Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии на тему
Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности
(Из опыта исследовательской работы учителя биологии/экологии
МОУ «СОШ п. Возрождение» Мурашковой Г. А.
(категория- высшая)
Информация об опыте.
- Наименование опыта.
Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии / экологии и во внеурочной деятельности.
- Сведения об авторе опыта.
Мурашкова Г.А. работаю в МОУ «СОШ п. Возрождение» с 1994 года, пед. Стаж 18 лет
Занимаемая должность – учитель биологии/экологии.
Преподаю биологи в 5-11 классах и экологию в 5-9 классах.
Являюсь руководителем экологического клуба «Росинка» и МО естественно – научного цикла МОУ 2СОШ п. Возрождение»
- Условия возникновения становления опыта.
Работу над данной темой я начала в 2005 году в качестве учителя биологии/экологии МОУ «СОШ п. Возрождение» В классах обучаются ребята с различными способностями, поэтому моя задача как учителя помочь каждому ученику самостоятельно развивать и совершенствовать свои индивидуальные качества, обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и научить использовать полученные знания в повседневной жизни
- Актуальность опыта
Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Цель современной школы –подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен научиться получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение поставленной цели в современной школе может быть достигнуто с помощью разнообразных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Биология является учебным предметом, который знакомит школьников с уникальным явлением – жизнью во всех её проявлениях. Формирует понимание природных предпосылок физического и духовно –нравственного здоровья человека.
Этим и обусловлен выбор темы моего опыта.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Создание условий успешной, сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приёмов, направленных на формирование способности учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и применению полученных знаний в повседневной жизни. Это достигается путём оптимизации воспитательного процесса через использование современных образовательных технологий.
- Теоретическая база опыта
Цели образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
- Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения в познавательной деятельности.
- Принцип активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи
- Принцип повторения предусматривает вырабатывание динамических стереотипов в результате многократных повторений.
- Принцип доступности и индивидуализации опирается на индивидуальные особенности обучения и воспитания, педагог планирует и прогнозирует всестороннее развитие ребёнка
- Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей формирует двигательные способности и функциональные возможности ребёнка
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения
- Принцип активного обучения заключается в повседневном использовании активных форм и методов обучения(обучение в парах, групповая работа, исследовательская и проектная деятельность…)
- Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой предполагает приучать учащихся применять свои знания на практике. Используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место практического применения.
В целях оптимизации учебно – воспитательного процесса в своей работе я применяю следующие средства:
- двигательной активности(физминутки, эмоциональные разрядки и минутки
покоя)
- гигиенические средства(проветривание и влажная уборка кабинета
- привлечение краеведческого материала
- учебное сотрудничество
- игра как средство оптимизации учебно – воспитательного процесса
Технология опыта
Чтобы достичь результатов работы, возникла необходимость поиска
эффективного применения образовательных технологий. В практике своей
работы я использую элементы новых педагогических технологий: проблемного
обучения разноуровневого обучения информационно –коммуникативные…
На уроках и во внеурочной деятельности ребята стараются высказывать свои
мысли, делиться опытом. Стараются сотрудничать друг с другом и со мной.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Среди основных тенденций современного образования важную роль играет
Развитие самостоятельной деятельности учащихся. Для организации активной
самостоятельной работы учащихся на уроках я использую разнообразные
индивидуальные дидактические средства: информационные тексты, карточки,
инструкции для проведения лабораторных работ, контрольные вопросы.
Проблемное обучение
В свое работе я использую групповую работу. Каждой группе предлагается одна
своя проблема. Учащиеся получают текст. Работают над проблемой. Затем
организуется общее обсуждение и ребята делают выводы по данной проблеме.
При работе с группой снимается проблема у детей с низким уровнем знаний.
У учащихся появляется уверенность в своих силах, чувство собственного
достоинства, что сказывается на общем положительном отношении к учёбе.
Практика показала, что использование проблемного обучения позволяет создать
условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает
необходимость необдуманного неосмысленного запоминания учебного материала
Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а самое главное
сохраняется интерес к изучаемому предмету. В целях упрощения домашнего
задания предлагаю варианты по выбору.
Интеграция образования на основе межпредметных связей
При подготовке к урокам и внеклассных мероприятий я стараюсь подбирать
материал, который бы не оставлял учащихся равнодушными. Способствовал
их интеллектуальному развитию создавал, положительный эмоциональный
настрой.(видеофильмы, стихи, загадки…)
особое внимание уделяю краеведческому, экологическому материалу и материалу
по сохранению здоровья. Это не только расширяет кругозор школьников, но и
способствует их эстетическому воспитанию, даёт возможность понять красоту
природы, а осознание её беззащитности порождает в детских сердцах добрые чувства
ко всему живому и активную жизненную позицию – сохранить эту красоту.
