение находить в споре компромиссное решение;
  3. моделировать разнообразные ситуации, составлять прогноз их развития;
  4. открытость для новых идей, новых знаний, неприятие догматизма  

    Когда учащиеся приходят ко мне в 6-ом классе, их мышление уже стереотипное. Как трудно  развивать данное конкретное качество мышления. Ученики открыто требуют «Скажите, как должно быть!»

  1. умение уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать достоверность информации;
  2. открытость по отношению к нестандартным способам решения;
  3. рефлексия своей деятельности.

Технология критического мышления имеет особенности организации учебных занятий. В основу положен базовый цикл, состоящий их трех этапов.

Первый этап – «вызова» -- этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.

Второй этап – «осмысления» -- содержательный этап, в ходе которого и происходит непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это письменный текст, речь преподавателя, видеоматериал и т.д.

Третий этап – «рефлексия» -- размышления. Здесь формируется личностное отношение к тексту и фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

При проведении уроков по ТКМ активно используются разнообразные приемы: ИНСЕРТ, эссе, кластер, ключевые термины, терминатор, зигзаг, чтение с остановками и вопросами Блума, синквейн, прием «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал), ТАСК, карусель, мозговая атака, продвинутая лекция… Названия этих приемов многие уже слышали или даже применяли в своей деятельности.

 Исходя из опыта работы, могу сказать, что такое разнообразие приемов не используется в повседневной практике. Но на основе таких приемов, которые описаны, учитель вполне может разработать свои уроки, которые не будут подходить под конкретный определенный прием технологии.

Прежде чем перейти к описанию своей работы  немного расскажу о тех моментах, которые возникают при использовании ТКМ. Во-первых, технология здравосберегающая. Не надо никому из педагогических работников рассказывать, насколько данный критерий важен на сегодня. И, что особо хочется отметить, что сохраняется здоровье не только учащихся, но и учителей.

Во-вторых, технология не затратная. Если использовать учебно-методический комплекс в полном объеме, то вполне можно обойтись  теми средствами обучения, которые есть в наличии (что греха таить, на сегодня школа отнюдь не обеспечена всеми новейшими средствами обучения).

В-третьих, эту технологию можно применять во всех классах, различных по уровню обучаемости и обученности.

 В-четвертых, технология очень разнообразна. Здесь можно применять такие приемы, которые не будут повторяться из урока в урок, всегда привнося интерес и укрепляя мотивацию.

Конечно же, есть и трудности в применении технологии. При проведении уроков от учителя требуется четко отслеживать время, которое тратится на конкретное действие. И все равно, время на изучении материала, не зависимо от сложности усвоения, удваивается. Ну и дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Если учитель боится, что на уроках совершенно будет отсутствовать дисциплина или молодой учитель еще не совсем освоил приемы «приведения класса в норму», то, скорее всего,  учителю не следует применять на уроках технологию критического мышления. Впрочем, как и любую другую.  

Далее приведены примеры уроков с использованием различных приемов ТКМ. Это небольшая выборка из опыта, уроков по технологии гораздо больше.

Прием «терминатор»

Тема «Гидросфера»

Тема урока «Мировой океан – главная часть гидросферы»

Цели:  формировать культуру групповой работы,  бесконфликтного обсуждения вопросов, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог и достигать взаимопонимания с другими людьми;

        развивать умение анализировать информацию и выбирать главное, в том числе основываясь на собственном опыте; учиться пользоваться различными источниками знаний, в том числе, географическими картами;

познакомить учащихся с новыми понятиям (которых на данном уроке очень много) по теме «Гидросфера» при помощи умения определять понятия.

Тип урока: урок изучения нового, использование технологии критического мышления

Оборудование: учебники 6-ого класса, атласы, предварительный вариант таблицы

Ход урока

1 этап.

Учащиеся в тетрадях чертят таблицу

              термины

Материк

Остров

Архипелаг

Полуостров

Море

Внутреннее море

Окраинное море

Залив

Пролив

2 этап.

Стадия осмысления. Учащимся предлагается в парах  обсудить понятия. Во вторую колонку они записывают расшифровку понятий, как сами понимают. Данный этап самый длительный по времени.

3 этап.

         Каждая группа озвучивает (можно по желанию) какое-нибудь понятие. Остальные могут согласиться с таким определением или предложить определение самим. Если у группы нет своего определения, они могут записать определение других. В таком случае, такое определение записывается в третью колонку.

4 этап.

Стадия рефлексии. По тексту учебника выявить научные определения. Записать в четвертую колонку. Сделать вывод.  Привести примеры географических объектов по атласу.

5 этап. Домашнее задание: определения по теме и примеры по атласу.

Пример урока для курса 6-ого класса по применению ТКМ,

но без определенного  приема

Тема «Гидросфера»

Тема урока «Вода Мирового океана»

Цели:

         формировать картину целостности мира, неразрывной связи компонентов планеты; формировать коммуникативные компетенции;  

         развивать умения работать с текстом учебника, анализировать текст и выявлять проблемные вопросы; умение работать с разным коллективом одноклассников по решению проблем;

             рассмотреть свойства вод Мирового океана, понятия «соленость», «течение», «прилив», «отлив».

Тип урока: урок изучения нового, использование технологии критического мышления

Оборудование: учебники 6-ого класса, атласы

Ход работы

Подготовительный этап.

Класс разбит на группы. Это делает сам учитель, желательно до урока. Текст учебника § «Свойства воды Мирового океана» и «Движения воды» (можно применять любые учебники 6-ого класса, используя один параграф или два, в зависимости от компоновки материала) разбит на такое же количество отделов, сколько групп. В данном случае – 6 группы (количество может зависеть и от состава класса и от наполнения).

1 этап.

        Стадия вызова. Группа читает свой фрагмент учебного текста очень внимательно и создает по этому фрагменту вопросы для других групп, который обязательно начинается со слова «почему?»

  (текст разбит так, чтобы у группы была возможность задать хотя бы один такой вопрос).

2 этап.

Группы озвучивают свои вопросы. Если вопросов может быть несколько, для дальнейшей работы они комбинируются в один или выбирается самый главный. Если группа испытывает затруднения в формулировании вопросов, учитель помогает ей. Или, при наличии времени, к данной работе можно привлечь весь класс.

Учащиеся фиксируют вопросы  в тетради.

Примерные(!)  вопросы, которые могут приниматься для дальнейшего обсуждения:

  1. Почему океаническая вода соленая.
  2. Почему соленость вод в разных частях океана неодинакова.
  3. Почему океан служит регулятором температуры воздуха.
  4. Почему температура воды изменяется только до определенной глубины.
  5. Почему для замерзания океанической воды требуется температура ниже, чем для замерзания пресной воды.
  6. Почему воды Мирового океана постоянно движутся
  7.  Почему выделяются теплые и холодные течения.
  8. Почему возникают приливы и отливы.

3 этап.

        Стадия осмысления. Группе предлагается ответить на вопрос  другой группы, после небольшого обсуждения. Группа, которая задавала вопрос, выступает в данном случае, как эксперт. Никто не знает, на какой вопрос придется отвечать. Учитель следит за тем, чтобы все группы принимали участие в ответах на вопросы.

                                              Данный этап самый длительный по времени.

4 этап.

 Отвечать на вопросы самоанализа предлагается письменно или устно.

Рефлексия:

  1. Соленость выражается в …
  2. Низкой соленостью Мирового океана будет обладать тот участок Мирового океана, где будет ….
  3. Глубже 1000 м в Мировом океане и температура и соленость будут …
  4. Какое море более соленое: Черное или Красное? Почему?
  5. Какое море замерзнет быстрее при одинаковых условиях? Почему?
  6. Воды Мирового океана постоянно движутся, т.к. ….
  7. Почему Перуанское течение, температура, которого составляет +19°С, является холодным течением, а Гольфстрим, температура которого +2 °С, является теплым.
  8. Луна и Солнце силой своего притяжения вызывают …

При необходимости, последнюю часть работы можно распределить другим образом. На дом задать вопросы групп, а рефлексию в расширенном варианте провести на следующем уроке.

Прием «зигзаг»

География материков и океанов

Материк – Южная Америка

Тема «Страны материка»

2 часа

Цели:

         развивать умения работать в разных  группах учащихся, умения самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы на примере  самообучения и взаимообучения,

        развивать умения работать с текстом, анализируя материал, осуществлять контроль своей деятельности, осуществлять ее корректировку при осмыслении текста;

             рассмотреть  страны Южной Америки, познакомиться с их особенностями.

         

Тип урока: урок изучения нового, с использованием приема «средний зигзаг» технологии критического мышления  

Оборудование: тексты с описанием стран Южной Америки (Аргентина, Перу, Бразилия, Чили)

Ход урока

1 этап.  Предварительный

Класс делится на 4 группы (лучше, если данная работа будет проведена заранее, чтобы на уроке не тратить времени) по количеству стран материка, которые будут изучаться на уроке.

2 этап.

Стадия вызова. Всем командам задание: сформулировать 2 – 3 основополагающих факта о 4-х странах материка Юж. Америка (в данном случае – Чили, Аргентина, Перу, Бразилия). Заранее на доске вычерчивается таблица

  Аргентина

         Бразилия

        Перу

        Чили

1 группа

Бразильское плоскогорье

Перуанское течение, побережье Тихого океана

2 группа

Ст. Бразилиа, кофе

Северная часть Анд

Восток материка, побережье Атланти-ческого океана

3 группа

Ст. Буэнос-Айрес

Восток материка

4 группа

Занимает большую территорию

перец

Много морских портов

Заполняется первоначальная часть таблицы. Учащиеся из групп высказывают свои факты о странах (каждая группа высказывается обо всех странах, каждый раз, о новой стране, начинает говорить разная группа). Принимаются все варианты, кроме тех, которые были ранее озвучены представителями других групп.

           Выше приведена первоначальная таблица, составленная учащимися 7 – ого класса

3 этап.

Стадия осмысления.  Группам раздаются тексты по странам (можно использовать текст любого учебника или текст, составленный учителем). Задание: прочесть текст, составить план или другой вид записей, с тем, чтобы потом можно было рассказать о стране другим.

Это самый большой этап работы (15 – 20 минут). В дальнейшем текст у уч-ся будет отсутствовать, поэтому делать заметки – необходимо.

4 этап.

Идет обмен участниками команд. К каждой из групп подсаживаются представители других, с таким расчетом, чтобы были представлены все страны. Учащиеся рассказывают, что узнали о каждой из стран.

Этот этап тоже достаточно длинный.

5 этап.

Работа по коррекции знаний с первоначальной таблицей. Учащиеся исправляют и дополняют свои выводы, которые зафиксированы в таблице на доске. При этом, исправляют они не те страны, которые изучали в своих группах. Команда же учащихся по данной стране – эксперт, следит за правильностью новых данных. Она самая последняя выступает со своими заметками по стране.

6 этап.

Рефлексия. Тест по странам.

        Д/з: самим составить по данным странам вопросы тестового типа для проверочной работы. Можно предложить любое творческое задание по странам как домашнее задание.

Прием «перепутанные логические цепочки»

         Представленный прием я использовала для домашнего задания в курсе 7-ого класса  по теме «Австралия». Задание: составить текст «Население Австралии», переставив местами выделенные курсивом слова… Данный вид деятельности можно использовать как фрагмент урока.

        Современное население Австралии состоит из коренного меньшинства и переселенцев. Коренное население – аборигены – уже уничтожены. По мнению ученых они Представленный вид деятельности я использовала для домашнего задания в курсе 7-ого класса попали сюда из Юго-Восточной Азии. До начала колонизации аборигены жили … Они занимались рыболовством, собирательством, охотой и вели бродячий образ жизни. Засилье криминального элемента, недостаток женщин, поголовный алкоголизм, противостояние жителей глубинки и горожан…

        В 1788 г – основание ссыльной колонии в Сиднее. Первая флотилия из 11 кораблей вышла из Плимута в середине 1787 года. Она взяла на борт 730 каторжников из каторжников, забытых солдат, отверженных золотоискателей и ирландских бунтарей, 2/3 которых составляли мужчины. В январе 1778 г корабли пристают в Ботани-бей на востоке Австралии. Англия решила ссылать сюда преступников, представляющих угрозу для общества. Они не знали земледелия, скотоводства, металла.

        Для самых закоренелых преступников в отдаленных местах, о которых сохранилась весьма дурная память на юго-восточном побережье. Из этого ада сбежать было практически не возможно. Самая известная колония такого рода располагалась на острове Тасмания в основном  на востоке материка. В период между 1788 и 1868 годами из метрополии было отправлено в австралийскую ссылку 165 тыс. человек, создавались специальные каторжные поселения. Казалось, колония обречена на исчезновение. Но свершилось чудо. Эта гремучая людская смесь относится к негроидно-австралоидной расе, имеет темно-коричневый цвет кожи, волнистые волосы, широкий нос переплавилась и стала единой нацией. Освоение австралийского континента шло непросто, этому способствовало много причин, уравнивающий аборигенов во всех правах… Но именно взаимовыручка и воля позволили первым переселенцам выстоять. Страна, которую им выпало осваивать, была засушливой, опасной, непознанной и необъятной.

