Технология критического мышления на уроках географии
статья по географии на тему
Технология критического мышления на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya.odt | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности
Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогом урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.
Каковы же особенности современного урока?
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный
Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход.
Дайте пожалуйста определение понятию- компетентностный подход
Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях.
В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, асозидание и сотрудничество.
Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис Меридит, Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления.
Предлагаю Вам заполнить таблицу
ЗНАЮ | Хочу узнать | Узнал |
ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность),предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Акценты целей технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности концептуала
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».
Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.
Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, “надпредметная”технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления на уроках географии
Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...
Использование технологии критического мышления на уроках географии
примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...
«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».
Ø 2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...
технология критического мышления на уроках географии истории
Презентация с разбором технологии и фрагментами конкретных уроков...
Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...
Использование технологии критического мышления на уроках географии
Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал ...
Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"
Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способ...