Информационно-коммуникационные технологии
материал по теме

Лёвкина Надежда Михайловна

Выступление с психологом Лебедевой В.В.  на педсовете по теме "Информационно-коммуникационные технологии" 

Содержание: определение технологии, требования к использованию информационных технологий, достоинства и недостатки внедрения информационных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 МОУ "Каменская общеобразовательная средняя школа

Мезенского района"

Информационно - коммуникационные технологии

 

Подготовили учитель информатики и логопед:

Лёвкина Н.М.

Лебедева В.В.

Каменка, 2010

Введение

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

        За последние 5 лет число людей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении.

        Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика.

        Информационные технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время

        Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний и умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Понятие и структура ИКТ

        Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

        Информационная технология —  это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

         В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Реализация функций информационных систем невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии.

        Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационных технологий обучения существует огромное количество.

Одной из информационных технологий является виртуальная экскурсия.

Использование информационных музейно-педагогических технологий способствует развитию познавательной активности и эстетического вкуса детей.

Объекты экскурсии – размещенные в сети Интернет  изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей,  фотогалереи,  иллюстрации к произведениям,  озвученные произведения писателей, критические материалы.

        При предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.

       Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере.

Использование ИКТ на уроках

  • позволяет сделать урок более интересным, наглядным;
  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  • стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Использование информационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:

• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

• интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно—аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

• управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

• автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

• развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

• развитие коммуникативных способностей

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет  использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества

• подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники;

• подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

Достоинства внедрения информационных технологий:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  •  возможность компьютерного моделирования объектов и явлений;
  •   возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач;
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
  • формирование навыков работы с информацией, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников;
  • формируется алгоритмическое мышление ученика;
  • имеется возможность задействовать все органы чувств в процессе обучения;
  • увеличивается доля самостоятельной подготовки учащегося с учебным материалом;
  • оцениванию подлежат все учебные действия учащегося;
  • соблюдается индивидуальный режим работы;
  • предполагается постоянный возврат к пройденному материалу.

     

 Недостатки внедрения информационных технологий:

  • долгое пребывание за компьютером отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащегося; 
  • при конструировании процесса обучения сложно разработать гибкий путь оказания помощи и поддержки учащемуся при освоении учебной темы;
  • уменьшается возможность непосредственного контакта обучаемого и обучающего;
  • беспристрастность оценивания снижает личностную мотивацию;
  • блокируется потребность в спонтанном самовыражении;
  • требуют дополнительных затрат, с целью приобретения вычислительных средств и программного обеспечения;
  • постоянное обновление информационных технологий;
  • . использование   ИКТ зависит от человеческого фактора;
  • требует от учителя  на подготовку к уроку больших временных  затрат.
  • на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим;
  • проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию;
  • непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся.

Заключение  

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея информационной системы и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность информационной системы и расширила сферы их применения. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных систем. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...