Факторы, определяющие выбор организационных форм и методов производственного обучения
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
начального профессионального образования
Московской области ПУ – 49 г. Жуковский
Методическая разработка
мастера п.о
С.В. Коростелева
Тема: Факторы, определяющие выбор организационных
форм и методов производственного обучения
г. Жуковский
Успешное решение учебных и воспитательных задач каждого этапа производственного обучения учащихся зависит прежде всего от того, насколько педагогически правильно (обоснованно) мастер выбирает и применяет организационные формы и методы обучения. Эффективность применяемых организационных форм и методов обучения зависит в свою очередь от того, как в соответствии с определенным этапом производственного обучения и логикой учебного процесса учитываются основные факторы, педагогически определяющие рациональный выбор форм и методов производственного обучения.
Факторы, определяющие выбор организационных форм и методов производственного обучения, направленных на оптимизацию учебного процесса, следует разделить на две группы: основные и специфические. К основным факторам следует отнести:
1.Дидактические цели обучения, которые могут быть основными, общими и частными. Основные дидактические цели обучения дикламинтируются учебной программой и профессионально-квалификационной характеристикой. Это основные цели профессионального образования. Общая дидактическая цель – это дидактическая цель конкретного урока производственного обучения. Однако каждый структурный элемент урока производственного обучения может иметь свою частную, дидактическую цель, подчиненную общей дидактической цели урока.
Так, например, на уроке производственного обучения слесарей по теме: «Опиливание» я поставлю общую дидактическую цель: «Формирование навыков опиливания частной дидактической целью одного из структурных элементов этого урока может быть обработка конкретного рабочего приема.
2.Особенностью содержания учебного материала курса производственного обучения конкретной профессии. Условно их можно разделить на две группы:
- особенности содержания учебного материала, специфические для данного этапа обучения (учебный материал, используемый для формирования простых профессиональных умений, навыков и сложных умений, различен, что и определяет выбор организационных форм и методов обучения);
- особенности содержания учебного материала, связанные с дидактическими характеристиками основных групп учебного материала курсов производственного обучения («учебный материал, в процессе изучения которого происходит общее ознакомление с содержанием общей профессии; материал, при изучении которого осуществляется практическое ознакомление с оборудованием и инструментом, формируются умения и навыки управления и работы с ними; учебный материал, при изучении которого учащиеся овладевают приемами безопасного выполнения отдельных видов работ; материал, раскрывающий перед учащимися принципы организации рабочего места и процессах труда; учебный материал, при изучении которого учащиеся овладевают навыками выполнения отдельных видов работ по специальности»).
3.Особенности обучения определенной профессии, связанные с различными соотношениями интеллектуальных и практических действий в содержании труда по конкретной профессии, с механизацией и автоматизацией трудовых процессов, с возможностью использования в качестве учебных единиц отдельных компонентов трудового процесса, а также с результатами анализа социально-экономической значимости конкретной профессии.
Организационные формы и методы обучения направлены на решение задач всестороннего развития личности учащихся. При правильном выборе они превращаются в условия, обеспечивающие управление развитие будущих рабочих.
К специфическим факторам, влияющим на эффективность выбора организационных форм и методов производственного обучения, прежде всего следует отнести психологические особенности учащихся, а также уровень педагогического и профессионального мастерства мастера производственного обучения.
Как известно, усвоения знаний, формирование умений и навыков начинается с восприятия учебной информации, которое должно быть соответствующим образом, организационно. Организация восприятия осуществляется с помощью различных методов, и зависит от источника информации (словесного, наглядного, практического). В восприятии учебной информации есть черты специфические и общие. Восприятие учащимся любого учебного материала требует проявление с его стороны активности: если мыслительные процессы протекают более интенсивно, то значения, умение и навыки формируются на требуемом уровне. Рациональное использование методов обучения состоит в обеспечении таких условий, при которых устанавливаются подвижные связи между образными, логическими и действительными компонентами мышления. Это имеет особенно важное значение для профессиональной подготовки учащихся, одной из своих задач, которые являются развитием технического мышления учащихся.
Внимание представляет собой сосредоточенность психики, сознания на определенном объекте. Условием устойчивого внимания является такое свойство восприятия, как выделение предмета из фона, сосредоточение на нем. Учебный процесс отличается многообразием изучаемых объектов. Все они являются источником восприятия для учащихся. Направить внимание учеников на тот или иной объект, действия, выделить тот, который имеет наибольшую значимость в учебном процессе, - значит организовать его восприятие. Объектом вниманием ученика на уроке могут быть не только те явления, на которые стремится направить его психическую деятельность мастер, но и его собственное психическое состояние, мысли, настроение. В значительной мере внимание зависит от самочувствия учащегося. Так, состояние усталости может препятствовать возникновению устойчивого внимания. Возможные колебания внимания, мешающие сосредоточится на главном.
Значение особенностей внимания отдельных учащихся или группы в целом необходимо мастеру для того, чтобы при организации урока, определение его структуры выбрать оптимальные сочетания организационных форм и методов производственного обучения.
Овладение системой Знаний, умений и навыков зависит от активности и самостоятельности учащихся. Активность в овладении знаниями готовность применять, их – важное условие превращение знаний в убеждения. Показателем сформированности убеждений может служить творческое мышление, отличающееся самостоятельностью суждений, их логической последовательностью, правильным подбором аргументов и доказательства.
