Программа элективного курса "Интерьер жилого дома" для учащихся 8-9 классов
методическая разработка (8 класс) по теме
Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметно-пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя «вторую природу», более комфортную для каждого конкретного человека. Это и послужило основанием для разработки предпрофильного курса «Интерьер жилого дома». Который является разделом образовательной области « Искусство» и «Дизайн».
Программа рассчитана на 17 ч, изучается в течении четверти и предусматривает традиционные комбинированные уроки, лекции, практические работы.
Заканчивается курс творческим проектом, при этом учащиеся не только создают изделие, но и демонстрируют его на заключительном занятии.
Искусство всегда воздействовало на человека через художественный образ. Поэтому развитие образного мышления является важнейшей задачей школы. Вариант программы « Интерьер жилого дома» позволяет решить эту задачу.
Курс «Интерьер жилого дома» поможет учащимся осуществить сознательный выбор профиля обучения на третьей ступени школьного образования. Он ориентирует учащихся на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.
Содержательные компоненты курса «Интерьер жилого дома» дополняют межпредметные связи по информатике, истории, черчению, изобразительному искусству , биологии.
Изучение курса предполагает тесную взаимосвязь с информационной и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Федоровская СОШ№1».
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
8-9 КЛАССОВ.
«ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА».
Программу составила:
Карпухина Л.А.
учитель изобразительного
искусства
МОУ Федоровской СОШ№1.
г.п. Федоровский 2008 г.
Элективный курс для учащихся 8.9 классов.
«Интерьер жилого дома»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметно-пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя «вторую природу», более комфортную для каждого конкретного человека. Это и послужило основанием для разработки предпрофильного курса «Интерьер жилого дома». Который является разделом образовательной области « Искусство» и «Дизайн».
Программа рассчитана на 17 ч, изучается в течении четверти и предусматривает традиционные комбинированные уроки, лекции, практические работы.
Заканчивается курс творческим проектом, при этом учащиеся не только создают изделие, но и демонстрируют его на заключительном занятии.
Искусство всегда воздействовало на человека через художественный образ. Поэтому развитие образного мышления является важнейшей задачей школы. Вариант программы « Интерьер жилого дома» позволяет решить эту задачу.
Курс «Интерьер жилого дома» поможет учащимся осуществить сознательный выбор профиля обучения на третьей ступени школьного образования. Он ориентирует учащихся на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.
Содержательные компоненты курса «Интерьер жилого дома» дополняют межпредметные связи по информатике, истории, черчению, изобразительному искусству , биологии.
Изучение курса предполагает тесную взаимосвязь с информационной и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки обучающихся.
Цели курса:
-формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к жизни личности.
- познакомить учащихся с понятием интерьера и его основными качествами с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве.
- познакомить учащихся с мультимедийными дисками и программами, расширить знания учащихся о возможностях компьютера в сфере технологий дизайна интерьера.
- способствовать формированию практических трудовых навыков.
- развивать у школьников художественный вкус и фантазию, творческую активность.
Основными задачами курса являются создания условий для формирования и развития у учащихся:
- практико-деятельностных умений в области технологий и искусства.
- творческих способностей и интереса к выполнению проектов.
- стремления проявлять свои способности и добиваться успеха.
- умение самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
- художественного вкуса и фантазии.
Предоставить возможность ученику реализовать свой интерес в области дизайна;
обеспечить учащимся возможность выполнения практических работ с целью профильного самоопределения;
Развитие познавательных и профессиональных интересов, ориентированных на выбор профиля обучения.
В процессе обучения данного курса учащиеся приобретают знания о:
- мире современных профессий в сфере обслуживания и дизайнерской деятельности;
- влиянии интерьера на психологическое состояние человека;
- стилях в интерьере и роли декоративного украшения своего жилища.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
- планировать дизайн-проектную деятельность;
- выполнять композицию интерьера и планирование квартиры;
- зонирование квартиры;
- выбирать цветовую гамму при оформлении квартиры;
- выполнять декоративное убранство интерьера квартиры.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
-экскурсия;
-практическая работа;
-творческое задание;
-лекционное занятие;
-выставка творческих работ.
Основные методы обучения:
монологический, диалогический, алгоритмический, показательный:
-преподавания: объяснительный, информационно- сообщающий. иллюстративный;
-учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
-воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Оценка результативности учебных занятий.
Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля-диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала..
Итоговый контроль-выставка творческих работ учащихся.
Средства обучения: видеоаппаратура и учебные компьютерные диски.
Учебно-методическое обеспечение: методические иллюстративные таблицы, учебники по изобразительному искусству, методические разработки.