        Трудно складывались отношения между пришлым населением и аборигенами. Лишь в 1967 году принят закон. До этого аборигены даже не считались людьми, в полном смысле этого слова – их даже не учитывали при переписи населения. Правда, в штате Тасмания все аборигены …    

Прием «Чтение с вопросами Блума»

7-ый класс

        На сегодняшний момент данный вид работы я использую при применении презентации. Но данный вид работы с успехом я применяла и когда не было возможности использовать компьютер.  Для этого нужен текст с интересным сюжетом, нетривиальными ходами, с неожиданной концовкой. Текст читается вслух. По ходу чтения учащимся задаются вопросы на опережение действия. Вопросы могут быть самыми разными. Такой прием хорошо использовать как фрагмент урока в конце или начале изучения темы.

 

Когда-то Роберт Пири говорил

о «северных бациллах полярной

лихорадки»: тот, кто хоть раз

побывал в Арктике, будто околдован

всполохами северного сияния,

свинцовым небом и голубым льдом.

        6 апреля 1909 года американец Роберт Пири в сопровождении черного слуги Метью Хенсона и четырех эскимосов достиг воображаемой точки, откуда нельзя двинуться

                             Как вы думаете, куда нельзя двинуться из этой воображаемой точки?

ни на север, ни на запад, ни на восток. Что это за точка? В каком направлении можно двинуться из нее?

        Гонка человечества к Северному полюсу продолжалась триста лет. В 1607 году Гудзон достиг 80°23´, в 1773г Фипс -- 80°48´ (оба на кораблях), в 1827 г Парри на собаках добрался до 82°45´. Темп ускорялся. В 1876  г Маркем взял 83°20´, в 1895 г Нансен -- 86°14´, в 1900 г Каньи -- 86°31´. Оставалось каких-нибудь три с половиной градуса, но каких!

        Робер Пири самой природой был создан, чтобы покорить северный полюс

         Как вы думаете, какими внешними и внутренними качествами должен обладать человек – покоритель полюса?

Огромного роста и невероятной выносливости, с «волчьими зубами» и буйной рыжей бородой, наделенный маниакальной целеустремленностью и фантастическим честолюбием, он отдал этой цели двадцать три года жизни. Коллеги порицали его за болезненную подозрительность, спутники проклинали за деспотичный характер. Он во время экспедиции не интересовался

                                  Чем,  как вы думаете?

ни арктической фауной, ни эскимоской этнографией (даже заведя сожительницу – аборигенку, он не выучил ни одного слова ее языка) – Пири вообще презирал этот ноншалантный, любопытствующий стиль европейского первооткрывательства. Ему нужна была

                                           Что ему нужно было?

победа, рекорд – и больше ничего.

        После двух неудачных экспедиций (во второй раз, в 190 г, он был на 87°06´) у Пири оставалась одна попытка. Он сам понимал: больше денег ему никто не даст, наоборот, его контракт с «Нью-Йорк таймс» предусматривал, что в случае неудачи он обязан вернуть все деньги, полученные авансом за полярные очерки. Да и возраст поджимал – 52 года. В третью экспедицию в июле 1908 г его провожала, можно сказать, вся Америка. Сам

                            Кто провожал Пири?

президент Теодор Рузвельт поднялся на борт его корабля, пожал руку и сказал:

                             Что сказал президент Рузвельт?

«Пири, я веру в вас!»

        29 февраля 1909 г начался пеший штурм макушки мира. Это был ад.

                         С какими трудностями столкнулась экспедиция?

Перед путниками разверзались черные полыньи, вздымались торосы высотой до 18 метров, ветер выл и сбивал с ног. Экспедиция двигалась со скоростью 12 миль в день. Они ели своих собак, спали в снегу. Эскимос Кудлукто в ссоре застрелил исследователя Росса Марвина. Пири частями отправлял  спутников назад, пока 1 апреля не отослал последнего белого – Боба Бартлетта.

                             Почему?

Суровый полярник заплакал – но подчинился. Он знал, что Пири скорее убьет его, чем разделит с кем-нибудь свой триумф.

                      С Пири оставались негр и индейцы, почему он не отослал их тоже?

Негра и индейцев тот за людей не считал.

        После ухода Бартлетта скорость движения сразу подозрительно увеличилась до 29 миль в день, и 5 апреля, если верить Пири, лагерь был разбит у самого полюса. Впрочем, Хенсон не умел пользоваться секстантом, а когда 7 апреля они якобы достигли вершины Земли, Пири вопреки обыкновению не позволил слуге даже взглянуть на прибор. В дневнике полярника ликующая запись о победе появилась лишь задним числом, а подлинные заметки, начиная с 26 марта, выглядят весьма странно:

                       Что написано в дневнике Пири?

