Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.
методическая разработка по теме
Целью данной статьи является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.
2.Краткая классификация видов проектной деятельности.
3.Описание опыта применения метода проектов.
4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.
5.Определение перспектив дальнейшей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baleyskiy_filial_gou_sp1.docxproektnaya_deyatelnost_prilozhenie.docx | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Проектная деятельность
в учебно - воспитательном процессе.
(из опыта работы преподавателя социально – гуманитарных дисциплин Нестеровой М.Г.)
2012 г.
«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»
Бернард Шоу
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
Мудр бываешь лишь собственной мудростью».
М.Монтень
Целью данной статьи является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.
2.Краткая классификация видов проектной деятельности.
3.Описание опыта применения метода проектов.
4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.
5.Определение перспектив дальнейшей работы.
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Для ролево-игровых проектов характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В учебно - воспитательном процессе чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании социально - гуманитарных дисциплин в педагогическом колледже.
Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “Декабристы - участники Отечественной войны 1812 года ”.
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутриколледжный, индивидуальный, среднесрочной продолжительности.
Основой для деятельности послужил Международный конкурс исследовательских работ учащихся “Недаром помнит вся Россия ” , посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года (организатором конкурса была социальная сеть работников образования nsportal.ru и группа «ИКТ в предметной области «история и обществознание» ), проводившийся в 2012 году Работа над проектом проводилась в марте - мае 2012 года.
Выбор темы определялся следующими факторами:
история Забайкалья связана с судьбой декабристов, участников восстания на Сенатской площади, многие из которых были прославленными героями Отечественной войны 1812 года; исследование истории своего края в контексте событий мировой и российской истории, способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю своего края с историей страны формирует у учащихся ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению исторического прошлого;
события давно минувших веков теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления, представления результатов своей деятельности, приобретение опыта публичных выступлений, участия в конкурсах.
Конечным продуктом проекта стали доклады, презентации, сочинения, рисунки в рамках предложенной темы. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта:
изучить соответствующую литературу, Интернет - источники;
познакомиться с исследованиями Читинского и Иркутского музеев Декабристов;
выяснить, кто из декабристов, отбывающих каторгу в нашем крае, был участником наполеоновских войн;
создать целостное представление об удивительной судьбе этих людей: героев войны 1812 года, участников восстания на Сенатской площади и каторжан, оказавших огромное влияние на научное и культурное развитие нашего края;
выяснить связи между историей своего края и историей страны;
повысить интерес к изучению истории своего края и истории России;
вызвать чувство гордости восхищения военным и гражданским подвигом декабристов;
формировать умения учащихся самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать и представлять результаты;
способствовать развитию ключевых компетенций.
Время работы (три месяца) разделили на шесть этапов:
№ | Этап | Содержание |
1. | Информационный | Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы. |
2. | Плановый | Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности. |
3. | Поисковый | Сбор и анализ информации, работа с источниками. |
4. | Обобщающий | Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов. |
5. | Этап представления и защиты проекта. | Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы. |
6. | Аналитический. | Рефлексия. |
Была определена система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом:
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
1.1 Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные задания и предлагает их учащимся | Обсуждают и принимают общее решение по теме |
| Учитель предлагает совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает их для обсуждения |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения |
1.2 Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся их для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
| Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. Создает ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию. | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е выбирает себе роль) |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, выбор литературы, источников. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, литературу. | Вопросы для поиска ответа могут и вырабатываться учащимися с последующим обсуждением. |
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
3. Оформление результатов | Учитель координирует, консультирует, стимулирует деятельность учащихся. Необходимо определить время и форму защиты проектов. Подготовить сценарий защиты проектов. Оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов. | Учащиеся сначала по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (приглашаются старшекурсники, преподаватели…) | Докладывают о результатах своей работы. |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития. |
В ходе выполнения проектов видим результаты:
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации.
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство).
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде.
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
• Умение работать в группе, в команде.
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех учащихся, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все это дает возможность, формировать у учащихся ключевые компетентности.
Для учителя.
1. Отношения с учащимися переходят на уровень сотрудничества.
2. Учитель имеет возможность создать банк работ учащихся , которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
3. Повышается уровень учителя как специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
4. Учитель продолжает учиться вместе с учениками.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
Данный проект можно считать примером реализации деятельностного подхода к обучению.
Работа над проектом стимулирует процесс обучения, так как она:
личностно-ориентирована;
использует множество дидактических подходов;
мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего труда.
Очень важным в работе над проектом является этап презентации.
Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Критерии оценивания известны всем учащимся задолго до защиты.
Критерии оценок, выработанные в ходе практики проектной деятельности:
1)самостоятельность работы над проектом;
2)важность, актуальность и значимость темы;
3)полнота раскрытия темы;
4)глубина исследования проблемы;
5)оригинальность предложенных решений;
6)артистизм, выразительность выступления;
7)как раскрыто содержание проекта в презентации;
8) использование средств наглядности, технических средств;
9) качество выполнения продукта;
10) убедительность презентации;
11) ответы на вопросы.
Итак:
1 Метод проектов позволяет создать прочную мотивацию к изучению предмета истории.
2.Разнообразные формы работы вносят элемент новизны в учебный процесс, развивают творческие способности учащихся, позволяют формировать их личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности.
3.Постижение новой информации расширяет кругозор учащихся, развивает их интеллектуальные способности.
4.Знания учащихся актуализируются, конкретизируются, закрепляются.
6.Учащиеся выступают активными участниками процесса, учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную информацию, учатся работать в «команде».
В рамках подготовки и осуществления этого проекта (после публичной защиты) лучшая исследовательская работа и презентация Локтевой Ксении по теме: «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского) была отправлена на Международный конкурс «Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летию победы над Наполеоном.
Совместно с учащимися решено было продолжить исследования по проблеме проекта и в рамках недели истории (февраль 2013 г.) провести конференцию для студентов колледжа, материалы выступлений, презентаций, творческих работ оформить в сборник.
Список литературы.
1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования.
Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счёт формирования способности анализировать, сравнивать, об...
Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...
Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...
"Внеклассная деятельность в учебно-воспитательном процессе ДШИ"
В докладе внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, которая объединяет все виды деятель...
Доклад "Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе"
Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная деятельность в работе классного руководителя»...