Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.
материал на тему
Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kontrol_i_ocenivanie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.
I. Контроль, оценка, отметка
Следует четко отличать понятия «отметка» и «оценка». Отметка – это цифра от 1 до 5. Оценка может быть выражена словом, жестом, мимикой, интонацией и т.д.
Функции контроля
1. Констатирующая – определяем уровень знаний ученика. Опрос не является точным видом контроля, т.к. может присутствовать фактор растерянности ученика и субъективность оценки. Точными видами контроля являются:
- тест с закрытыми ответами (стандартизованный)
- диктант
- контрольная работа
2. Стимулирующая – побуждает каждого ученика готовиться к каждому занятию.
3. Обучающая – класс слушает ответ. Можно назначить оппонентов, предложить кому-нибудь
продолжить ответ; после опроса провести контроль всех по теме.
4. Воспитывающая – приучает к законопослушанию, учит сотрудничеству, развивает
позитивную (адекватную) Я-концепцию.
5. Коррекции – деятельности ученика и работы учителя. Иногда приходится пересмотреть
методы и объёмы работы.
Общие требования по контролю
1. Разъяснить учащимся свой подход
- критерий оценки
- из чего будет складываться итоговая отметка (удельный вес текущих оценок)
2. Разумность требований – соответствие уровню обученности
3. Любая проверка должна начинаться с успеха, т.е. первое задание должно быть легким,
далее по степени возрастания сложности .
4. Правильно формулировать вопрос
- желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова
- термины в вопросе должны быть понятны
- в вопросе должна быть одна мысль
- нежелательны пространные предложения
- в контрольном тесте не должно быть внушающих вопросов
5. Основой контроля является тщательно проработанный материал
6. Быть внимательным при контроле
7. Заранее составить образец для выставления оценок
8. Избегать ошибок оценивания:
- ошибка великодушия (всем завышать)
- ошибка центральной тенденции (всем 3-4)
- тенденциозность – ответ оценивается по отношению к ученику
- логическая ошибка – логика ученика расходится с логикой учителя
9. Сомнения трактуются в пользу ученика.
10. Необходим разбор тестовой (контрольной) работы с учащимися:
- учащиеся видят свои ошибки
- понятна отметка (меньше недовольных)
- учащиеся уточняют критерии отметок – совершенствуется самооценка
- подход помогает подбодрить или стимулировать учеников
11. Регулярно информировать учащихся об их успеваемости.
12. Принцип открытых перспектив
13. Смещать акцент с выискивания ошибок к нахождению успеха.
Критерием отметки является объем и уровень понимания информации. Весьма спорным критерием является старательность.
II. Аттестация
Существует два вида аттестации:
- промежуточная (четверть, триместр, полугодие, год)
- итоговая (выпускные 9 и 11 классы)
Эти два вида аттестации различаются формами и методами.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится для определения факта и степени освоения (неосвоения) обучающимися образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования в соответствии с Законом «Об образовании». В качестве показателя освоения выступает соответствие освоенного школьниками содержания учебного материала утвержденным стандартам.
Функции итоговой аттестации
- проверочная – оценка освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов
- учетная – регистрация возможности получения обучающими документов о соответствующем образовании
Промежуточная аттестация
При проведении промежуточной аттестации у школы есть возможность глубже учитывать специфику образовательных программ и особенности своего учебного заведения, т.к. выбор цели обуславливается в первую очередь поиском путей совершенствования образовательного процесса в условиях данной школы.
Например, целями такой аттестации могут быть оценка эффективности изучения предмета, соответствие уровня сложности содержания учебного материала учебно-познавательным возможностям учащихся, определение оправданности тех или иных нововведений. Это позволяет диагностировать уровень образовательного процесса,выявлять прчины неусвоения учебного материала, особенности психофизиологического развития учащихся, находить резервы.
Функции промежуточной аттестации:
- проверочная – оценка уровня эффективности учебной деятельности учащихся на основании принятых в образовательном учреждении критериев
- диагностическая – выявление причин того или иного отклонения достигнутых результатов от запланированных ранее
- организационная – выяснение эффективности тех или иных педагогических нововведений
- воспитательно-мотивационная – подкрепление самооценки обучающегося результатами аттестации
III. Нетрадиционные способы оценивания результатов учебной деятельности
Рейтинг – количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или удельный вес того или иного задания. А итоговая отметка возникает как сумма баллов (или долей баллов), заработанных за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания.
Рейтинговая контрольная работа
Выстраивается система заданий и вычисляются отдельные операции и действия, необходимые для их выполнения. Отдельному заданию в целом либо его частям присваивается определенный балльный вес. Набранные баллы переводятся в оценку по специальной шкале. Это позволяет получить исчерпывающую информацию о том, какими знаниями и умениями обладает ученик. Для ученика это подтверждение объективности отметки.
Педагогическое тестирование
Способ педагогического тестирования имеет ряд существенных достоинств:
- исключается влияние субъективных факторов
- оценка более дифференцирована
- высокая эффективность за счет простоты обработки результатов
- обучающая функция – возможность обнаружения учащимися пробелов и ликвидация их
- технологичный метод проведения автоматизированного контроля с заложенными
параметрами качества
К недостаткам можно отнести трудность составления теста, который должен отвечать следующим требованиям:
- однозначное определение сферы применения
- конструирование тестов не как обычных наборов заданий, а в виде более богатой по
содержанию системы заданий
Учебные портфолио
Основной смысл учебного портфолио – показать всё, на что ученик способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
IV. Самоконтроль и самооценка
Типы самоконтроля
1. Проведение тестовых диагностических работ. Цель – выявить уровень освоения отдельных предметных операций для дальнейшей коррекции.
Определив свои затруднения, дети группируются по типам ошибок, каждая группа работает над своей проблемой. Результаты фиксируются в оценочном листе.
2. Организация самостоятельной работы учащихся
Проводится регулярно после определенного этапа освоения новых знаний, включает самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Методика построения такого занятия включает 5 основных этапов:
- собственно самостоятельная работа – выполнение каждым учеником индивидуально определенного задания, направленного на формирование какого-то умения или знания
- парная работа учащихся по выработке общих критериев самоконтроля выполненного
задания
- взаимопроверка выполненного задания (обмен тетрадями)
- обсуждение результатов контроля в парах учащихся
- обсуждение результатов проверки выполненных заданий со всем классом; проверяется не
только правильность решения, но и способы контроля, объективность самооценки
3. Проведение проверочных работ
Проверочные работы проводятся не сразу после изучения темы, а в середине следующей. Проверяется устойчивость знаний. Дается возможность отставшим догнать класс.
Этапы проведения проверочной работы:
- выполнение проверочной работы (академический час). Задания распечатываются на каждого ученика. Слева на полях до начала работы ученик делает прогностическую оценку, определяя. Какие задания и в какой последовательности он будет делать, а от каких откажется. Далее следует выполнение работы
- проверка работы учителем. Учитель не исправляет ошибки, а проводит содержательный анализ допущенных неточностей, выясняя причину их возникновения. На основании этого составляется вторая работа.
- решение второго варианта проверочной работы. Предусматривает осмысление различных вариантов решения задач первой проверочной работы и отбор правильных. Позволяет ученику взглянуть со стороны
- коллективное обсуждение результатов
- учащимся выдается их первая работа и они должны еще раз оценить ее и найти ошибки, а затем сдать обе работы
- учитель правит и оценивает работу
4. Проведение контрольных работ
В контрольную работу включаются три типа задач:
- задачи, которые решаются неизвестным до этого способом; надо суметь обоснованно отказаться от решения или искать выход
- задачи, связанные с применением известных способов в лжеситуациях
Оценка работы должна быть только многобалльная
5. Проведение два раза в году стартовых и итоговых административных проверочных работ на выявление уровня выполнения учащимися нормативов учебной деятельности.
Стартовые работы проводятся в начале сентября без повторения. Учащиеся проводят сравнительный анализ своих работ. Разрабатывают совместно с учителем индивидуальные планы ликвидации ошибок.
Итоговые работы носят административный характер.
Самооценка
Самооценка состоит в содержательном качественном рассмотрении результатов, в их сопоставлении с целью.
Основа учебной самооценки – это умение школьника осознавать границы собственных знаний.
Основные типы занятий по самооценке
Можно выделить 4 основных разновидности занятий, на которых школьникам предлагается произвести самооценку знаний или способов их добывания:
- работа с эталонами оценки
- выработка учащимися собственных эталонов
-занятия социальной значимости
- занятия, посвященные анализу и реконструкции выполненных творческих работ
При таком подходе школьники сами учатся анализировать результат своего труда, ставить задачи по совершенствованию уже сделанного.
V. Безоценочный метод
Русская школа пережила 3-х, 5-ти, 8-ми. 10-ти, 12-ти – балльные системы. Самая древняя система оценок – словесная. Как и любая другая система, она имеет свои преимущества и недостатки, своих сторонников и противников. Следует помнить, что при словесной оценке особое значение приобретает педагогический такт.
VI. Педагогический такт
Все исследователи педагогического такта учителя подчеркивают емкость этого понятия и отмечают отсутствие единого его определения. Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».
«Такт» в буквальном смысле означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение человека к человеку. Быть тактичным – нравственное требование ко всем, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.
Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общепринятого такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.
Итак, педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К.Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» (К.Д. Ушинский. Родное слово/Собр. соч. в 11т. – М.. 1949-Т.6.стр.259)
Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Слово учителя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привезти к обратной реакции: чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее.
Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя, от которого требуется выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении. Он предполагает доверие к ученику, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это при каждом удобном случае. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть к приему некоторого умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действует, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающим подозрением.
Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на досуге, во внеклассной работе и на уроке.
Педагогический такт на уроке
Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей учеников.
Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушивать ответ ученика, быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьника затруднениях. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. Комментарии, прерывающие ответ, нежелательны.
Важен также момент выставления оценки. Исследование психологии педагогической оценки показало, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьников может привести к тому, что очень скоро школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности приобретает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер.
Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя каждое их движение. Его отношение к ученику основано на доверии.
Условия овладения педагогическим тактом
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.
Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в следующие умения:
- любить детей. Показывать свою любовь
- наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей
- ориентироваться по обстановке
- избирать целесообразный способ воздействия
- беседовать с детьми
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.
Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций учителя и ученика – частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уж апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке сложившихся сложных условий в соответствии с педагогическим замыслом.
Правила:
1. Следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать лишнее физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика. Поза, жесты. Как мы знаем. Не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
2. Своим поведением повлиять на партнера (ученика. Коллегу). Снять аффективность помогает молчаливое рассматривание лица соучастника конфликта, что дает возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.
3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
4. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть общую точку отсчета взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позицию «мы».
5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, по разрешении конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.
Литература
1. Балашов М., Лукьянова М. Аттестация учащихся: цели, функции, метод. // ДШ №6, 1998
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987
3. Гордон Д.И. Экзамены в средней школе. М., Просвещение, 1986
4. Зеленова Л. О чем говорит школьная отметка? // ДШ №5, 1998
5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства // М., Просвещение, 1989
6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки; цели, компоненты, типы // ДШ №2, 2001
7. Лебедев О.Е. Образовательные результаты. СПб, Специальная литература, 1999
8. Олендзская И., Меерсон С. Приемы достижения успеха // ДШ №9, 1998
9. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений
учащихся // ДШ №1, 2000
10. Телешов С. И словом, и цифрой. Несколько страничек из истории российской школы // ДШ
№4, 2000
11. Тюрина Н. Безоценочный метод: две точки зрения // ДШ №6. 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос
Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Требования к оцениванию знаний учащихся.
В работе дано определение текущего контроля и критерии оценивания знаний учащихся по химии....
Современные психолого-педагогические требования к формированию целей обучения
Профессиональная подготовка современных специалистов должна осуществляться как практика развития личности и потенциальных сил человека....
Возрастные особенности учащихся и требования к психолого-педагогическому статусу учащихся 5 классов
Полезная информация для учителей, работающих в 5 классах....
Психолого-педагогическая характеристика ученика (IV группа по педагогической дифференциации В.В.Воронковой)
Применение технологии уровневой дифференциации в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках способствует повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личнос...
«Психолого-педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».
Детские музыкальные школы, являясь самым массовым звеном в системе музыкального образования, призваны практически решать ответственные задачи...