Единые методические требования к организации урока
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_valkovoy_s.l._mbou_sosh_no_40_g.belgoroda.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые методические требования к организации урока
с применением ИКТ
Валькова С.Л.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В данной ситуации, важно правильно спроектировать урок с использованием информационных технологий, чтобы добиться оптимального результата обучения. Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.[1,360]
Схема организации урока с использованием средств информационных технологий:
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
Для достижения наилучшего результата предлагается следующий алгоритм проектирования уроков с использованием ИКТ:
- На этапе актуализации знаний хорошие результаты даёт использование материалов Интернет для постановки проблемного вопроса.
- На этапе усвоения новых знаний и способов действий - электронный учебник, иллюстрирование предлагаемой темы посредством Интернет;
«обогащение» предложенных тезисов ссылками на дополнительные источники, лекция с компьютерной презентацией.
- Первичная проверка понимания изученного материала - электронные тесты, заполнение электроны таблиц, создание схем.
- Закрепление новых знаний - это работа с электронным тренажером, лабораторная работа, составление блок-формул.
- Применение новых знаний – обсуждение темы в режиме форума, составление проектов, использование Интернет-ресурсов для банка данных, создание буклета, создание коллекции иллюстраций, музыки , репродукций.
- Контроль и самоконтроль способов действий – электронное тестирование, составление тестов, электронная олимпиада
- Применение новых знаний – проиллюстрировать карту – шаблон условными обозначениями, военными операциями, территориальными захватами. Составить обобщающую электронную таблицу.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ:
во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе;
во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся 10,11-х классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут;
в-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10-12 компьютерами, в то время как число учащихся в среднем составляет 25 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы. [2,25]
На этапе вводного повторения предлагается интерактивный информационный режим в форме беседы.
Изучение нового материала проходит в форме лекции с компьютерной презентацией, позволяющей компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. На данном этапе возможно составление опорного конспекта и электронных тренажёров. Так, на уроках экономики, очень наглядно можно представить на электронном тренажёре график равновесия спроса и предложения и др.
Очень эффективен тренинг- минимум: беседа, затем групповая работа по вопросам и самостоятельная работа в завершении (рассказ по опорному конспекту).
На этапе обобщающего повторения происходит живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей, наблюдений, выводов, догадок в процессе коллективной мыслительной деятельности.
Разноуровневый контроль может осуществляться с помощью компьютера.
Использование компьютера практически на каждом этапе даёт возможность не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Поэтому важно, чтобы современный учитель не только знал алгоритм проектирования урока, но и умел использовать ИКТ на каждом его этапе.
Литература:
- Баланский, Ю.К. Оптимизация процесса образования/Ю.К Баланский- М.:изд. Просвещение,-1977.-с.360
- Зауэр,Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном обучении//Профессиональное образование.-2005.- №3.- с.25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации урока
Данная презентация поможет при подготовке к любому уроку. Например, как оценить интерес учащегося к уроку или как провести экспресс - опрос в конце урока....
Требования к организации урока математики c применением ИКТ, направленного на активизацию познавательного интереса младших подростков
Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, ...
Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»
Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Методические требования к современному уроку
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ(по методическому пособию М.М.Поташника) 1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих ур...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....