Как делать интересные доклады и выступления
методическая разработка на тему

Куринный Алексей Вячеславович

Многие школьники, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_delat_interesnye_doklady_i_vystupleniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как делать интересные доклады и выступления

Здравствуйте, уважаемые ученики!

Когда вы хотите получить хорошую оценку, один из самых интересных способов – подготовить хороший доклад.

Но многие, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

Выступление должно захватить внимание слушателей и провести его по тому сценарию, который заранее определили вы – выступающий.

(Или, конечно, выступление может перерасти в беседу со своими непредсказуемыми поворотами, где и вы как выступающий получаете что-то новое... Но сейчас рассмотрим самый простой вариант: вы делаете небольшой доклад, а вопросы задают после него).

В бытность мою студентом, пришлось мне ходить на спецкурс по экологии, что вёл профессор Замолодчиков, Дмитрий Геннадьевич. Придя впервые на его лекцию, я снисходительно настроился поскучать. Ну, я же всё это знаю, не один год читал популярные журналы: "Химия и жизнь", "Природа и человек" и так далее. И Дмитрий Геннадьевич оправдал мои ожидания. Нарочито скучным тоном он начал рассказывать о круговороте углерода в природе, рисовать очевидную схему этого круговорота...

Спрашивается, зачем я вообще упомянул о нём? Затем, что – вдруг! – лектор неожиданно сменил тон и заинтриговал нас трудными вопросами, которые, оказывается, важны для всего нашего будущего, для человечества на всей Земле. Оказалось, что в атмосфере накапливается углекислый газ и другие "парниковые" газы, ведущие к потеплению климата. Из-за этого, по некоторым расчётам, через сотню-полторы лет уровень мирового океана поднимется метров на пятьдесят. Западную Сибирь затопит, и Северный Ледовитый Океан соединится с Каспийским морем. Самые плодородные, густо заселённые и богатые земли мира окажутся под водой. От нью-йоркской статуи Свободы останется торчать лишь факел над волнами...

И дальнейшая лекция превратилась в настоящий детектив, где сталкивались интересы разных стран: одни хотят ввести ограничения на выброс углекислого газа, другим это невыгодно, и, одна за другой, происходят встречи, согласования, подписываются протоколы – идёт настоящая война за атмосферу нашей планеты.

Дмитрий Геннадьевич оказался великолепным актёром и сценаристом. В конце лекции я подумал: "Ему бы детективы писать!". А потом подумал ещё и решил, что от этих детективов человечеству не стало бы ни тепло, ни холодно; а вот экология – нужная наука. И донести её до людей, доходчиво дать её понимание и философам, и политикам – очень важно. Поэтому профессор Замолодчиков – на своём месте. Делает нужную работу, и делает её вдохновенно: интересно для себя и заинтересовывая других.

То же самое можем делать и мы с вами: готовя выступление, найти в его теме какие-то интересные зацепки, придумать интересные повороты, способы захватить внимание слушателей.

С чего начать?

Самое интересное в любой теме – как она связана с нашей жизнью. С проблемами, которые мы решаем. С выбором, который мы делаем сегодня или в целом в нашей судьбе.

Поэтому, читая любую книжку, слушая выступление, я думаю: что это может дать практически? Как может повлиять на жизнь, мою или окружающих?

И мне малоинтересны любые фонтаны эрудиции, любые красивые рассуждения, если они не касаются практических следствий, Искусства Жизни.

Так я для себя определяю актуальность темы.

Современные научные статьи – да и не только научные – обычно начинаются с "постановки проблемы". Например, говорят о том, каково сейчас состояние исследований в данной области, какие проблемы остаются нерешёнными (актуальными). И дальше говорят о том, решением какой актуальной проблемы занимаются в этой статье.

Мы можем использовать тот же подход в наших выступлениях, это беспроигрышный приём.

Я начал эту статью со слов о том, как актуально для вас уметь делать доклады и, вообще, уметь интересно выступать перед слушателями. Речь шла о том, что вместо пересказа сухой информации мы можем сделать что-то захватывающее и интересное.

Так я поставил проблему и показал её актуальность. Дальше я привёл живой пример из жизни – это всегда интересно. И немного ещё порассуждал, осмысляя этот пример и нашу тему в целом.

Что получилось в итоге? Надеюсь, что получилось довольно интересное выступление, в то же время, я постарался сделать его коротким, без лишних деталей, без особого многословия.

Пользуйтесь этим правилом: ничего лишнего. Пусть в выступлении будет основная идея, яркий пример (или несколько примеров), понятное объяснение. Можно вместо объяснений поставить вопрос – и оставить его открытым... Пусть слушатели додумывают и решают его сами.

Можно использовать в выступлении что-то ещё, или вообще строить его по-другому. То, что я сейчас рассказал – это только вариант. Маленький кусочек искусства выступлений, искусства выражения. Я не старался впихнуть всё в одну статью. Лучше изложить одну идею, чтобы её было легко усвоить, чем пытаться навалить массу неудобоваримых сведений.

Ведь наше выступление предназначено для слушателей, наша цель – что-то донести до них, верно? И поэтому, готовя выступление, мы постоянно держим это во внимании: как это будет восприниматься? Понятно ли я говорю? Интересно ли? Нужна ли вот эта фраза, или её можно опустить? Запомнят ли что-то слушатели, или просто впечатлятся моим красноречием, артистизмом, а содержание речи забудут?

Если вы хотите что-то донести, то подчеркните основные идеи. Не стесняйтесь их повторить. Ориентируйтесь на своё понимание того, как происходит восприятие и запоминание.

Например, подбрасывайте слушателям вопросы, над которыми им захочется подумать. Тогда ваше выступление вплетётся в их мыслительную деятельность и хорошо запомнится.

Не стесняйтесь сказать очевидную, банальную вещь, если ваши слушатели не умеют этой очевидной вещью пользоваться. Например, вы мне скажете: "Алексей Вячеславович, мы и сами всё это прекрасно знаем, вы говорите банальности!"

Однако покажите мне: как вы владеете этими очевидными вещами?.. Если типичный ваш доклад – это сухой кусок текста, списанный из интернета?

Итак, для лучшего усвоения, давайте перечтём статью и подведём итоги. (Сделать это можно по-разному – в одной и той же информации, в разное время или для разных людей, главными могут оказаться совсем разные мысли. Но вот что получилось у меня:)

1. Захватить и удержать внимание.

        1.а. Красочные детали.

        1.б. Интересные повороты сюжета.

2. Актуальность.

        2.а. Как это связано с моей (нашей) жизнью.

        2.б. Постановка проблемы. Процесс её решения.

3. Примеры из жизни.

        3.а. Неплохо, если из своего опыта. (Личные впечатления).

        3.б.  (Личное отношение).

4. Обдумывание темы.

        4.а. Обобщение, выделение основных идей.

        4.б. Практические выводы.

5. Ничего лишнего.

6. Следить за тем, как у слушателей происходит восприятие.

        6.а. Подтолкнуть их подумать над чем-то.

(Тогда ваш рассказ не останется чем-то отдельным: слушатели постараются найти в нём инструменты для решения задач, над которыми размышляют).

        6.б. Если вы, кажется, говорите банальности, спросите слушателей: владеют ли они этими банальностями?

(Например, один ученик мне сегодня сказал, что у него нет никаких беспокойств, ему не нужно учиться расслабляться. Тогда я спросил: почему же в любую паузу на уроке ты начинаешь вертеться и болтать?)

Спасибо за внимание, уважаемые читатели!

Моя статья – не идеал риторики: вы, я уверен, смогли бы написать лучше.

Но надеюсь, эти несколько мыслей пригодятся вам, чтобы сделать нашу школьную жизнь – и всю вашу дальнейшую жизнь – чуточку интереснее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать классное дело интересным и увлекательным

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа....

Выступление на ШМО классных руководителей. Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?» В формате дистанционного обучения

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра...

«Как сделать классное дело интересным и содержательным в формате дистанционного обучения» в классе

В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения....

Ярмарка педагогических идей на тему «Как сделать классное руководство делом интересным и содержательным»

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека&helli...