Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии
статья по биологии
В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_yarmarke.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии»
Актуальность использования модульных уроков при обучении биологии объясняется стремлением повысить эффективность обучения, т.к. традиционная для современных школ организация учебно-воспитательного процесса страдает двумя недостатками:
во-первых, многопредметность, особенно в средней и старшей школе, где количество изучаемых предметов значительно;
во-вторых, количество часов на изучение учебных предметов, на изучение некоторых отведены всего один – два часа в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным.
Гипотеза, которую я выдвигаю в основу исследования это то, что использование модульных уроков при обучении биологии является одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Основная цель проекта: определить и обосновать эффективность использования модульных уроков при обучении биологии в школе.
Задачи проекта:
1. На основе анализа литературных источников уточнить следующие понятия: «модульная технология обучения», «модульный урок»
2. Разработать систему действий учителя и ученика при разработке модуля.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода к обучению биологии.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ современных педагогических программных средств обучающее контролирующего типа;
- наблюдение за ходом учебного процесса;
- анализ качества усвоения нового материала, изложенного учителем и изученного самостоятельно;
- анализ проверочных и контрольных работ учащихся.
Модульные уроки позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Структура модульного урока представлена на постере
Учебные элементы (УЭ) модуля, представленные ученикам в виде шагов, разные по сложности. Одни направлены на репродукцию знаний. Другие – на их трансформацию, т.е. на применение полученной информации в новых условиях: на формирование учебных вопросов (этот приём так и называется – «Задай вопрос»), на сжатие информации (Дай определение).
В начале урока необходимо определить цели деятельности учащихся – чему они научатся за урок. Например, в результате овладения содержанием модуля вы узнаете как правильно и рационально питаться, какие гигиенические правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи и т. д.
Далее каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. д.
Затем идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщения учащихся, работа с учебником или дополнительной литературой.
После этого – отработка материала: лабораторные работы, ответы на вопросы, решение биологических задач. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля – само- и взаимоконтроль.
Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений. Экспертный контроль – это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после проведения контроля, а не на следующем, как при традиционном обучении.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия. В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. В модульном уроке учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.
При проведении модульных уроков я выступала в роли консультанта. Только на первом уроке модуля давала вводный материал, обращала внимание на наиболее сложные вопросы. Классы, работая по модульной системе, изучали тему самостоятельно. Самое главное ученик сам планировал свой результат, сам выбирал оценку, которую сам хотел иметь и к ней стремился, у каждого была возможность исправить ту оценку, которая, по его мнению, не соответствовала его знаниям. Каждый был заинтересован в своем результате. В классе царил дух соперничества, что также способствовало повышению успеваемости.
При конструировании модульных уроков был сделан акцент на развитии учащихся. В ходе проведения исследования удалось установить влияние данной технологии на:
- формирование положительной мотивации учения;
- развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;
- удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении, общении, игре, познании, безопасности, уважении, творчестве, самоактуализации, самоутверждении.
Использование предлагаемой технологии обучения показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично». Также подготовка и проведение модульных уроков предполагает изменение структуры, формы и содержания уроков. Кардинально меняется роль учителя. В значительной степени учитель начинает лишь управлять процессом учения и организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Учителю приходится тщательно продумывать и разрабатывать формы организации активной учебной деятельности учащихся. Переход на роль организатора, консультанта, требует от учителя перестройки сознания, иного отношения к ученикам, эмоционального и умственного напряжения. Использование уже знакомых обучающих игр (в которых меняется лишь содержание), позволяет сократить время учителя на объяснение правил их проведения.
Результаты полученные в ходе исследования показали, что правильно спланированная самостоятельная работа учащихся приводит к увеличению качества знаний, уменьшается число учащихся, не справляющихся с заданием.
Данные педагогического исследования сравнивались начиная с сентября 2017 года, далее в ноябре 2018 года и в феврале 2019 года. Таким образом была изучена параллель в течение одного учебного года.
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование модульных уроков повлияло на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показали, что в процессе использования интерактивных методов обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности. Ученик испытывает ощущения успешности.
Полученные данные позволяют сделать выводы о влиянии модульных уроков на развитие познавательных способностей учащихся, а также дают возможность определить динамику развития познавательных интересов.
Таким образом, анализ анкетирования показал, что большей части учащихся понравилось самостоятельно добывать знания, ориентируясь на модуль, составленный учителем, это позволило им добиться более высоких результатов в учебной деятельности и в становлении творческой личности, и что дети согласны обучаться по этому методу и дальше.
После окончания модуля был проведен срез знаний обучающихся. По сравнению с тем же этапом изучения темы в предыдущем учебном году, учащимися, были получены следующие результаты: если в прошлом году качество знаний составляло 44%, 55% и 43%, то в этом – 76%, 85% и 83% успеваемость – 76%- 86%, на сегодняшний день – 100% - 96%
Проведенное исследование показало эффективность самостоятельной работы обучающихся с применением модульных уроков, и такая организация учебной деятельности себя оправдывает.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Эффективное управление учебной деятельностью учащихся через систему самостоятельной работы развивает у учащихся навыки самоконтроля. Это приводит к повышению качества знаний у большинства учащихся. У ребёнка появляется возможность проектировать своё обучение, что приводит к развитию его как самоорганизованной личности.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Т. о. модульные уроки действительно являются средством развития учебно-познавательных компетенций обучающихся. Работа по данному исследованию будет продолжена. Я планирую начать использование данной технологии начиная с 5-х классов, чтобы достичь более высоких результатов в подготовке учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»
“Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...
«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....
Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена
Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся: формирование познавательного интереса у обучающихся, познавательный интерес у обучающихся старшего звена. Сущность модульного обучения ...
Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлено краткое описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....
Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.
Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку. Изучение химии в органической связи с окружающим, ...