Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения
статья по теме
Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гвоздецкая Олеся Алексеевна
учитель биологии и химии МБОУ Воргинская средняя общеобразовательная школа
Муниципального образования – Ершичский район Смоленская область
Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения.
Следуя потребностям современного общества, учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты нового поколения, реализующие системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов учащихся.
В целях реализации повышения мотивации, качества обучения на уроках биологии и химии, для успешного выполнения обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения.
В своей работе опираюсь на принципы технологий модульного обучения, проектные и исследовательские технологии, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии, использую различные формы организации учебного процесса. Основой методической системы работы является «Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения».
Причины, побудившие к изменению своей педагогической практики:
- необходимость перехода от традиционного подхода к компетентностному.
- повышение мотивации учащихся и качества знаний
- подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, которые оценивают сформированность компетенций учащихся.
цель: определить возможности принципов технологии модульного обучения в формировании и развитии учебно – познавательной компетенции учащихся, а также создать необходимые условия для развития учащихся на уроках биологии и химии в соответствии с требованиями данной технологии.
Задачи, решаемые в ходе работы
- Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- Повышение качества и эффективности процесса обучения
- отбор наиболее продуктивных методов и приемов, способствующих формированию учебно – познавательных компетенций
- разработка диагностического инструментария для определения уровня сформированности компетенций учащихся и дидактического материала.
Концепция изменений связана с технологии модульного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий, деятельностного подхода в процессе развития учебно – познавательной компетенции учащихся на основе составления и включения дидактического материала в учебный процесс, и отбора оптимальных методов и приемов для его усвоения.
Сущность педагогического опыта заключается в разработке дидактического материала, способствующего развитию учебно – познавательной компетенции учащихся, формированию целостного представления об окружающем мире и приобретению школьниками собственного опыта по взаимодействию с ним. Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На мой взгляд, наиболее приемлема в данном случае технология модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Преимущества блочно – модульной технологии, по сравнению с традиционной
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
Один из элементов модульной технологии обучения – модульная программа (это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы).
Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок.
Примерный алгоритм составления модульного урока:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составление модуля данного урока.
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалом.
УЭ-2 – отработка учебного материала.
УЭ-n (где n – номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с минимальной помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, тем самым приобретая общеучебные умения и навыки, которые являются составляющей учебно – познавательной компетенции.
Модульное обучение - одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию учебного процесс с учетом индивидуальных особенностей школьников. Уровневая дифференциация внутри модулей позволяет адаптировать их к учащимся с разной подготовленностью.
Принципиально меняется положение учителя и его роль в учебном процессе. Задача учителя – осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью школьников через модуль и непосредственно консультировать. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняются характер и содержание его подготовки к ним: теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели.
Проделанная работа по апробации технологии модульного обучения на уроках биологии и химии позволяет сделать вывод, что данная технология достаточно в полной мере развивает учебно – познавательные компетенции учащихся. За сравнительно короткий период можно отметить положительные результаты : а) успеваемость составила 100%, качество знаний – от 70 - 89 % б) выпускники успешно сдают государственные экзамены в) повысился уровень сформированности учебно – познавательной компетенции большинства учащихся г) выпускники успешно сдают вступительные экзамены по биологии и химии в ВУЗы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
"Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание учебных ситуаций на уроках физики".
АПО учителя физики...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики
В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматр...
Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии
В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время
В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике....