«Как избежать педагогических ошибок при выборе форм и методов в обучении и воспитании учащихся в ДШИ»
методическая разработка по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

Артур Шнабель – авторский пианист и педагог говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».

       Важнейшей задачей, стоящей перед каждым преподавателя является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Как избежать педагогических ошибок при выборе форм и методов в обучении и воспитании учащихся в ДШИ»

       Всякая педагогика определяется ответами на 4 вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, и как учить.

       Артур Шнабель – авторский пианист и педагог говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».

       Важнейшей задачей, стоящей перед каждым преподавателя является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

       Дело, пожалуй, идет к тому, что мы обучаем всех желающих (у кого есть возможность за это платить), а не только специально отобранных способных, умных, усидчивых и увлеченных детей.

       Мы работаем в провинции, в поселке. Детям, живущим здесь, катастрофически не хватает достойных впечатлений: они лишены возможности услышать «живьем» оперу, концерты симфонической музыки, увидеть выставки, спектакли и т.д.

       В основном всю информацию они получают через – телевизор, магнитофон, видео.

        В ряде случаев родители не в состоянии приобрести инструмент. Работая в таких условиях, можно, конечно, жалеть себя, проклинать «эту дыру», но можно и поблагодарить судьбу за то, что вынуждает думать, совершенствоваться. И стоит ли сетовать на «профнепригодность» большинства учеников, если основная задача школы искусств любовь к искусству (и лишь в отдельных случаях – давать старт будущим профессионалам).

       Обеспечить, развить, не погубить любовь к музыке, живописи, танцам, любовь к занятиям – вот чем в первую очередь должен быть озабочен педагог.           Стоит упустить из виду эту цель, и из стен школы может выйти человек, ненавидящий свой инструмент, сдав выпускной экзамен, он никогда больше не играет на нем. Способному учиться легче, способного легче учить. Неспособного учить трудно. А ему каково? Но несомненно, что и таких детей можно обучать в атмосфере радости, обеспечить и для них возможность успеха и связанных с ним радостных переживаний. Для этого нужно помочь каждому ребенку преодолеть свое несовершенство, «перехватить» природу, которая не всем дает нужные качества. Но как? Методическая литература – бесспорно – должна быть постоянным помощником преподавателя.

        Педагог должен быть в постоянном поиске – как помочь ребенку добиться успеха?

 Ежедневно принимать с благодарностью уроки, которые дают нам наши способные и неспособные ученики, и наши дети! Ведь каждый ребенок – это следующая ступень  образования. Это не только мы создаем детей, но и они создают нас.

       Настоящий педагог не  действует по принципу «Разделяй и властвуй». Должно быть как в семье – ученики – дети у матери: она всех их любит, но одному надо сделать больше по его же особенностям развития, по требованию творческой ситуации или по возрасту. Отношения – заинтересованные и пристрастные.

        По необходимости и по цели строится это творческое объединение. Педагог искренне хочет воспитать в каждом своем ученике такую личность, которая в них заложена. Он стремится развивать уникальность каждого.

        Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог, прежде всего, лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он  обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

         Музыкантам – педагогам необходимо изучение хотя бы элементарных основ современной психологии, знание которых поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика при встрече с различными индивидуальными качествами – психологическими и физиологическими, что требует гибкого приспособления методов обучения и воспитания к особенностям нервной деятельности данного индивида.

        К психологическому содержанию музыкального обучения особенно близко определение психолога Д. Узнадзе: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но и то и другое».

       Педагогу помогут 3 метода, с помощью которых,  психология изучает черты и особенности деятельности личности (ученика).

       Первый – наблюдение – выявив психологический склад ученика, педагог ищет к нему подход.

       Второй – беседа – вся информация – через слово.

       Третий – весьма существенный в педагогической работе эксперимент (наблюдаем, беседуем, придумываем, как воздействовать).

        Известно, что одно и тоже явление на различных людей оказывает разное воздействие и, если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей.

       Серьезным усилием воли поставим нашу воспитательную работу так, - скажем себе, что мы отвечаем за достоинство ребенка. Сосредоточимся на достоинствах – и они сами вытеснят недостатки. Воспитывать – значит создавать и только создавать. Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребенка о себе самом как о достойном человеке. Найти в человеке человека – не в этом ли смысл воспитания?

        Однажды хитроумные психологи провели такой опыт. Они пришли в класс со множеством своих приборов для изучения детей. Изучали долго на глазах учителя и детей и, в конце концов, сообщили преподавателю, по исследованиям такие-то ученики в будущем году покажут особые успехи. На самом деле они ничего не изучали – видимость, спектакль. Кандидаты выбраны - случайно.

         Этот опыт повторяли много раз и с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали невероятный рост способности.

         Достаточно учителю было поверить в возможность такого роста, как он тут же наступал.

         Доброжелательность и сочувствие должны быть безграничны. Просто нехорошо сердиться  на ребенка, которому что-то не удается. Требовать и запрещать – бесполезно.

         Жизнь сейчас весьма жестока к маленькому человеку, полную безопасность не все ощущают даже дома, что уж говорить об улице, о школе (сравнение), так пусть же уроки в школе  искусств будут «островком безопасности» в море жизненных бурь, конфликтов, испытаний.

         Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.  В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестал учиться, в нем умирает учитель.

Подготовила О.Е. Берлева, преподаватель фортепианного отдела ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся»

Обобщение опыта на уровне школы. Результат 3-летней работы над темой, содержит много практических заданий для урочной работы по биологии, химии, географии....

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе

Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе детского сада...

"Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы"

Способы  формирования   метапредметных результатов  учащихся  на уроках  математики...