Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.
методическая разработка по теме

Нестерова Марина Георгиевна

Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

Проектная деятельность

в учебно - воспитательном процессе.

(из опыта работы преподавателя социально – гуманитарных дисциплин Нестеровой М.Г.)

2012 г.

«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»

Бернард Шоу

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр  бываешь лишь собственной мудростью».

М.Монтень

 Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

четко обозначенный результат деятельности;

тщательное продумывание структуры проекта;

четкое распределение функций между участниками;

оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают:

деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Для ролево-игровых проектов характерно:

конструирование гипотетической игровой ситуации;

исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;

результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В учебно - воспитательном процессе чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании социально - гуманитарных дисциплин в педагогическом колледже.

Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “Декабристы - участники Отечественной войны 1812 года ”.

Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутриколледжный, индивидуальный, среднесрочной продолжительности.

Основой для деятельности послужил Международный конкурс исследовательских работ учащихся “Недаром помнит вся Россия ” , посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года (организатором конкурса была социальная сеть работников образования nsportal.ru и группа «ИКТ в предметной области «история и обществознание» ), проводившийся в 2012 году Работа над проектом проводилась в марте - мае  2012  года.

 Выбор темы определялся следующими факторами: 

история Забайкалья связана с судьбой декабристов, участников      восстания на Сенатской площади, многие из которых были прославленными героями Отечественной войны 1812 года; исследование истории своего края в контексте событий мировой и российской истории, способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;

возможность соотнести историю своего края с историей страны формирует у учащихся ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению исторического прошлого;

события давно минувших веков теперь интересно осмыслить и обобщить;

разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;

работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления, представления результатов своей деятельности,  приобретение опыта публичных выступлений,  участия в конкурсах. 

Конечным продуктом проекта стали доклады, презентации, сочинения, рисунки  в рамках предложенной темы. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта: 

изучить соответствующую литературу, Интернет - источники;

познакомиться с исследованиями  Читинского и  Иркутского  музеев Декабристов;

выяснить, кто из декабристов, отбывающих каторгу в нашем крае,  был участником наполеоновских войн;

создать целостное представление об удивительной судьбе этих людей: героев войны 1812 года, участников восстания на Сенатской площади и каторжан, оказавших огромное влияние на научное и культурное развитие нашего края;

выяснить связи между историей своего края и историей страны;

повысить интерес к изучению истории своего края и истории России;

вызвать чувство гордости восхищения военным и гражданским подвигом декабристов;

формировать умения учащихся самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать и представлять результаты;

способствовать развитию ключевых компетенций.

Время работы (три месяца) разделили на  шесть этапов:

Этап

Содержание

1.

Информационный

Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.

Плановый

Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками.

4.

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.

Этап представления и защиты проекта.

Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.

Аналитический.

Рефлексия.

Была определена  система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные задания и предлагает их учащимся

Обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Учитель предлагает совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает их для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения

1.2 Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы  и предлагает учащимся их для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Создает  ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, выбор литературы, источников.

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, литературу.

Вопросы для поиска ответа могут и вырабатываться учащимися с последующим обсуждением.

1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов

Учитель координирует, консультирует, стимулирует деятельность учащихся.

Необходимо определить время и форму защиты проектов.

Подготовить сценарий защиты проектов.

Оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

Учащиеся сначала по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (приглашаются старшекурсники, преподаватели…)

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития.

В ходе выполнения проектов видим результаты:
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации.
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство).
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде.
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
• Умение работать в группе, в команде.
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех учащихся, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все это дает возможность, формировать у учащихся ключевые компетентности.

Для учителя.
1. Отношения с  учащимися переходят на уровень сотрудничества.
2. Учитель имеет возможность создать банк  работ учащихся , которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
3. Повышается уровень учителя как специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
4. Учитель продолжает учиться вместе с учениками.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
Данный проект  можно считать  примером  реализации
деятельностного подхода к обучению.

Работа над проектом стимулирует процесс обучения, так как она:  

личностно-ориентирована;

использует множество дидактических подходов;

мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего труда.  

Очень важным в работе над проектом является этап презентации. 

Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. 

Критерии оценивания известны всем учащимся задолго до защиты.

Критерии оценок, выработанные в ходе практики проектной деятельности:

1)самостоятельность работы над проектом;

2)важность, актуальность и значимость темы;

3)полнота раскрытия темы;

4)глубина исследования проблемы;

5)оригинальность предложенных решений;

6)артистизм, выразительность выступления;

7)как раскрыто содержание проекта в презентации;

8) использование средств наглядности, технических средств;

9) качество выполнения продукта;

10) убедительность презентации;

11) ответы на вопросы.

Итак:

1 Метод проектов позволяет создать прочную мотивацию к изучению предмета истории.

2.Разнообразные формы работы вносят элемент новизны в учебный процесс, развивают творческие способности учащихся, позволяют формировать их личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности.

3.Постижение новой информации расширяет кругозор учащихся, развивает их интеллектуальные способности.

4.Знания учащихся актуализируются, конкретизируются, закрепляются.

6.Учащиеся  выступают активными участниками процесса, учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную информацию, учатся работать в «команде».

   В рамках подготовки и осуществления этого проекта (после публичной защиты) лучшая исследовательская  работа и презентация  Локтевой Ксении по теме: «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского) была отправлена на Международный конкурс «Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летию победы над Наполеоном.

Совместно с учащимися решено было продолжить исследования по проблеме проекта и в рамках недели истории (февраль 2013 г.) провести конференцию для студентов колледжа, материалы выступлений,  презентаций, творческих работ оформить в сборник.

Список литературы.

 

1.  Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.

Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счёт формирования способности анализировать, сравнивать, об...

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

"Внеклассная деятельность в учебно-воспитательном процессе ДШИ"

В докладе внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся, которая  объединяет все виды деятель...

Доклад "Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе"

Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная деятельность в работе классного руководителя»...