это денежные расчеты, сметы будущих гонораров типа «Пусть издательство «Харперс» платит по сто – Нансен получал по 50» и предвкушение лавров: «Флаг с белой полосой по диагонали станет моим персональным штандартом…  Послать фотографию президенту…» Пири утверждал, что достиг полюса 7 апреля 1909 г. Но из-за отсутствия радиосвязи он сумел оповестить мир о том, что «на полюсе установлен звездно-полосатый флаг», лишь 5 сентября. А пятью днями раньше в Европу пришла телеграмма от Фредерика Кука

                                Что говорилось в телеграмме Кука?

Его необычайно трудный путь растянулся на целый год: «21 апреля 1908 года достигли Северного полюса. Обнаружили сушу далеко на севере».

Пири стал свидетелем присвоения конкуренту тех  лавров, которые уже считал своими. Затем последовала долгая и омерзительная склока. Пири обвинил Кука, что выдумал свой поход. Кук отвечал тем же. В коне концов

                       Кому присудили победу в споре?

Пири отсудил свое первенство и доказал, что Кук – обманщик. Но в процессе тяжбы тучи сомнения сгустились и над его собственным рекордом. Да и над затеей вообще: воображаемая точка может быть достигнута и в воображении. Казалось, с годами сторонники Пири победили, он был признан «официальным героем». Ошельмованный и забытый всеми Кук умер в нищите. Однако семена сомнений, посеянный бурной реакцией Пири на претензии конкурента, взошли через сто лет.

        Все началось с того, что в 1973 году профессор астрономии Денниз Ролинз (США) опубликовал книгу,

                                       О чем говорилось в этой книге?

где доказал, что Пири не мог достичь полюса. Эти утверждения сильно задели самого могущественного из нынешних сторонников Пири – американский журнал «Нэшнл Джиографик», редакция которого поручила английскому исследователю Уолли Герберту

                                  Что могла поручить редакция?

проверить отчет Пири.

                              К каким выводам пришел исследователь?

Увы, вопреки ожиданиям редакции Герберт пришел к выводу, что Пири не дошел до полюса, как минимум, 100 миль и сам знал об этом. В 1986 – 87 годах Герберт возглавил трансантарктическую экспедицию на собаках и лично убедился в фантастичности утверждений Пири о возвращении с полюса со скоростью 50 миль в день. Кроме того, не знал географической долготы (Пири признавал, что не измерял ее) обнаружить точку полюса

                                Можно обнаружить точку полюса?

невозможно. Журнал провел еще одну экспедицию. На этот раз Пири был оправдан. Однако спор вновь получил продолжение в 1998 году с выходом в свет подробного исследования, проведенного Робертом Брайсом. Брайс впервые опубликовал черновики книги Фредерика Кука  

                            Кто такой Кук?

«Мое покорении полюса», доказав, что в вариантах авторского текста разнятся важнейшие, ключевые факты. И так, как первенство Пири и Кука подвергается сомнению, взгляды исследователей обращаются к советским полярникам…

           Что вы можете рассказать об открытии Северного полюса? Каково значение Пири для современного мира?

Прием «ключевые слова»

курс  8-ого класса

Здесь представлен фрагмент урока «Высотная поясность», где возможно применение приема по технологии.  На доске вывешиваются (или пишутся) ключевые слова текста «Влияние гор на деятельность человека». Необходимо составить текст из этих слов. Каждые из них могут использоваться как в отдельном положении, так и в общем.  Уч-ся работают по парам.

 ключевые слова:

                              температура воздуха                            нормальное здоровье

                              атмосферное давление                         комфортно

                              кислород                                                освоение гор

                              ультрафиолетовые лучи                       выращивание растений

                             температура кипения воды

        По желанию, учащиеся представляют свои тексты. А затем, сравнивают их с оригиналом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации с применением технологий спутниковой навигации GPS /ГЛОНАС на уроках географии

В настоящее время  очень сложно владеть всей современной информацией , а так хочется идти в ногу со временем и быть в курсе новых технологий. Недавно узнала о применении GPS /ГЛОНАС навигаторов н...

"Памятка приемов технологии развития критического мышления для учащихся к урокам географии"

К технологии критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) еще недавно относились как к интересной новинке. Сегодня эту технологию внедряют многие учителя на разных предметах. Я постаралась созд...

Применение игровой технологии при обобщении учебного материала на уроках географии.

Данный материал содержит презентацию к уроку географии в 6 классе при закреплении знаний по темам "Атмосфера" и "Гидросфера" и наглядно показывает, как можно применить игровые технологии на уроках гео...

Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....

Технология критического мышления и применение ее на уроках географии

Технология критического мышления и применение ее на уроках географии...