Применение проектно-рейтинговой технологии в процессе обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему
Основной задачей современного образования на всех ступенях, в том числе и среднего профессионального образования, является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, самооценке, инновационной деятельности.
Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Значительную часть знаний, умений и навыков студент должен приобретать не только на аудиторных занятиях, но и на основе самостоятельной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fedotova_i.n.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Федотова И.Н..,
преподаватель английского языка
Оскольский политехнический колледж СТИ НИТУ «МИСиС»
Основной задачей современного образования на всех ступенях, в том числе и среднего профессионального образования, является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, самооценке, инновационной деятельности.
Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Значительную часть знаний, умений и навыков студент должен приобретать не только на аудиторных занятиях, но и на основе самостоятельной творческой деятельности.
Хорошим примером такой самостоятельной творческой деятельности служит проектная деятельность студентов. Именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для учащихся личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские возможности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Выполнение заданий проекта выходит за рамки занятия и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия не ограничиваются приобретением определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия студентами, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из различных источников.
3. Успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом.
4. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый обучающийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Организуя работу над проектом мною соблюдаются несколько условий:
- Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, студенты ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
- Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу всех участников группы, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объёма работы, которую студенты выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность преподаватель может в других видах деятельности. А проектная работа даёт возможность развить творческие способности студента.
При работе над проектами соблюдаются следующие этапы:
1 этап – этап планирования в аудитории, организационная работа. Моя задача – вызвать интерес к теме и настроить студентов на восприятие материала, с помощью вступительной беседы.
2 этап – подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения студентов. Для этого активизирую необходимую для работы лексику и грамматические конструкции.
3 этап – выполнение проекта. Студенты собирают информацию, пользуясь различными источниками. Главная задача на этом этапе – сбор информации, оформление её.
4 этап – презентация и защита проекта.
В своей работе я использую проекты творческого характера, информационные, практико-ориентированные. Во время их подготовки студенты более тщательно прорабатывают материал, используют свой творческий потенциал; во время выполнения групповых или парных проектов обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, учатся нести ответственность в общем за всю группу и за себя в отдельности.
Результативность любой работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В последние годы наряду с традиционными достаточно широко вводятся новые методы, основанные на использовании современных образовательных технологий. В качестве такого метода в современной практике СПО рассматривается рейтинговая система обучения.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний студентов. Эта система оценки накопительного типа отражает успеваемость студентов, их творческий потенциал. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда студентов в точном соответствии с его реальными достижениями. Использование рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся позволяет дифференцировать систему их ответов по каждой теме.
Рейтинговая система контроля знаний, позволяет полнее раскрыться ребятам, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета.
Данная система оценки знаний обладает целым рядом явных преимуществ перед традиционной:
- ориентирует студентов на активную работу на занятиях;
- стимулирует их стремление приобретать, возможно более обширные знания по предмету;
- нацеливает на систематическую работу по дисциплине;
- позволяет включить в учебный процесс целую систему позитивных стимулов при серьезном ужесточении контроля (и самоконтроля);
Внедрение проектно-рейтинговой технологии в рамках изучения дисциплины «Английский язык» осуществлялся в несколько этапов:
- Был определен перечень контрольных точек по лексико-грамматическим темам.
- Была составлена оценочная шкала или критерии оценки по каждому виду деятельности студентов, как аудиторной так и внеаудиторной самостоятельной деятельности.
- Разработана система дополнительных поощрительных и штрафных баллов.
- Разработана тематика по проектной деятельности студентов.
- Студенты были ознакомлены с тематикой проектов и с оценочной шкалой , а также с общей суммой баллов за семестр в начале изучения дисциплины.
- По мере изучения учебного материала результаты заносятся в рейтинговый журнал. Проводится подведение итогов и выставление общей суммы баллов каждого студента по окончании изучения раздела.
- Набранная студентом сумма баллов переводится в традиционную оценку раз в три занятия.
Хотелось бы отметить, что общая сумма баллов за семестр определяется самим преподавателем, исходя из общего количества занятий, количества контрольных точек и проектов.
Работа по внедрению и реализации данной технологии сначала проводилась в качестве эксперимента. Были выбраны две группы первого курса: группа А – экспериментальная и группа Б – контрольная. Время проведения эксперимента – второй семестр. Данные второго семестра были сравнены с первым семестром, и вот что получилось:
Качество знаний в экспериментальной и контрольной группах за 1 и 2 семестры
Оценки, полученные экспериментальной группой в 1 семестре (до внедрения технологии)
Оценки, полученные группой за второй экспериментальный семестр
Работая с проектно-рейтинговой системой уже три года , я могу сделать вывод, что данная технология:
- позволяет стимулировать работу студентов на занятии и внеаудиторно;
- позволяет более глубоко осваивать материал для выполнения проекта и повышения рейтинга;
- позволяет студентам самим выбирать свой темп работы по предмету;
- позволяет внести дух соперничества;
- нацеливает на систематическую работу.
В результате внедрения проектно-рейтинговой технологии в процесс обучения были получены следующие положительные результаты:
- повысился шанс иметь отличную оценку для любого студента;
- существенно возросла активность на занятии;
- домашние задания в основном выполняются в полном объеме;
- повысилось качество выполнения домашнего задания;
- повысилась заинтересованность учащихся в приобретении более полных и обширных знаний по дисциплине;
- повысилась заинтересованность студентов, включая и слабых, в систематической работе на занятии и дома, а не от случая к случаю;
- повысилось стремление быть первым (элемент соревнования);
- сократилось до минимума количество пропущенных занятий.
Но также нужно отметить, что работа с рейтинговой системой оценки требует от преподавателя немалых временных затрат (процесс перевода баллов в традиционные оценки, подсчет рейтинга студентов группы хотя бы раз в месяц), что, пожалуй, является главным ее недостатком.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам
Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...
Применение интерактивных педагогических технологий в процессе преподавания иностранных языков
Современное общество требует от выпускника профессиональной образовательной организации конкурентоспособности и всесторонней развитости личности. Для того, чтобы достичь этой цели, современные педагог...
Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения иностранным языкам.
В своей работе автор делиться опытом работы по внедрению интерактивных технологий в процесс обучения иностранным языкам....
Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"
Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...
Статья Петровой-Кочкиной И.А. "Применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку" 2022г
В данной статье рассматривается инновационный педагогический опыт в сфере применения дистанционных технологий обучения...
Достоинства и недостатки применение Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Проверенные ресурсы
Разработка содержит "за" и "против" повсеместного и ежедневного применения Интернет-технологий в образовательном процессе. Добавлена таблица, содеражащая список проверенных и реком...