Единые педагогические требования
статья по теме

Данный материал можно использовать при проведении педагогических советов, семиаров, заседание методических объединений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pedagogu_obshchatsya_s_detmi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как педагогу общаться с детьми.

  Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Растут и изменяются дети, один день отличается от другого, изменяется сам учитель. Между тем общение преподавателя со школьниками занимает ведущее место в их взаимоотношениях. Через канал общения транслируется ученикам человеческая культура, осуществляется ими освоение основ наук, характер общения влияет на выработку и формирование ценностного отношения детей ко всему спектру окружающей действительности.

  Стиль общения педагога с учениками существенным образом определяет восприятие последними личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание совместно трудиться и т.д. педагогическая профессия специфична по своей природе, и, естественно, особыми должны быть отношения между участниками педагогического процесса. Своеобразие педагогического труда в первую очередь обуславливается тем, что мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир. Поэтому подходить к ним нужно, как замечал А.С. Макаренко, с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.

 Ребенок, осваивая окружающий мир, приобщается к культурному наследию прошлого и настоящего. Динамика этого процесса развивается во времени и сопровождается постоянным усложнением этических, социальных и личностных связей субъекта с окружающей действительностью.

 Педагогическое требование – это предъявление школьнику культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, обществу.

  1.   Нормативно правовой базой для создания ряда локальных актов, в которых прописаны единые педагогические требования, являются Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». В частности в них сформулированы основные принципы государственной политики в области образования:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  1. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  2. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  3. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  4. свобода и плюрализм в образовании;
  5. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

  На основании данных документов в школе разработаны следующие локальные акты:

  1. Устав ОУ, где сформулированы права и обязанности участников образовательного процесса;
  2. Трудовые договора работодателя и работников;
  3. Положение о рабочем времени и времени отдыха педагогических работников ОУ;
  4. Договор с родителями;
  5. Правила поведения для обучающихся;
  6. Положение о дежурстве по школе и др.

  В этих документах сформулированы педагогические требования ко всем участникам образовательного процесса педагогам – ученикам -  родителям.

Все их можно разделить на группы:

  1. ЕПТ к учащимся;
  2. ЕПТ к учителю.

Единые  педагогические требования к учащимся на уроке. 

 Единые педагогические требования к учителю на уроке.

    Учащиеся обязаны быть в кабинете не позднее чем за 5 минут до начала занятий. Опоздание на урок является нарушением требований.

   Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.

    В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на  урок считается нарушением трудовой дисциплины.

  1. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске, передав дневник учителю для  выставления оценки. Во время ответа нельзя держать руки в карманах.
  2. В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяется учителем.
  3. Учащиеся, желающие отвечать или спросить что-либо у учителя, обязаны поднять руку. Каким-либо другим способом пытаться обратить на себя внимание учителя нельзя.
  4. Отвечая, учащийся стоит у доски лицом к классу или при ответе с места лицом к учителю. Отвечая учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием наглядности стоит вполоборота к классу, показывая то, что необходимо, правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.
  5. Учащиеся обязаны добросовестно относиться к учебному труду, своевременно выполнять домашние задания.

Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:

  1. урок начинается и заканчивается по звонку
  2. каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся
  3. воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.
  4. воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя     
  5. учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.    
  6. учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения).
  7. требования  к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников.

  1. Учащиеся должны относиться с уважением к учителя и одноклассникам.
  2. Ученики должны быть дисциплинированными, запрещается применять на уроке физическую силу для выяснения отношений учащихся друг с другом,  совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровье.

  1. Обращение к учащемуся должно быть уважительным;
  2. Учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами;
  3. Категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
  1. Во время урока, сидя за партой, учащийся обязан следить за осанкой и выполнять распоряжения учителя относительно правильной осанки.
  2. Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.

  1. Учитель не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.

  1. Ученики должны соблюдать требования по содержанию учебных принадлежностей, культуры учебного труда.

  1. Учитель обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.

  1. Дежурные по классу обеспечивают готовность учебного помещения к каждому уроку.

  1. Учитель начинает урок только при наличии  всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата.

  Особое внимание хотелось бы обратить на выделенные пункты

Дисциплина в образовательном учреждении

"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
 

Закон РФ "Об образовании*', ст.15, п.6)

Комментарий:
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

  1. угрозы в адрес обучающегося;
  2. преднамеренная изоляция обучающегося;
  3. предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  4. оскорбление и унижение достоинства;
  5. необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  6. постоянная негативная характеристика обучающегося;
  7. демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий к Закону РФ "Об образовании")

"Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации". 

(Закон РФ "Об образовании", ст.56)

Как предъявлять педагогическое требование

  Ребенку не достаточно сообщить какое-либо знание или норму поведения и сказать, что делать так правильно, а иначе неправильно. Всякое знание, передаваемое от одного человека к другому, насильственно, поскольку оно существует как данность и неизбежность. Человек, воспринимающий подобную норму, не свободен в выборе, и поэтому у него могут возникать ( и возникают) внутренние протесты. Отличие отношения состоит в том, что оно всегда субъективно свободно: человек (и взрослый, и ребенок), лично переживая ситуации, основываясь на собственных впечатлениях, сам принимает решения отношенческого характера.

  Основы отношенческих реакций необходимо сформировать к пяти-двенадцати годам. Поэтому вклад родителей и педагогов в этот процесс трудно переоценить, так как, общаясь с ребенком, они закладывают фундамент его будущих, усложняющихся множественными факторами отношений.

  Для их развития мы предъявляем разнообразные требования к детям, поднимая при этом на новый социальный уровень. Замети, что предъявление требования сочетается с уважение; если родители и учителя нетребовательные, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитанникам. Уважение к ребенку проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. Этот процесс также сопряжен с ответственностью воспитателей за судьбы воспитанников.

 Требования можно разделить на статические и динамические.

Статические представляют собой высокоразвитую норму отношения или поведения человека в обществе (отношение к людям, труду, Родине). Эти требования выполняют роль маяков, к которым мы стремимся на протяжении всей своей жизни.

Динамические – выступают как этапные, постепенно усложняющиеся, направленные на достижение статической  нормы. (отношение к человеку, конкретизируется через ситуации взаимодействия с мамой, отцом и т.д.

Технология предъявления педагогического требования.

  1. Требование должно быть доведено до логического конца.
  2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действия.
  3. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.
  4. Переакцентировка внимания на детали.

Реализации перечисленных технологических правил способствует соблюдение педагогом (или родителями) ряда условий:

  1. Этичность форм предъявления требования. («Сделай пожалуйста…», «Попробуй…», «Постарайся…»). Психологических запретов не должно быть больше 10.
  2. Установление личного контакта.
  3. Тон,  которым произносится требование. Он должен быть решительным, энергичным, побуждающим к действию.
  4. Целесообразность и разумность требования, понятие его ребенком.

Перечисленные технологические правила и условия позволяют формировать у детей позитивное отношение к требованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.

Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика....

Единые методические требования к организации урока

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный уч...

Педагогические требования к открытым урокам

*Открытые уроки и воспитательные мероприятия - одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особен...

Воспитательный проект "Единое педагогическое пространство – сотрудничество семьи и школы»

Цель проекта:  Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных о...

Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников. Презентация к родительскому собранию.

Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников. Презентация к родительскому собранию....

Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогическо...

Единые педагогические требования учителей и родителей к школьникам

Вашему вниманию предлагаются единые педагогические требования учителей и родителям к шкльникам....