Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.
Что такое инновационное обучение, в чем его особенности как метода, методы инновационного обучения – вот основной круг проблем, поднимаемых автором.
В работе большое внимание уделяется таким приемам, как дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластер, эссе, метод проектов.
Среди нетрадиционных уроков выделяются урок-семинар, урок-исследование, урок-практикум, урок-зачет, урок-игра.
Также делается акцент на использование нестандартных творческих элементов традиционного урока, на нетрадиционные формы домашнего задания.
Работа может быть полезна начинающим учителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гриценко Н.В.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №109 Приморского района
Санкт- Петербурга
Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения.
Аннотация
Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.
Что такое инновационное обучение, в чем его особенности как метода, методы инновационного обучения – вот основной круг проблем, поднимаемых автором.
В работе большое внимание уделяется таким приемам, как дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластер, эссе, метод проектов.
Среди нетрадиционных уроков выделяются урок-семинар, урок-исследование, урок-практикум, урок-зачет, урок-игра.
Также делается акцент на использование нестандартных творческих элементов традиционного урока, на нетрадиционные формы домашнего задания.
Работа может быть полезна начинающим учителям.
Содержание
- Введение
И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Интерес – основной стимул деятельности ребенка. Новые требования общества к школе. Актуальность инновационного обучения. Цели и задачи, технологии и принципы инновационного обучения.
2. Основная часть. Методы инновационного обучения
- Подробно о некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления:
дискуссия,
чтение с остановками и вопросы Блума,
кластер,
эссе,
метод проектов.
- Нетрадиционные уроки:
урок - семинар,
урок- исследование,
урок- практикум,
урок- зачет,
урок- игра.
- Использование нестандартных, творческих элементов традиционного урока:
лексический диктант или диктант- кроссворд,
составление загадок
комментированное письмо,
задание «найди лишнее».
- Наглядность. Схема - опора.
- Нетрадиционные формы домашнего задания.
- Заключение
Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
1. Введение
«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
Бернард Шоу
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения.
Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями, как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:
- Адамского (раскрепощение личности ученика),
- B.Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя),
- А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования,
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания,
- использование личностно ориентированного обучения,
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика,
- соответствие социокультурной потребности современного общества;
- самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся,
- формирование личностных качеств учащихся,
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества,
- развитие различных типов мышления,
- формирование качественных знаний, умений-навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса,
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя,
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению,
- включение учащихся в креативную деятельность,
- тщательный отбор материала и способ его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение,
- проблемное обучение,
- развитее критического мышления,
- дифференцированный подход к обучению,
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество),
- усвоение знаний в системе,
- нетрадиционные формы уроков,
- использование наглядности.
2. Основная часть
Методы инновационного обучения
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд,
- опорный конспект,
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления),
- мозговая атака,
- групповая дискуссия,
- чтение с остановкам и вопросы Блума,
- кластеры,
- синквейн,
- продвинутая лекция»,
- эссе,
- перепутанные логические цепочки,
- медиапроекты,
- дидактическая игра,
- лингвистические карты,
- лингвистическая аллюзия (намек),
- исследование текста,
- работа с тестами,
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Теоретико-методической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи: гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А.Волович, З.Г.Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциация обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов- Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы,
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию,
- осмыслить ее,
- соотнести с уже имеющимися знаниями,
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации,
- присвоение нового знания, новой информации учеником,
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
- обмен первичной информацией,
- выявление противоречий,
- переосмысление полученных сведений,
- сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача - обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).
Подготовительная работа:
- Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема),
- динамичный, событийный сюжет,
- неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
- Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
- Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы,
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»),
- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум,
- дать волю воображению и интуиции,
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут,
- постараться построить как можно больше связей,
- не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе- очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме,
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы - психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем-то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11 классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.
Для учебных проектов важно:
- определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности,
- обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации,
- выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы,
- сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов,
- опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста),
- осуществить практическое выполнение плана проекта,
- подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
урок – семинар,
урок – лекция,
урок – беседа,
урок – практикум - урок – экскурсия - урок – исследование - урок – игра,
урок – КВН,
урок - защита проекта,
урок – диспут,
урок – конференция,
урок - театрализованное представление,
урок – маскарад,
урок – путешествие,
урок - зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
- ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения),
- осмысление и выбор микротем,
- создание творческих групп,
- подбор материала к семинару,
- консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара),
- систематизация и обобщение материала,
- выступление творческих групп на семинаре,
- конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений,
- выполнение практического задания,
- обсуждение выступлений творческих групп,
- подведение итогов,
- оценивание работы,
- объяснение домашнего задания.
Так в 10-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева можно провести семинар по теме «И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе».
Цель урока: познакомить учащихся с новыми литературными жанрами, особенностями тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, отразившегося в его «закатных» работах. Вследствие того, что урок итоговый, заключительный по теме, в начале урока ребятам нужно предоставить возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Тургеневе. В дальнейшем ученики работают по группам: ребята готовят сообщение о последних годах жизни великого русского писателя, останавливаясь подробнее на тех обстоятельствах его жизни, которые способствовали обращению к столь необычному жанру; другие знакомят класс со стихотворениями в прозе как жанром литературы, отметив его особенности, сравнив с такими «близкими» жанрами, как верлибр, афоризм, белый стих. Тут же ребятам можно было предложить практическое задание - определить жанр прозвучавших произведений, которые подбираются учениками, работающими в этой группе, и на основе сделанных записей обосновать свой выбор. Ребята, работающие в остальных группах, знакомят с историей создания, художественными особенностями нескольких стихотворений И. С. Тургенева («Старуха», «Стой», «Как хороши, как свежи были розы...»). Задачей этих учащихся будет не только художественное исполнение маленьких шедевров Тургенева (последнее стихотворение в прозе исполняется на фоне музыки), анализ лирических произведений, но и определение их места в жизни автора, мотивов, послуживших их созданию, показать, что волновало писателя в последние годы жизни, как это отразилось в его «лирическом дневнике».
На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже в 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.
Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается прежде всего в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов.
Этапы подготовки и проведения урока-исследования по русскому языку:
- выбор текстов,
- составление плана анализа текста,
- предварительная работа с произведением,
- создание творческих групп,
- дифференцированное распределение отрывков,
- исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»,
- подготовка группы к «защите» исследования,
- представление текста (художественное чтение) одноклассникам,
- лингвистический анализ отрывка,
- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами,
- подведение итогов урока; оценивание работы учащихся,
- объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.
На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Этапы урока-практикума:
- экскурсия, наблюдения за природой,
- знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами,
- обсуждение увиденного,
- творческая работа учащихся,
- чтение сочинений (по желанию),
- обсуждение и рецензирование творческих работ,
- исправление и доработка сочинений,
- объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).
Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.
«Мы почти не учим говорить», - высказал свое отношение к состоянию обучения еще в начале века лингвист и методист В.И. Чернышев. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не по тому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.
Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно проследить, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.
За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.
Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.
В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и "янтарное колье", и "золотой дождь", и "шуршащий ковёр" и «златогривые листочки». Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим - выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке "словариками".
Сочинение-миниатюра по пословице - тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.
На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.
Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.
Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехрестоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.
Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым» и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал (как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа,
- лингвистическое исследование текста,
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям,
- рисование обложек к литературным произведениям,
- художественное чтение,
- инсценировка художественного произведения,
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров,
- продолжение неоконченных произведений,
- наблюдение за природой,
- подготовка словарных диктантов,
- составление вопросника к зачету по теме,
- составление конспекта, опорных таблиц,
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
3. Заключение
Таким образом, инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего фортепианного обучения
Статья о роли ансамблевого музицирования в развитии творческих способностей и углублении музыкального опыта учащихся....
Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене
Опыт реализации принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...
Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения
В работе рассматривается ансамблевое музицирование как сроедство всестороннего развития учащихся...
Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...
Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»
Работа содержит теоритический материал , важное место в курсовой работе отводится практике - ( блоку из опыта работы)...
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...
Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения
Методическая разработка, посвященная проблеме роли ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения. Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания...