Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.
статья по английскому языку по теме

Байтуганова Тамара Михайловна

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, основы организации учебного процесса в такой системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

К.п.н., доцент

Байтуганова Т.М.

Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, основы организации учебного процесса в такой системе.

Прежде всего необходимо отметить, что дистанционное обучение имеет два аспекта – технический и педагогический (психолого-педагогический, дидактический).

Остановимся на последнем. С этой целью выделим особенности, в наибольшей степени присущие дистанционному обучению:

  1. Отсутствие, в большинстве случаев, непосредственного контакта преподавателя и обучаемого или специфический характер такого контакта в диалоговом режиме.
  2. Широкое использование форм отчётности и контроля знаний в виде выполнения обучаемыми определённых заданий с последующей их отправкой для проверки преподавателю в центр дистанционного обучения.
  3. Достаточно широкие возможности доступа к учебному, информационно-справочному материалу, в принципе не регламентированные временные рамки.
  4. Свобода выбора обучаемым получения информации, её объёма, степени детализации, формы представления (в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе).
  5. Возможность доступа к информационным ресурсам, базам данных, библиотекам других вузов.
  6. Возможность самостоятельного формирования образовательной программы.

В целом, более высокая степень индивидуализации обучения.

По мнению исследователей-методистов принцип учёта индивидуальных особенностей наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя.

Принцип индивидуализации обеспечивается следующими факторами:

  • способом управления учебной деятельностью;
  • Индивидуальной возможностью выбора индивидуального темпа работы;
  • адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия материала конкретным пользователем.

Адаптивность компьютерных средств обучения реализуется на основе:

- учёта вида памяти, типа темперамента обучаемого;

- обеспечения приемлемых психофизиологических характеристик человеко-машинного взаимодействия;

- выбора индивидуального темпа работы и способа изложения материала.

Исходя из имеющихся условий и опыта можно выделить следующие этапы развития систем дистанционного обучения:

Первый этап – создание технологической основы дистанционного обучения. На этом этапе создаются программы обучения, формируются отдельные задания. Содержание потоков обмена информацией ограничивается заданиями, организационно-методическими указаниями, выполненными заданиями, контрольными работами, рефератами.

Второй этап – характеризуется созданием специально разработанных модулей учебной информации, практических занятий, тестов, зачётов, экзаменов.

Третий этап – отличается представлением специально разработанной компьютерной обучающей среды, которая может использоваться для проектирования, проведения игр (организационно-деятельностных, исследовательских).

Таким образом, при создании системы дистанционного обучения необходимо формировать достаточно широкое образовательное пространство в виде системы информационно-знаниевых модулей, объединённых соответствующими учебными программами.

Основой любой образовательной системы продолжает оставаться учебник. Каким же должен быть учебник для дистанционного обучения?

Прежде всего его принципиальное отличие в более широких его возможностях. Практика показывает, что эффективной основой электронных учебников является гипертекстовая среда, позволяющая сформировать многоуровневую структуру учебника. Такая структура позволяет обеспечить целостность восприятия материала, способствует формированию системности в классифицированности приобретаемых знаний. Появляется возможность гибкого управления последовательностью изложения, логикой и формой представления материала. Для преподавателя это необходимо с точки зрения формирования курсов различного объёма, предназначенных для аудитории разной степени подготовленности.

Другим важным фактором компьютерного учебника является форма представления материала, которая должна отражать всё многообразие возможностей персонального компьютера.

В дидактическом плане должна решаться задача всестороннего, системного восприятия материала, облегчения его понимания за счёт представления структур, процессов, алгоритмов в виде, недоступном обычному учебнику. Мультимедийные технологии позволяют дополнить текстовую информацию многомерной графикой, звуком, анимацией. Это особенно важно, когда другими средствами показать процесс в динамике невозможно, а вербальные и графические описания сложны и громоздки.

Необходимым элементом системы дистанционного обучения является подсистема объективного контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков. Такая система, интегрированная в электронный учебник, включает совокупность контрольно-тренировочных заданий, практических работ, тестов и обеспечивает как объективный контроль знаний обучаемого с протоколированием результатов, так и в режиме тренинга. Для повышения эффективности и гибкости контроля разработаны различные задания из одного набора вопросов, дополненные новыми вопросами и заданиями. В вопросы включены графические изображения, гипертекстовые ссылки, адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности ответа на предыдущий вопрос.

При коммуникативном подходе к обучению иностранному языку преподаватель получает возможность постоянного обновления учебного материала. Преподаватель может адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы, материалы, интегрируя содержание программ в социокультурную среду обучаемых.

На уровне дидактического обеспечения критериями для типологии выступают способы использования компьютерных средств обучения в учебном процессе. В соответствии с допустимыми режимами и организационными формами работы можно рекомендовать:

  • индивидуальное пользование в автономном режиме (самостоятельная работа пользователя с компьютером);
  • индивидуальное пользование в режиме фронтальной работы (проведение тестирования обучаемых, терминалы которых соединены с головным компьютером преподавателя);
  • коллективую (парную или групповую) работу с одним компьютером;
  • коллективное взаимодействие при работе в режиме обмена информацией.

Основными типами специализированных учебных компьютерных программ, критерием для выделения которых выступает вид учебной деятельности, являются:

  • обучающие;
  • тренировочные;
  • контролирующие;
  • комбинированные.

Обучающие компьютерные программы содержат помимо тренировочных упражнений информационные кадры презентации нового учебного материала и средства поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов. К обучающим программам можно отнести программы исследовательского типа. При обучении иностранным языкам к таким программам относятся стимулятивно-моделирующие компьютерные программы для обучения говорению. В отличие от обучающих программ они априори не могут содержать правильных ответов, поскольку применяются для обучения созданию новых устных или письменных текстов в процессе человеко-машинного взаимодействия.

Тренировочные компьютерные программы, используемые в режиме индивидуальной самостоятельной работы обучаемых, представляют собой объединённые в учебные блоки серии упражнений для выработки прочных навыков владения определённым учебным материалом. К этого типа программам относится большинство игровых обучающих программ.

Контролирующие компьютерные программы предусматривают наряду с сериями упражнений тестового характера наличие средств учёта количества ошибочных ответов, регистрация времени выполнения задания и выставления итоговой отметки на основе подсчёта баллов. Одной из разновидностей контролирующих компьютерных программ являются диагностические программы, которыми мы пользуемся для установления уровня обученности иностранным языками студентов на определённом этапе.

К комбинированным компьютерным программам относятся, как правило, обучающие либо тренировочные программы, содержащие модуль контроля.

Специализированные компьютерные программы классифицируются в соответствии с типами заданий и видом предлагаемых в них упражнений, который предусматривает различение «непрямо коммуникативных компьютерных программ» или «программ компетенции», предлагающих комплексы упражнений по формированию отдельных навыков и «коммуникативных компьютерных программ», интегрирующих учебную деятельность в процессе коммуникации.

Исходя из того, что процедурное мышление является мощным интеллектуальным средством, в основе процесса обучения при алгоритмическом подходе лежит бихейвиористская схема: «стимул-реакция-подкрепление» и такие традиционные принципы программированного обучения, как цикличность, систематичность, обязательная обратная связь и пошаговая процедура подачи учебного материала. Программы алгоритмического типа используются в учебном процессе для тренировки и контроля, реализуя тренировочно-репетиторскую и контролирующе-коррегирующую функции преподавателя, и условно делятся на тренировочно-контролирующие и обучающие.

Обычно алгоритмические компьютерные обучающие программы невелики по объёму и рассчитаны на сеансы работы, не превышающие 10 – 20 минут в соответствии с психофизиологическими требованиями к работе обучаемых за компьютером. Эффективность обучения по таким программам зависит от качества знаний, от методичческой и психологической обоснованности их последовательности, а также от систематичности применения компьютера.

Эти программы незаменимы при овладении орфографическими, грамматическими и лексическими навыками и могут быть использованы с некоторыми ограничениями для формирования умений чтения и письменной речи.

Сеанс работы с компьютерными обучающими программами алгоритмического типа строится следующим образом:

  1. на экране монитора предъявляется порция учебной информации;
  2. после ознакомления с информационным кадром обучаемому предлагается задание, выполняемое в режиме «вопрос - ответ»;
  3. обучаемый даёт ответ, используя различные варианты его ввода в зависимости от типа задания (буквенный или цифровой ввод ответа с помощью клавиатуры, выделение одного из предлагаемых вариантов ответа курсором с использованием клавиатуры или «мышки»);
  4. программа оценивает правильность ответа путём сравнения его с эталоном, заложенным в базу данных компьютерных обучающих программ, и сообщает результат проверки обучаемому:

- если ответ правильный, он регистрируется и затем обучаемому предлагается следующее задание;

- в случае неправильного ответа предусматривается сообщение обучаемому об ошибочности его ответа и возврат к информационному кадру либо переход к кадру комментария ошибки (обычно общего характера);

  1. работа заканчивается выставлением итоговой оценки на основе подсчёта соотношения количества правильных ответов с числом выполненных заданий (иногда с учётом темпа работы и времени прохождения программы).

При обучении чтению с целью формирования умений извлечения из текста смысловой информации и контроля понимания прочитанного сеанс работы с программой может выглядеть следующим образом:

  1. на дисплее предъявляется текст или его фрагмент;
  2. обучаемому предлагается выполнить ряд заданий либо ответить на вопросы по содержанию текста;
  3. обучаемый даёт ответ, используя различные способы его ввода в зависимости от типа задания. Это может быть:
  • указание ответа курсором в тексте;
  • выделение или подчёркивание ответа в тексте;
  • альтернативный выбор из двух предложенных вариантов ответа;
  • ответ по технике множественного выбора путём обозначения курсором либо вводом с клавиатуры номера, соответствующего одному из предлагаемых вариантов ответа;
  • заполнение специальной информационной таблицы;
  • запись ответа с использованием клавиатуры.
  1. Компьютер оценивает правильность ответа на основе его сравнения с эталоном и сообщает результаты учащемуся.

Важнейший элемент любого курса – мотивация: для этого необходимо изыскивать разнообразные формы и приёмы.

Современные информационные технологии дают неограниченные возможности решения проблемы дистанционного обучения. Особое значение при обучении И.Я. приобретает звуковое сопровождение, которое может быть реализовано с помощью CD-ROM/

Какие же методические принципы используются в методике дистанционного обучения?

  • принцип коммуникативности (контакт с преподавателем и в группе);
  • принцип сознательности. Он предусматривает опору на уже приобретённую систему правил;
  • принцип опоры на родной язык обучаемых;
  • принцип доступности, который обеспечивается в дистанционных курсах за счёт интерактивного режима работы.

Специфической чертой обучения И.Я. дистанционно является:

  1. самостоятельная практика обучаемого;
  2. интерактивность, на основе которой строится деятельность обучаемого и руководство педагога.

Учебный процесс при дистанционном обучении подвергается структурированию; структура курса становится модульной. При такой подаче обучаемый может проследить своё продвижение от модуля к модулю.

Итак,, применение компьютерной технологии в качестве инструмента поддержки профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс путём систематической регистрации его параметров и созданию банков данных по каждому конкретному обучаемому и группе обучаемых в целом. Системы учёта и анализа ошибок дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных исследований и упростить работу по организации учебного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Карамышев Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера.

СПБ: ИЗД. «Союз», 2011.

  1. Акопова М.А. Индивидуализация обучения иностранным языкам в техническом вузе с помощью ЭВМ.Л.: АКД, 2012.
  2. Характеристика современных методик преподавания И.Я. workstarefer.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки, организации и проведения учебных военно-полевых сборов для учащихся 10-х классов Шпаковского района.

Данная методическая работа содержит нормативно-правовые и методические рекомендации по подготовке, организации и проведению военно-полевых сборов учащихся 10-х классов школ в условиях сельского регион...

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...

Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий

Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...

Методические указания по организации и проведению учебных занятий по дисциплине Алгебра 9 класс

Помощь учащимся с освоении одной из сложных тем предмета Алгебра в 9 классе. Отработка умений учащихся решать задачи комбинаторики, математической статистике и теории вероятности....

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ...


 

Комментарии

Скирневская Виктория Борисовна

Интересный и нужный материал. Спасибо