Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики
консультация по физике на тему
В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchebno-poznavatelnyh_kompetentsiy_uchashchihsya_na_urokah_fiziki.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений.
Основной целью семинарских занятий является творческое развитие мыслительных способностей обучающихся.
Задачи семинарских занятий:
- формирование умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой;
- овладение научным аппаратом составления и оформления сообщений;
- развитие интереса к науке и научным исследованиям;
- формирование способностей устного и письменного изложения своих мыслей;
- развитие критического мышления и способностей защиты своих взглядов и убеждений.
Функции семинарских занятий:
- систематизация, конкретизация и углубление ранее полученных знаний;
- развитие навыков исследовательской работы, способностей добывать необходимые знания из различных источников.
В своей практике я применяю элементы таких семинарских занятий, в которых учащиеся делают сообщения по определённым темам, а затем эти сообщения обсуждаются и оцениваются всеми участниками семинара.
Подготовку к уроку с элементами семинарских занятий я осуществляю в следующей последовательности:
- Выбор темы.
- Сообщение цели занятия.
- Сообщение рекомендуемых источников информации.
- Определение характера, порядка и длительности выступления.
- Определение критериев оценки выступления;
- Определение действий учащихся, слушающих выступления.
Положительными моментами таких занятий считаю:
- Заинтересованность учащихся в результатах своего труда.
- Создание «ситуации успеха» для каждого учащегося.
- Развитие коммуникативных компетенций.
- Создание условий для развития познавательных компетенций учащихся.
В качестве примера хочу предложить урок физики в 9 классе по теме: «Успехи и проблемы электроэнергетики». За две недели до проведения урока, учащимся были предложены следующие темы для сообщений:
- Геотермальная энергия
- Ветроэнергетика
- Гелиоэнергетика
- Энергия мирового океана
- Энергия биомассы
- Энергия морских приливов
- Перспективы использования энергии термоядерных реакций.
Работы должны быть представлены в форме презентаций.
Основной целью данного урока было рассмотрение альтернативных источников энергии.
Урок я начала с беседы об успехах мировой энергетики, отметив, что в мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Основными источниками энергии, также являются тепловые электростанции, использующие полезные ископаемые, и гидроэлектростанции, работающие на энергии потока воды.
Учащимся для обсуждения были предложены вопросы:
1.Почему ядерная энергетика развивается опережающими темпами по сравнению с другими видами энергии?
2.Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики и приведите примеры их решения.
3. С какими проблемами охраны здоровья людей связано использование ядерной энергетики в мирных целях?
4.В связи, с чем в середине XX века возникла необходимость нахождения новых источников энергии?
Подводя итоги обсуждения отмечаю, что во второй половине XX века экологи планеты серьезно обеспокоились проблемами, связанными с привычными способами добычи электроэнергии – уничтожением экосистем гидроэлектростанциями, утилизацией радиоактивных отходов АЭС. Ситуацию усугубляет тот факт, что запасы ископаемых источников энергии (нефть, газ), цены на которые растут не по дням, а по часам, через пару десятков лет вовсе могут иссякнуть.
Именно поэтому вторую часть урока я начала со слов:
Американские индейцы, которые уважительно относились к природе, говорили: «Земля не принадлежит человеку, человек принадлежит Земле.…Все вещи взаимосвязаны, подобно крови, объединяющей одну семью. Человек не сплетал ткань жизни, он всего лишь прядь в ней. Все, что он причиняет этой ткани, он причиняет самому себе»
По результатам беседы я подвожу учащихся к выводу о том, что увеличивающееся загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы постепенно приводят к глобальным изменением климата. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с всё нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли.
В качестве подтверждения учащиеся представляют свои работы (презентации прилагаются), которые оцениваются остальными учениками. Результаты оценивания заносятся в заранее приготовленные таблицы.
№п/п | Тема презентации | Количество баллов | |||
Доступность содержания | Наглядность | Эстетичность | Итого | ||
Критерии оценивания: каждая категория 0-5 баллов.
По окончании выступлений я собираю таблицы, итоговую оценку выступавшим выставляю с учётом выставленных баллов.
В завершающей части урока предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Использование какой энергии я бы предложил для электростанций будущего?»
Такая форма работы вызывает у учащихся большой интерес, способствует формированию навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, побуждает к высказыванию своего мнения по достаточно сложным научно-техническим проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии
Актуальность опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...
"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....
"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".
Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики посредством информационно – коммуникационных технологий
большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному само...
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики
Метапредметные компетенции, их формирование на уроках физики...