Единые педагогические требования
статья по теме
Данный материал можно использовать при проведении педагогических советов, семиаров, заседание методических объединений и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pedagogu_obshchatsya_s_detmi.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как педагогу общаться с детьми.
Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Растут и изменяются дети, один день отличается от другого, изменяется сам учитель. Между тем общение преподавателя со школьниками занимает ведущее место в их взаимоотношениях. Через канал общения транслируется ученикам человеческая культура, осуществляется ими освоение основ наук, характер общения влияет на выработку и формирование ценностного отношения детей ко всему спектру окружающей действительности.
Стиль общения педагога с учениками существенным образом определяет восприятие последними личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание совместно трудиться и т.д. педагогическая профессия специфична по своей природе, и, естественно, особыми должны быть отношения между участниками педагогического процесса. Своеобразие педагогического труда в первую очередь обуславливается тем, что мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир. Поэтому подходить к ним нужно, как замечал А.С. Макаренко, с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
Ребенок, осваивая окружающий мир, приобщается к культурному наследию прошлого и настоящего. Динамика этого процесса развивается во времени и сопровождается постоянным усложнением этических, социальных и личностных связей субъекта с окружающей действительностью.
Педагогическое требование – это предъявление школьнику культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, обществу.
- Нормативно правовой базой для создания ряда локальных актов, в которых прописаны единые педагогические требования, являются Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». В частности в них сформулированы основные принципы государственной политики в области образования:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
На основании данных документов в школе разработаны следующие локальные акты:
- Устав ОУ, где сформулированы права и обязанности участников образовательного процесса;
- Трудовые договора работодателя и работников;
- Положение о рабочем времени и времени отдыха педагогических работников ОУ;
- Договор с родителями;
- Правила поведения для обучающихся;
- Положение о дежурстве по школе и др.
В этих документах сформулированы педагогические требования ко всем участникам образовательного процесса педагогам – ученикам - родителям.
Все их можно разделить на группы:
- ЕПТ к учащимся;
- ЕПТ к учителю.
Единые педагогические требования к учащимся на уроке. | Единые педагогические требования к учителю на уроке. |
Учащиеся обязаны быть в кабинете не позднее чем за 5 минут до начала занятий. Опоздание на урок является нарушением требований. | Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины. |
| Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особое внимание хотелось бы обратить на выделенные пункты
Дисциплина в образовательном учреждении
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Закон РФ "Об образовании*', ст.15, п.6)
Комментарий:
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.
Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес обучающегося;
- преднамеренная изоляция обучающегося;
- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
- оскорбление и унижение достоинства;
- необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
- постоянная негативная характеристика обучающегося;
- демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
(Комментарий к Закону РФ "Об образовании")
"Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации".
(Закон РФ "Об образовании", ст.56)
Как предъявлять педагогическое требование
Ребенку не достаточно сообщить какое-либо знание или норму поведения и сказать, что делать так правильно, а иначе неправильно. Всякое знание, передаваемое от одного человека к другому, насильственно, поскольку оно существует как данность и неизбежность. Человек, воспринимающий подобную норму, не свободен в выборе, и поэтому у него могут возникать ( и возникают) внутренние протесты. Отличие отношения состоит в том, что оно всегда субъективно свободно: человек (и взрослый, и ребенок), лично переживая ситуации, основываясь на собственных впечатлениях, сам принимает решения отношенческого характера.
Основы отношенческих реакций необходимо сформировать к пяти-двенадцати годам. Поэтому вклад родителей и педагогов в этот процесс трудно переоценить, так как, общаясь с ребенком, они закладывают фундамент его будущих, усложняющихся множественными факторами отношений.
Для их развития мы предъявляем разнообразные требования к детям, поднимая при этом на новый социальный уровень. Замети, что предъявление требования сочетается с уважение; если родители и учителя нетребовательные, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитанникам. Уважение к ребенку проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. Этот процесс также сопряжен с ответственностью воспитателей за судьбы воспитанников.
Требования можно разделить на статические и динамические.
Статические представляют собой высокоразвитую норму отношения или поведения человека в обществе (отношение к людям, труду, Родине). Эти требования выполняют роль маяков, к которым мы стремимся на протяжении всей своей жизни.
Динамические – выступают как этапные, постепенно усложняющиеся, направленные на достижение статической нормы. (отношение к человеку, конкретизируется через ситуации взаимодействия с мамой, отцом и т.д.
Технология предъявления педагогического требования.
- Требование должно быть доведено до логического конца.
- Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действия.
- Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.
- Переакцентировка внимания на детали.
Реализации перечисленных технологических правил способствует соблюдение педагогом (или родителями) ряда условий:
- Этичность форм предъявления требования. («Сделай пожалуйста…», «Попробуй…», «Постарайся…»). Психологических запретов не должно быть больше 10.
- Установление личного контакта.
- Тон, которым произносится требование. Он должен быть решительным, энергичным, побуждающим к действию.
- Целесообразность и разумность требования, понятие его ребенком.
Перечисленные технологические правила и условия позволяют формировать у детей позитивное отношение к требованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.
Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика....
Единые методические требования к организации урока
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный уч...
Педагогические требования к открытым урокам
*Открытые уроки и воспитательные мероприятия - одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особен...
Воспитательный проект "Единое педагогическое пространство – сотрудничество семьи и школы»
Цель проекта: Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных о...
Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников. Презентация к родительскому собранию.
Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников. Презентация к родительскому собранию....
Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"
Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогическо...
Единые педагогические требования учителей и родителей к школьникам
Вашему вниманию предлагаются единые педагогические требования учителей и родителям к шкльникам....