Оптимицация учебного процесса на уроках биологии
статья по теме
Предварительный просмотр:
Концепция
«Оптимизация учебного процесса на уроках биологии»
учителя биологии ГБОУ МСОШ с. Колывань
Тепаевой Марины Юрьевны.
….Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.
К.Д Ушинский.
Мы вступили в 21 век. Каким он будет? Что потребует от школы и учеников? Какими качествами должен обладать выпускник школы 21 века? Во многом решение этих вопросов зависит от нас учителей. Время востребует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, по моему мнению, следующими качествами:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, умея применять на практике полученные знания;
мыслить творчески;
самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным уровнем;
грамотно работать с информацией ( уметь собирать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности)
быть коммуникабельным.
Компетентностно-ориентированное образование нацелено на выработку у ученика готовности творчески использовать все имеющиеся ресурсы для реализации поставленной цели. Способность к творчеству ценилась всегда и везде.
Развитие компетентностей, как результата образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия очень важно на данном этапе развития образования в нашей стране. Формирование компетенций ведет не к смене содержания образования, а к изменению технологий, используемых учителем на уроках.
В природе каждого человека заложен определенный потенциал внутренних возможностей. Моя задача, как учителя,- раскрыть эти способности и постараться развивать их. Основой для правильного развития индивидуальности является выбор учителем системы обучения, которая основывается на развитии сил учащегося.
Исходя из определённых личностных качеств, необходимых выпускнику школы, я ставлю перед собой цель:
Помочь сформироваться учащемуся как личности, умеющей самостоятельно добывать и применять знания, разрешать любые проблемы, свободно адаптироваться в обществе.
Среди огромного множества новых педагогических технологий применяю те, которые помогают в решении моей педагогической цели, сочетаю формы и методы обучения для реализации задач по формированию личности. Я использую следующие технологии:
проблемное обучение
игровую деятельность
групповое самостоятельное обучение
проектное обучение
мониторинг уровня обученности.
Содержание курса биологии позволяет ребенку в сотрудничестве с учителем познавать окружающий мир, раскрывать тайны природы, изучать закономерности развития природы, устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира.
Очень интересным по своему содержанию является курс биологии в 6-7 классах. Учащиеся знакомятся со строением, разнообразием и особенностями физиологических процессов у представителей разных царств живой природы.
Очень часто использую групповые технологии. В этом возрасте у учащихся ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребята уже могут подчинять свою деятельность интересам коллектива, но в тоже время могут выражать своё мнение. При изучении некоторых тем я организую самостоятельную работу в группах. Выполняя проблемное задание в группе, ученик расширяет поле решений, прогнозирует свои действия и осознает свои потребности. У него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, то есть развивается интеллект.
Используя игровую деятельность учащихся, я решаю очень сложные задачи – развитие интереса к предмету, понимание роли человека в природе, изучение признаков и свойств живых организмов. Сам термин «игра» соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, и связывают этот процесс с положительными эмоциями. Одна и та же игра может быть:
обучающей;
коммуникативной
развлекательной
Интеллектуальные игры способствуют объединению детского коллектива. Кроме того, ребята слабо знающие предмет, очень свободно чувствуют себя, участвуют в обсуждении, предлагают свои варианты ответа.
Содержание учебника по биологии ориентировано на то, чтобы ученик сам захотел, а затем и самостоятельно освоил содержание предмета. Мне, как учителю, остаётся только организовать деятельность учащихся и при необходимости предоставлять им средства познания. Очень важно при этом чтобы ученик понимал материал, а не вызубривал его. Поэтому я постоянно использую на уроках вопросы проблемного характера и задания типа «третий лишний», которые требуют от учащихся не просто суммы определённых знаний, а умения владеть информацией, анализировать и делать выводы. Такая деятельность имеет несомненный развивающий эффект и интересна подавляющему большинству учащихся
Начиная с 5 класса, я учу детей составлять схемы, таблицы с использованием материала учебника, дополнительной литературы и наглядных пособий. Эта работа помогает систематизировать материал и позволяет облегчить и уменьшить объём домашнего задания, так как ребятам стоит просмотреть итоги своей работы в классе, и у них формируется полная картина изучаемой темы.
Очень сложными являются вопросы по определению расположения организмов в системе живой природы. Эту тему я постоянно повторяю при изучении новых таксономических единиц. В форме игры ребята очень быстро запоминают основные таксономические единицы и охотно самостоятельно придумывают задания друг для друга. Например, предлагается найти закономерность в расположении карточек, на которых записаны систематические категории и видовые названия растений и животных. Для изучения вопросов биоразнообразия живой природы я организую самостоятельную работу учащихся или в классе, или во время проведения экскурсий, или во внеурочное время. Ребята готовят сообщения, учатся описывать объекты живой природы по определённому плану, составляют проблемные вопросы и кроссворды. Такие задания, по моему мнению, учат работать с книгой, извлекать наиболее существенные знания и свободно ориентироваться в большом потоке информации. При опросе я использую задания, в которых необходимо найти соответствие или необходимо из списка определений выбрать признаки, характерные для данного объекта.
В содержании школьного биологического образования важное место занимают физиологические понятия. Из года в год они развиваются и обогащаются, рассматриваются в новых связях и отношениях, раскрывается их сущность. Легче усвоить эти вопросы позволяет эксперименты и опыты, которые учащиеся ставят во время уроков биологии.
Результаты совместной работы с учениками сказываются и на результатах тестирования и выполнения контрольных работ. В 7-х классах качество знаний – 40%, успеваемость составляет – 90%.
Ежегодно выпускники выбирают для сдачи экзаменов биологию и показывают хорошие результаты. В прошлом учебном году из 21 выпускника восемь сдавали биологию. Средний балл составил- 56,37 балла ( по району 50 баллов). Годовые оценки подтвердили 5 учеников(63%). За прошедшие 3 года % качества вырос с 25% до 63%, успеваемость - 100%
Нынешние поколения выпускников должны овладеть компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: пониманием различий, уважением друг друга, способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном решении вопросов. Ребята, покидая стены нашей школы, обладая ключевыми компетенциями, легко осваиваются в новой обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности
Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....
Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий
в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...
Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ
содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии
Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...