Средства наглядности не утрачивают своего значения на всех этапах производственного обучения. Выбор средств наглядности обусловлен не только характером учебного материала, но и психологическими особенностями его усвоения. Переработка информации в процессе учебной деятельности проходит ряд этапов, первой из которых составляет память, второй – мышление, третий – практическое действие. Для того чтобы учащийся научился перерабатывать информацию на уровне не творческого мышления, необходим определенный исходный уровень переработки материала.
Содержание учебного материала становится доступнее в том случае, если его восприятие опирается на наглядные объекты ( не только натуральные объекты, но и наглядные пособия в виде схем, диаграмм, всевозможных графиков и т. д.) Соотношение, чувственного и логического в жизни человека имеет важное значение для приобретения им практического опыта.
Существуют определенные психолого-педагогические требования к средствам наглядности, применяемым в учебных целях. К ним относятся: новизна, соответствие к возрасту и уровню знаний обучаемых красочность оформления. В основе этих требований лежат психологические закономерности восприятия. Выбор средств наглядности, способствующих эффективному воздействию на учащегося, обусловлен дидактическими целями.
Использование практических методов направленно на выработку у учащегося профессиональных знаний и навыков. Кроме того, с помощью этих методов происходит формирование интеллектуальных умений, которые необходимы как для условия теоретического, так и связанного с производственной учебной деятельностью материала. В этом случае источником информации являются практические действия учащегося. Выработка умственных навыков, трудовых навыков и умений, необходимых для овладения профессиональным мастерством, происходит в процессе упражнений.
Когда речь идет о профессиональных умениях являющихся выражением уровня мастерства, подчеркивают роль установления взаимосвязей между теоретическими и практическими знаниями. Несмотря на это что практические навыки вырабатываются путем упражнений и в конце концов становятся автоматизированными, для мастерства характерно глубокая осознанность этих взаимосвязей. Для подростков поступающих в профтехучилище, характерны черты негативизма, критического отношения окружающему. Поэтому в процессе обучения показ способов выполнения рабочих приемов обязательно должен сопровождаться аргументированным объяснением.
В любом виде деятельности большую роль играет наблюдение и наблюдательность. В условиях сочетания общего и профессионального образования эти качества приобретают важное значение. К условиям, обеспечивающим формирование у учащихся наблюдательности, относятся: систематическая постановка мастером конкретной задачи перед учащимся развитие у него умения подмечать в соответствии с задачей главное, существенное, способности к актуализации знаний о наблюдаемом объекте. Трудно отдать предпочтение какому-либо из предметов обучения по его значимости для развития у учащихся наблюдения и возникающего на его основе такого качества личности, как наблюдательность. Очевидно, речь должна, идти в этом случае о совокупности методов обучения.
Все эти психологические особенности учащихся должны учитываться мастером производственного обучения при выборе организационных форм обучения. При этом мастер должен учитывать не только индивидуальные психологические особенности каждого отдельного учащегося учебно-производственной группы, но и психологические особенности коллектива учебно-производственной группы в целом. В этом случае мастеру обязательно следует принимать во внимание характер межличностных отношений в конкретной учебно-производственной группе, оказывающих значительное влияние на учебный процесс.
Как уже подчеркивалось выше, больше практическое значение имеет также такой фактор, как педагогическое и профессиональное мастерство мастера производственного обучения, характеризующиеся уровнем сформированности профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков, взаимосвязи между ними продуктивностью их реализации мастером; гибкостью, оперативностью, терпением, проявляющимся при их использовании в конкретной педагогической ситуации и в учебном процессе в целом; творческим подходом к использованию всех психолого-дидактических средств и факторов, объективной оценкой собственных возможностей для оптимизма процессов обучения.
Психологические особенности мастерства проявляются в развитии отдельных качеств и свойств личности мастера. Прежде всего здесь следует говорить об уровне профессиональной направленности личности мастера производственного обучения, о его профессиональных интересах и потребностях, которые должны соответствовать мировоззрению передового человека, ответственностью подошедшего к выбору своей профессии, систематически проявляющего творческий подход к своей профессиональной трудовой деятельности.
Большое значение имеет наличие у мастера способностей не только в области конкретной производственной специальности, но и в сфере педагогики, а также стремления к постоянному самоусовершенствованию в качестве мастера, обучающего будущих молодых рабочих, формирующего личность каждого из своих учеников в процессе обучения.
Мастерство требует также высокоразвитого восприятия, наблюдательности памяти, мышления, воображения, терпения и т. д., особенно в сфере деятельности, связанной с конкретной профессией, умения эффективно и рационально использовать свои свойства для оптимизации обучения своих воспитанников, творческого подхода к этому процессу.
Учет мастером производственного обучения всех общих и специфических факторов, определяющих выбор организационных форм и методов обучения, их психолого-дидактической природы, знание психологических особенностей учащихся помогут ему педагогически правильно организовать обучение с помощью форм и методов, оптимизирующих учебный процесс в целом и на каждом отдельном его этапе.
Используемая литература
Педагогика – А.С. Лында
Методика трудового обучения – А. С. Лында
Пути формирования личности будущего рабочего – А. П. Сейтешев
Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров - Н. И. Думченко
Проблемы дидактики производственного обучения – Н. И. Думченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как избежать педагогических ошибок при выборе форм и методов в обучении и воспитании учащихся в ДШИ»
Артур Шнабель – авторский пианист и педагог говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Важнейшей...
Формы организации уроков производственного обучения
Дана характеристика оновных видов уроков производсвтенного обучения....
Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...
Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...
Совершенствование содержания, организационных форм и методов воспитания через использования ИКТ
Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д.,...
Основные формы и методы активного обучения
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопро...
Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения
Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...