Содержание курса.
Тема 1. Дизайн-искусство организации целостной эстетической среды.
Лекция: Теоретическое положение основ дизайна. Многообразие видов дизайна их характеристика. Краткая история дизайна. Презентация курса «Интерьер жилого дома».Понятие стиля, исторические стили в архитектуре и искусстве. Классический интерьер на практике. Эстетика модерна и создание модерна в современных условиях. Стиль «кантри». Высокотехнологичный «хай-тек». Аксиомы создания минимализма.. Стили будущего. Понятие стилевое направление, стилизация.
Тема 2. Понятие о композиции в интерьере.
Лекция: Композиция интерьера. Функциональная зона. Декоративное убранство. Этапы создания композиции. История развития интерьера. Характерные особенности жилища. Отделка квартир. Три основных качества: функциональные, гигиенические, эстетические. Композиция в интерьере, композиционные приемы. Зонирование квартиры, функциональные зоны. Декоративное убранство интерьера. Отделка квартиры. Требования, предъявляемые к материалам, используемым в отделке помещений.
Практическая работа №1.
Выполнение пространственной композиции интерьера. Планировка квартиры, ее функциональных зон.
Тема 3.Свет и цвет в дизайне и интерьере.
Лекция: Круг естественных цветов. Комбинирование по цветовому кругу. Психологическое и физическое воздействие некоторых цветов при применении. Освещение квартиры: общее, местное, комбинированное, экспозиционное, декоративное. Характеристика света. Типы освещения. Театр света и тени: нижнее и верхнее освещение в интерьере. «Живой свет»: камины и свечи. Светорежиссура. Правила и советы по световому оформлению интерьера.
Практическая работа№2.
Эскиз абажура.
Тема 4.Фитодизайн - искусство оформления пространственной среды.
Лекция: Понятие фитодизайна как искусства создания разнообразных композиций из растительного материала, художественное и рациональное размещение их в пространстве помещения. Роль комнатных растений в жизни человека, виды комнатных растений. Способы их размещения в интерьере, законы аранжировки. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения.
Практическая работа №3.
Отбор комнатных растений для интерьера квартиры и размещение их в интерьере.
Тема 5.Составление композиций для оформления интерьера комнаты.
Лекция: Понятие об искусстве икебана. Объемные и плоскостные композиции.
Виды композиций.
Практическая работа №4.
Составление объемных композиций по принципу искусства икебана.
Тема 6. Интерьер кухни и детской комнаты.
Лекция: Приемы отделки и материалы. Декоративно-прикладное искусство в интерьере кухни. Дизайн детской комнаты. Планировка кухни, обще комнаты, спальни, детской. Двери и лестницы, окна. Макетирование. Практические советы для маленьких помещений. Построение плана помещения.
Практическая работа №5.
Выполнить план кухни и всех предметов обстановки в определенном масштабе.
Тема 7. Декоративное оформление оконных и дверных проемов.
Лекция: Шторы, гардины, портьеры, жалюзи. Характеристика тканей. Дизайн окон. Драпировка оконных и дверных проемов. Различные виды тканей, применяемых при пошиве штор.
Практическая работа №6.
Эскизы штор и ламбрекенов.
Тема 8. Творческий проект.
Практические занятия: Выбор объекта проекта. Защита творческого проекта.
Тема 9. Выставка. Организация выставки. Композиционное размещение своих моделей в интерьере.
Тематическое планирование.
Наименование тем | Количество часов | ||
всего | лекции | практические работы | |
«Дизайн-искусство организации целостной эстетической среды». | 2 | 2 | _ |
Понятие о композиции в интерьере. | 2 | 1 | 1 |
Свет и цвет в дизайне и интерьере. | 2 | 1 | 1 |
Фитодизайн - искусство оформления пространственной среды. | 2 | 1 | 1 |
Составление композиций для оформления интерьера комнаты. | 2 | 1 | 1 |
Интерьер кухни и детской комнаты. | 2 | 1 | 1 |
Декоративное оформление оконных и дверных проемов. | 2 | 1 | 1 |
Творческий проект. | 2 | - | 2 |
Выставка. | 1 | - | 1 |
Всего | 17 | 8 | 9 |
Практические работы.
Практическая работа №1.
Выполнение пространственной композиции интерьера. Планировка квартиры, ее функциональных зон.
Цель: сформировать понятие о композиции интерьера, выработать умения выполнять план квартиры, ее функциональных зон.
Оборудование: иллюстративный материал, проектор, компьютер, слайды с различными интерьерами, карандаш, бумага.
Ход работы:
- Определить объект планирования.
- Выявить все функциональные зоны.
- Цветовое оформление.
Практическая работа№2.
Эскиз абажура.
Цель: дать понятие учащимся о видах абажуров, способах их декора.
Оборудование: Иллюстрации с разными видами абажуров, цветная бумага, карандаш, краски, клей, ножницы.
Ход работы:
- Продумать дизайн абажура, его декоративное оформление и место в интерьере комнаты.
- Выполнить эскиз абажура в цвете.
- Оформить с помощью аппликации.
Практическая работа №3.
Отбор комнатных растений для интерьера квартиры и размещение их в интерьере.
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями аранжировки цветов. Материалами и оборудованием, научить приемам оформления помещений .
Оборудование: иллюстрации интерьеров оформленных растениями, обучающий диск «Все о цветах и растениях», карандаш, бумага, краски.
Ход работы:
- Композиционное оформление интерьера цветами и растениями.
- Цветовое решение эскиза.
Практическая работа №4.
Составление объемных композиций по принципу искусства икебана.
Цель: дать понятие детям об икебане, ее видах, формах и использовании в декорировании помещений, научить учащихся готовить растительный материал для поделок и композиций из сухоцветов.
Оборудование: каталоги и определители растений нашего края, гербарии, сухоцветы, вазы, аксессуары для оформления композиций.
Ход работы:
- Работа с каталогами и определителями растений нашего края, знакомство с растениями при помощи гербария.
- Изучение имеющегося растительного материала и подготовка его к работе.
- Повторение способов сушки растений.
- Выполнение композиций из сухоцветов.
Практическая работа №5.
Выполнить план кухни и всех предметов обстановки в определенном масштабе.
Цель: научить учащихся выполнять план комнат, работать в определенном масштабе, оформлять интерьер предметами обстановки.
Оборудование: чертежные инструменты: линейка, циркуль, карандаш, бумага.
Ход работы:
- Повторить способы обстановки мебелью определенных комнат. Масштабы уменьшения и увеличения.
- Выполнить чертеж плана кухни и всех предметов обстановки.
- Эскиз в цвете.
Практическая работа №6.
Эскизы штор и ламбрекенов.
Цель: дать детям определенные навыки при оформлении дверных проемов и окон, с использованием элементов драпировки.
Оборудование: иллюстрации по дизайну окон и дверных проемов, бумага, краски, карандаш.
Ход работы:
1.Повторить виды тканей, виды дизайна.
2. Выполнить эскиз штор и ламбрекенов в карандаше.
3. Выполнение эскиза в цвете.
Творческий проект
Цель: Закрепление знаний и умений, выполнение выбор варианта композиции исходя из изученных тем.
Оборудование: Различный материал по выбранной теме.
Ход работы:
- Подготовка эскиза композиции или дизайнерского проекта.
- Работа над проектом
- Защита проекта
Выставка.
Цель: Научить оформлять свои работы и размещать их в интерьере.
Используемая литература.
- Нестеренко О.И., Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Ч.1- М.,2002.-
- И.В. Новикова, Л.В. Базулина .100 поделок из природных материалов.-Л.,2000.
- Н.Н.Николаенко. Икебана.-М.,1996.
- Селезнев И. Ф. Дизайн.-Минск,1978.
- Основы художественного ремесла: В 2 ч./Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус.Ч.1.художественная роспись тканей.Вышивка.-М.,1999.
- Ненашева Л. Где мы отдыхаем//Крестьянка.- 2007.-№7.-с.143-145.
- Капанина Н.А. Цвет в современном интерьере// Домашний очаг.-2006.-№7.-с.50-56.
- Гальперина Г.А. Подушки, покрывала, гардины. Шторы. Красота и уют своими руками. Практическое руководство.-М., 2004.
- Маккомбз д. Шьем вместе.-минск.1993.
- Фитодизайн: в 2 ч./составитель Савельева О.П.-Волгоград.-2005.
Видеоряд.
Обучающие диски:
«Дизайн».
«Все о цветах и растениях. Ландшафтный дизайн».
«Шьем вместе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/07/picture-382830-1520448172.jpg)
Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»
Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom» «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-494426-1415390412.jpg)
Авторская программа элективного курса " Рукоделие" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготов...
Программа элективного курса «Проценты» для учащихся 10-11 классов
Решение задач на проценты и сплавы из ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-1031434-1617590336.jpg)
Программа элективного курса разработана для учащихся 9 класса "Мир вокруг нас"
Цель программы: познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии. Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала, фо...