Здоровьесбережение
Немаловажное значение для здоровьесбережения учащихся играют уроки –
экскурсии, подвижные игры, работа на пришкольном участке… для учителя
в учебно – воспитательном процессе важно не только дать ребёнку определённые
знания, но и научить его методам и приёмам самообразования, умению пользоваться
полученной информацией в повседневной жизни
Информационно – коммуникативные технологии
На уроках и во внеклассной работе использую информационно – коммуникативные
технологии. Которые расширяют возможности активизации деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность
Особое место в моей работе занимает внеклассная деятельность по биологии и
экологии. Внеклассные мероприятия повышают познавательный интерес к
предметам, формируют у учащихся экологическую культуру и навыки по
здоровому образу жизни.(тематические вечера, конференции, круглые столы, устные
журналы, проекты, экологические акции…)
В школе функционирует экологический клуб «Росинка»
Результативность опыта
- положительная динамика качества знаний учащихся по годам обучения;
- победы школьников в предметных олимпиадах и научно –практических
Конференциях;
- высокие результаты участия в творческих конкурсах и смотрах различного уровня;
- поступление выпускников в ВУЗы и СУЗы;
- выбор учащимися предмета биология в качестве итогового экзамена;
- доброжелательный психологический климат на уроках;
В результате мониторинга обученности классов, в которых я работаю на протяжении нескольких лет выявлена позитивная динамика учебных достижений. Отмечен рост уровня обученности и воспитанности в исследуемых классах. А так же применение в моей работе различных образовательных технологий позволило добиться повышения качества учебно – воспитательного процесса. Что несомненно сказалось на уровне детей.
Таблица1
Позитивная динамика учебных достижений по биологии
Учебный год | Количество обучающихся детей | класс | Успеваемость по предмету (в%) | Количество% обучающихся успевающихся на «4» и «5» |
2006-2007 | 20 | 6 | 100 | 75 |
2007-2008 | 20 | 7 | 100 | 77 |
2008-2009 | 20 | 8 | 100 | 79 |
2009-2010 | 20 | 9 | 100 | 80 |
2010-2011 | 17 | 10 | 100 | 80 |
2011-2012 | 17 | 11 | 100 | 85 |
Таблица 2
Победители и призёры предметных олимпиад по биологии/экологии
№ | Ф.И.О. | Год | Класс | предмет | место | уровень |
1 | ||||||
2 | Санжапова Чапланов Афанасьева | 2007-2008 | 7 | Биология Экология Экология | 2 3 3 | Школьный Школьный |
3 | Санжапова Чапланов Афанасьева | 2008-2009 | 8 | Биология Экология Экология | 3 2 3 | Школьный Школьный |
4 | Ахмедова Тулякова | 2009-2010 | 9 | Экология Экология | 2 3 | Школьный Школьный |
5 | Ахмедова | 2010-2011 | 10 | Экология | 3 | Муниципальный |
6 | Базаров Козлова | 2011-2012 | 6 8 | Биология Экология | 1 3 | Муниципальный Муниципальный |
Таблица 3
Победители, призёры, лауреаты творческих конкурсов
№ | Ф.И.О. | класс | год | конкурс | Уровень конкурса | место |
1 | Члены клуба «Росинка» | 2007-2008 | Неделя защиты животных Живой мир леса | Региональный Региональный | ||
2 | Чапланов | 9 | 2008-2009 | 120 лет Вавилову | Региональный | |
3 | Члены клуба «Росинка | 2008-2009 | Неделя защиты животных | Региональный | ||
4 | Санжапова Афанасьева | 9 8 | 2009-2010 | Научно – практическая конференция | Муниципальный Муниципальный | 1 2 |
5 | Скрябина Ахмедова Строкина Коваль Ахмедова Шкарин Собецкая | 8 10 6 8 10 10 10 | 2010-2011 | Научно – практическая конференция Викторина Викторина Интеллект- экспресс Научно – практическая конференция Научно – практическая конференция | Муниципальный Муниципальный Муниципальный Муниципальный Всероссийский Муниципальный Муниципальный | 1 2 2 3 Лауреат 1 2 |
6 | Шкарин Ахмедова Нурекенова | 2011-2012 | Научно – практическая конференция Научно – практическая конференция Научно – практическая конференция | Региональный Муниципальный Муниципальный | 1 2 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»
Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...
«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».
Выступление на педагогическом совете на тему "Микроклимат на уроке". Изучаются и рассматриваются важнейшие аспекты поведения учителя и ученика на уроках....
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....
Мультимедийный урок как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете...
педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса
Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных мин...