Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хамаганова Долгоржап Балбарсуруновна

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_organizatsii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые

в учебном процессе на уроках биологии и химии

     В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. Для решения этих задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.

    По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов к теоретическим выводам) аналитический, и др. По дидактическим целям -  методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении – словесные, наглядные, практические материалы.

   По характеру познавательной деятельности преобладают: объяснительно - иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

    На своих уроках часто использую прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.

Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание  активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы. На своих уроках применяю различные современные педагогические технологии:

  • Технология критического мышления
  • Проблемные уроки
  • Урок «мозговой штурм»
  • Урок деловая игра
  • Урок лабораторная работа
  • Урок презентации
  • Урок практикум
  • Урок проектов
  • Интегрированные уроки

Метод беседы может быть использован при фронтальной проверке знаний учащихся на первом этапе урока; в ходе выявления новых знаний после работы с учебной литературой; на отдельном уроке при обобщении изученной темы.

Методы самостоятельной работы– это вид деятельности учащихся, состоящий из действий и операций, которые формируются под контролем учителя. Организация самостоятельной работы учащихся придает обучению исследовательский характер. К этим методам относятся работа с учебником, выполнение и наблюдение эксперимента, графическая работа учащихся, работа с техническими средствами обучения, выполнение упражнений и решение задач.

Экспериментальная работа учащихся занимает особое место в обучении, прививает интерес к предмету, делает учение более разнообразным.

Работа с графическими наглядными пособиями: с периодической системой элементов, с таблицей растворимости и др.

Работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе. В последнее время значительно возросло внимание к обучению учащихся работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярной литературой. При работе с учебником ученики не должны заучивать наизусть текст учебника. При кажущейся легкости организации работа с учебником занимает много времени на уроке, поэтому она должна использоваться на тех уроках, которые не содержат много нового информационного материала. Следует отметить особую значимость работы с учебником

на первых уроках обучения химии и биологии, целью которой является знакомство учащихся со структурой учебника, со специальными обозначениями.

Решение химических задач. Химические задачи помогают совершенствованию качества обучения, закреплению знаний, установлению межпредметных связей. Виды расчетных задач, которые должны уметь решать учащиеся, указаны в программе по химии.

Наблюдение. Это активный метод познавательной деятельности, опирающийся на работу органов чувств.

Химический эксперимент. Педагогическая ценность эксперимента в том, что в ходе его наблюдения ученик убеждается в том, что сложными химическими процессами можно управлять, что в кажущихся сначала непонятными явлениях нет ничего загадочного. В этом отношении эксперимент как метод обучения выполняет развивающую и воспитывающую функцию.

Лабораторные опыты по химии и биологии могут быть индивидуальными, групповыми (учащиеся, сидящие за одним столом, выполняют одну и ту же работу, но функции между ними распределены), коллективными (учащиеся, сидящие за разными столами, выполняют разные опыты, а затем докладывают о результатах и делают коллективные выводы). Так как лабораторная работа является частью обычного урока, она должна быть заранее тщательно продумана и технически подготовлена. Лабораторная работа может проводиться перед теоретическим объяснением для создания проблемной ситуации.

Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений. Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Моделирование. Сущность метода заключается в том, что при изучении какого- либо явления создается модель, которая служит для учеников объектом рассмотрения. Например, представление электронного облака служит моделью электрона. Желательно, чтобы модели были еще и осязаемые, то есть материальные, что позволило бы привлечь дополнительный канал поступления информации.

Экскурсия. Форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Создание проблемной ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет создать осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Метод проектов нацелен на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком из курса химии.

Использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет

• сделать урок более интересным, наглядным; применение на уроке Мультимедийных презентаций.

   Активное обучение обеспечивает вовлеченность учащихся в построение смысла на основании инструкций учителя посредством действий, при которых они должны активно вспоминать и применять знания.

В классе такие подходы реализуются через групповую работу, «имитацию» игры, определенную тематику по предмету. Активное обучение позволяет ученикам развивать процесс саморефлексии, вносить посильный вклад в работу пары или группы, чувствовать себя вовлеченным и необходимым в работе пары или группы, развивать тесные взаимоотношения со сверстниками.

Стараюсь поддержать детей, чтобы обеспечить обратную связь и оценивание прогресса всех учащихся с помощью моделирования, демонстрации, тщательных опросов, наблюдения, и игры вместе с учащимися.

Таким образом, оцениваю отдельных учащихся так, чтобы развивать потенциал и определять дальнейшие шаги в процессе обучения для каждого ученика.

   Важен ежедневный анализ собственных уроков с точки зрения того, что удалось на уроке и что не удалось, в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, что нужно дальше развивать и закреплять, положить в копилку опыта, должен стать потребностью учителя. Анализ собственных уроков, а также посещение уроков опытных учителей с последующим анализом этих уроков помогут учителю овладеть искусством проведения уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики 2021г

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства

Основные методы формы и средства деятельности учащихся...

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы и формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания

   В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, ...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания

В данной статье описываются методы, формы организациии деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания...