Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
статья по истории по теме
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.
В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательные компетенции учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchebno.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди учителей нашей школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Я согласна с тем, что необходим опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетентности.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире
Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Я вижу решение в использовании компетентностного подхода в обучении.
1.Ключевые компетенции.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Я думаю, всем известны следующие группы ключевых компетенций:
1.Организационные
2. Информационные компетенции
3. Коммуникативные компетенции.
4.Общекультурные компетенции.
5.Оценочные (Компетенции личностного самосовершенствования )
6.Учебно-познавательные компетенции
Я остановлюсь на учебно-познавательных компетенциях т.к. тема моей системы обучения «Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ».
Учебно-познавательные компетенции это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
Я формирую и развиваю учебно-познавательные компетенции как на уроке, так и во внеклассной деятельности, а также через работу с родителями используя различные технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение и др.
Так что же заставило меня заняться проблемой использования ИКТ на уроках истории и обществознания?
«Чтобы вам жить в эпоху перемен!» так говорили в древнем Китае недругу. Однако я исхожу из того, что «Времена не выбирают. В них живут…», поэтому изречение древних воспринимаю, как руководство к действию, тем более что эпоха перемен создала новую педагогическую среду, новую образовательную реальность. И эта реальная педагогическая среда настолько насыщена информационным содержанием, что возникла острая необходимость внедрения новых информационных технологий, способных обеспечить максимальную оперативность в образовательном процессе
За последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе.
В моём классе компьютер появился в 2008 году и передо мной встала необходимость научиться работать на компьютерной технике и применять ее в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. После получения техники я стала постепенно использовать её на уроках. На данный момент я могу сказать, что я уже имею определённые положительные результаты.
Следующим этапом стало
Изучение методической литературы: - Журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета.. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3.- с.29-39. и др.
Итак, современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека,
Вот и в школу пришли информационные технологии…
Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.
Цели использования информационных технологий:
1.Создание индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении знаний и умений по предмету;
2.расширение интеллектуальных возможностей ученика:
3.облегчение процесса обучения в условиях постоянного увеличения потока информации.
Из целей вытекают конкретные задачи.
Применение ИКТ на уроке истории и обществознания позволяет решить мне следующие задачи:
- умение работать с информацией, создавая собственную систему восприятия и критического мышления;
- освоить предмет на разных уровнях глубины;
- формировать умения и навыки;
- развивать способности к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Для учащихся созданы условия
- для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;
- для широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;
- для удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;
- для раскрытия творческого потенциала учащихся;
- для самостоятельного освоения знаниями.
Это дает мне возможность:
- применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;
- использовать электронные и информационные ресурсы при изучении нового материала;
- создавать мультимедийные сценарии уроков;
- применять компьютерные тренажеры
- организовать самостоятельное изучение
Разрабатывая методику, я исходила из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. А именно: использую вербальный, исследовательский, программированный методы, которые придают зрелищность и эмоциональную окраску уроку.
С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение.
Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения истории.
Использование
ИКТ на уроках истории?
Использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
Суть применения мною ИКТ состоит в следующем: учебный процесс организуется таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. При этом они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На уроках исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации. Начало урока я организую как актуализацию опорных знаний учащихся и переход к новой теме, постановке проблемы.
Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
С появлением в школе первого персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1. В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, 1. История древнего мира(V класс). 2. Хрестоматия пи История России XX век (9,11 класс).
3. Готовимся к ЕГЭ по истории. 4. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории,
2)Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
3) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.
4) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами разнообразны: – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности
6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные шарады, викторины, кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы.
7) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. , т.е. задания разного уровня сложности. Такие задания использую как для работы со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.
8) И конечно же, важным элементом моего педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам.
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Итак ученические исследовательские работы:
Конституция РФ в картинках( 9кл.)
Разделенная участь.(проект, посвященный женам декабристов).(11кл.)
Братья – адмиралы Сенявины.(11кл.)
Кроме этого учащиеся 11Б класса в 2009г. Принимали участие в Интернет олимпиаде по истории.
Общие преимущества мультимедиа:
- Удобство и легкость предъявления материала в качестве предмета рефлексии;
- Возможность фиксировать содержание с многократным возвращением к нему в нужном режиме;
- Построение принципиально новой системы общения;
- Выбор индивидуального темпа, объема, времени обучения;
- Широкие возможности для создания эмоционально-фонового сопровождения;
- Удобство хранения и доступа к большим объемам информации;
- Возможность имитации недоступных процессов и явлений и их моделирования;
- Копирование, тиражирование, редактирование, быстрая передача на расстояние.
Таким образом, использование информационных технологий помогает мне как учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения позволяют мне добиться качества обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, моя система работы позволила мне:
- оптимизировать мой труд, как учителя.
- упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
- изготавливать раздаточные печатные материалы к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.
- использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.
- создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
Кроме того, моя система работы позволила
1.значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие качество знаний с 47% в 2007/2008 учебном году до 62% в 2009/2010 учебном году.
2.более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации:
- все выпускники сдававшие историю освоили стандарты, 71% учащихся сдали историю на достаточном уровне, а по обществознанию сдали на том же уровне 52%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ. Презентация к статье.
Презентация к статье (часть1 и часть 2)....
Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...
Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...
«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»
laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания Курского ...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...